Аспект бессмысленности в творчестве А. П. Чехова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 31.01.2020

Статья просмотрена: 585 раз

Библиографическое описание:

Касиева, Х. М. Аспект бессмысленности в творчестве А. П. Чехова / Х. М. Касиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66972/ (дата обращения: 15.11.2024).



ХХ век характеризуется тем, что достаточно большое количество людей начинает чувствовать свою бессмысленность, бессмысленность своей жизни, поступков, отсутствие в жизни положительного смысла из — за потери старых ценностей, отсутствие рефлексии мировоззрения, которая дает возможность идти к определенному концу. В данной статье предпринята попытка анализа заурядного смысла в творчестве А. П. Чехова.

Ключевые слова: повесть, бессмысленность, Чехов, дисгармония, неясность.

Как считает достаточно большое количество современников, А. П. Чехов — один из главных представителей абсурдного контекста. Основная черта его произведений — это туманность и незавершённость, расплывчатость и отсутствие знаний о том, что случится в будущем. В произведениях Чехова отсутствует объяснение причин того, что уже произошло в прошлом. Конечно, этот факт не говорит об отсутствии художественного конца — это та победительная, жизнеутверждающая бесконечность, которая постоянно открывается нам в любом создании подлинного искусства.

Автор часто раскрывает в самых обычных и простых людях неожиданные качества характера: внутренний мир человека показывается необъятным и бескрайним. Например, рассказ «Душечка» показывает нам именно такой мир. Но такая непредсказуемость человека опасна зачастую тем, что влечет за собой неизбежно разочарование, в результате чего человек замыкается в себе, не имея каких-либо определенных причин. Человек в результате этой бессмысленной причины пропадает в пустой повседневной жизни.

Рассмотрим героя рассказа «Крыжовник», который всю жизнь пытается приобрести свое собственное поместье и жертвует ради этой мечты очень многим. Его мечта в конце концов осуществляется, но какую большую цену он за нее заплатил.. свел собственную жену в могилу из-за своей жадности, потерял все, что у него было, и в конце концов деградировал сам [3, с. 118].

Рассказ «Крыжовника» построен по принципу «рассказ в рассказе». Описание главного героя предваряет экспозиция, которая содержит описание богатой, щедрой, величественной природы. За счет такого приема автор показывает духовную нищету мелкого служащего.

А. П. Чехов становится своего рода матрицей, куда читатель может вставлять то, что ему захочется. Может быть именно поэтому А. П. Чехов стал так известен на Западе, где он воспринимается как писатель, которого нужно не понимать, а чувствовать, весь шарм писателя заключен в том, что умеет сочетать абсурдность и многозначность мечтаний. Западный читатель воспринимает Чехова как нигилистическое отрицание всего: и повседневности, и личности, и даже судьбы.

Изначально А. П. Чехов ставил перед собой более обширные задачи: он хотел создать роман в рассказах, которые были бы объединены общими персонажами и героями. Примерное название автор себе уже придумал — «Рассказы из жизни моих друзей». Как бы ему не хотелось, крупного произведения не получилось. Сначала автору помешала достижению этой цели болезнь. Ну а затем, он потерял прежний интерес и пыл к данной работе и стал писать «сухо», обыкновенно.

В конечном счете, от большого идейного плана осталось только три небольших рассказа, но они являются лучшими произведениями Чехова и русской классики в целом. эти три рассказа связаны не только схожими темами и героями, во всех трех рассказах одна общая тематика «футлярной жизни» [1, с. 14].

«Крыжовник» был написан благодаря рассказу близкого друга А. П. Чехова Анатолия Федоровича Кони. Тот рассказал автору об одном чиновнике, который очень долго мечтал приобрести дорогой мундир, вышитый золотом, и копил на него все свои деньги. Когда он все-таки его купил, не нашлось повода надеть его. Целый год мундир провисел в шкафу, золотая вышивка потемнела из-за нафталина, и мундир потерял свой первозданный вид. Через некоторое время этот чиновник умирает и будто по иронии судьбы его хоронят именно в том мундире, на который он копил деньги всю свою сознательную жизнь и так и не надел при жизни.

А. П. Чехов был очень впечатлен данной историей и начал писать свои первые строки. Вместо петербургского чиновника автор приводит служащего казенной палаты, который всю жизнь мечтает купить поместье с кустами крыжовника. В роли выступает рассказчика — ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. При возвращении как-то с охоты домой со своим другом он попадает под дождь. Они договорились переждать ненастье в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают неспешно беседовать. Иван Иванович повествует о своем брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

Все свое сознательное детство братья Чимша-Гималаевские живут в дворянской усадьбе. Когда их отец погиб, должники отобрали у них поместье. Братьям пришлось выживать самим. Иван Иванович стал врачом, Николай Иванович — служащим казенной палаты. Несмотря на все сложности судьбы, брат Николай не расстался со своей мечтой иметь собственное поместье с прудом, в котором живут уточки, и садом, в котором непременно будут кусты крыжовника.

Николай Иванович сильно мечтал об этом, что начал жить впроголодь, отказывая себе во всем, лишь бы накопить на свою мечту. Он очень поздно женился, да и причиной женитьбы было то, что его будущая супруга в то время имела какой-то капитал.

Эти деньги Николай Николаевич тоже отправил в банк и продолжал копить. Постоянный голод и лишения сказались на здоровье его супруги и она в скором времени умерла. Это обстоятельство не особо тронуло нашего героя, ведь у него была мечта, которая почти осуществилась: долгожданные деньги на поместье накоплены. Николай Иванович купил землю с домом в Чумборокловой Пустоши и сделал гордую приписку к названию «Гималайское тож».

Через несколько лет Николая Ивановича навестил брат, Иван Иванович. «Гималайское тож» произвел не особо приятное впечатление: вместо чистого пруда, о котором мечтал брат виднелась желтая речка, вокруг стоял смог из-за работающих недалеко заводов, везде были видны котлованы, заборы, безобразно высаженные деревья.

По поместью бегала толстая собака и жирная, безобразная кухарка. Брата Николая Иван сначала даже не узнал. Он стал обычным барином, ленивым, толстым, который целые дни напролет занят пререканиями с заводами и обходами своих владений.

На стол были выставлены первые плоды долгожданного урожая крыжовника. Это были кислые, невкусные ягоды. Однако, Николай Иванович этого никак не замечал. Он был бесконечно счастлив, наконец его мечта осуществилась. Он даже с постели ночью вставал, чтобы съесть одну ягоду своего долгожданного крыжовника [2, с. 441].

Автор винит чиновника не за его мечту, а за тот путь, которым он последовал для ее осуществления. В результате такого пути ничего более дельного получиться и не могло. И по этой причине, став новым барином, Николай Иванович надевает новый футляр. Он заперся в своем страшном поместье и ведет бесцельное пустое существование.

Он никаким образом не смог изменить окружающую местность, он возводил все новые глухие заборы, чтобы отделиться от внешнего мира. Николая Ивановича больше не привлекают ни благополучие, ни просвещение крестьян. Общение барина с местными сводится на скандалах за ошибки и небольших подарках алкоголя по праздникам. И даже крыжовник будучи невкусным и кислым, говорит о том, что цель всей жизни Николая Ивановича была пустой и бессмысленной. Но самое страшное это то, что «футлярные люди» так сильно и глубоко запираются в своих стенах, что не имеют возможности адекватно анализировать происходящее. Николай Иванович является олицетворением того самого «футлярного человека» — его не интересует внешняя жизнь, ему не интересны новые встречи и знакомства — это всё ему кажется бесполезным и бессмысленным. Для него радость — жить в своем имении, просто наслаждаясь тем, что оно у него есть. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

Будучи человеком чуткой, уязвимой души Антон Павлович Чехов весьма незначительно распространялся по поводу такого совершенно личного вопроса как вера и отношения к религии. Только в своём творчестве намёками, полутонами, стараясь “не давить” на читателя, парирует А. П. Чехов свои ощущения.

Литература:

  1. Абросимов А. А. Статья о Чехове. Литературный сборник. М., 2015 г. — 35 с.
  2. Coхpяков Ю. И. Чехов и “Театр абсурда” в истолковании Д. К. Оутс. // Русская литература в оценке современной зарубежной критики. — М.: Изд.-во Моск. ун-та, 2015. — 774 c.
  3. Челак В. Г. «Чехов жив. Сборник рассказов» — Москва, Издательство: АСТ. 2015 г. — 561 с.
  4. Чехов А. П. Собрание юмористических рассказов в одном томе Издательский дом: Э, 2016 г. — 342 c.
  5. Чехов А. П. Рассказы. Издательство «АСТ», 2017 г. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рассказ, Чех, Чехов, автор, брат, жизнь, казенная палата, конец концов, куст крыжовника, мечта, собственное поместье.


Ключевые слова

повесть, Чехов, бессмысленность, дисгармония, неясность

Похожие статьи

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России

Статья посвящена анализу духовной эволюции, пережитой выдающимся русским мыслителем и писателем Константином Леонтьевым. Он прошел сложный путь от первоначальной детской религиозности, последующего религиозного кризиса в молодости и, наконец, духовно...

Михаил Лермонтов: общее и универсальное

В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографи...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Николай Степанович Гумилев как представитель Серебряного века русской поэзии

В статье исследуется творчество Николая Степановича Гумилева как представителя Серебряного века русской поэзии. Предпринимается опыт реконструкции мировоззренческого ядра; выявляются основные принципы и категории, на которых базируется его художестве...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Свободный выбор в жизни человека

В работе анализируется значение решений, свободно принимаемых человеком. Ав-тор выявил, что степень успешности человеческой жизни связана со свободным выбором человека. Показана зависимость деятельности человека от его свободного выбора. Свободный вы...

Интертекст в произведении А. Белого «Возмездие»

В данной статье проанализирована необходимость изучения явления интертекстуальности для полноценного анализа художественных произведений. Предпринята попытка рассмотрения аллюзий в произведении А. Белого «Возмездие». Выявлена взаимосвязь текста А. Бл...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Похожие статьи

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России

Статья посвящена анализу духовной эволюции, пережитой выдающимся русским мыслителем и писателем Константином Леонтьевым. Он прошел сложный путь от первоначальной детской религиозности, последующего религиозного кризиса в молодости и, наконец, духовно...

Михаил Лермонтов: общее и универсальное

В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографи...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Николай Степанович Гумилев как представитель Серебряного века русской поэзии

В статье исследуется творчество Николая Степановича Гумилева как представителя Серебряного века русской поэзии. Предпринимается опыт реконструкции мировоззренческого ядра; выявляются основные принципы и категории, на которых базируется его художестве...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Свободный выбор в жизни человека

В работе анализируется значение решений, свободно принимаемых человеком. Ав-тор выявил, что степень успешности человеческой жизни связана со свободным выбором человека. Показана зависимость деятельности человека от его свободного выбора. Свободный вы...

Интертекст в произведении А. Белого «Возмездие»

В данной статье проанализирована необходимость изучения явления интертекстуальности для полноценного анализа художественных произведений. Предпринята попытка рассмотрения аллюзий в произведении А. Белого «Возмездие». Выявлена взаимосвязь текста А. Бл...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Задать вопрос