Циклический архетип времени в современной научной фантастике (на материале рассказа К. Чихунова «Цитадель») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Стройков, А. В. Циклический архетип времени в современной научной фантастике (на материале рассказа К. Чихунова «Цитадель») / А. В. Стройков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66975/ (дата обращения: 15.11.2024).



1. Последние десятилетия, связанные со становлением постиндустриального (информационного) общества, отмечены компьютеризацией едва ли не всех сфер человеческой деятельности. Цифровая революция, проявившаяся прежде всего в возникновении Интернета и электронной виртуальной реальности (модели которой становятся всё более достоверными), а также в лавинообразном росте мощностей вычислительной техники, противоречива: она имеет как положительные, так и отрицательные черты.

Основным ресурсом, продуктом производства и товаром в постиндустриальном социуме является информация, генерируемая и потребляемая в поистине колоссальных масштабах.

Феномен информационного общества, представляющий интерес главным образом для философов, социологов и культурологов, может быть рассмотрен также в филологическом ракурсе, поскольку всеобщая информатизация затронула и литературный процесс.

Сегодня существует бесчисленное множество интернет-сайтов, где любой желающий может свободно выложить в открытый доступ свои произведения (к сожалению, часто подобные тексты оказываются весьма и весьма посредственными в художественном отношении [4]). Следует также упомянуть об электронных библиотеках, где представлены классические произведения и работы современных писателей, интернет-издательствах, сетевых литературных журналах и альманахах. Кроме того, нельзя оставить без внимания феномен интернет-дневников, «предтечей» которых считается дневниковая проза рубежа XIX-XX вв. (прежде всего творческое наследие В. В. Розанова) [5, с. 232].

Цифровая революция не обошла стороной и те литературные периодические издания, что «по старинке» выпускаются в бумажном формате: они, как правило, имеют «дополнительные» электронные версии, а для взаимодействия с авторами и читательской аудиторией их редакция так или иначе использует интернет-технологии.

Относительно недавно в литературоведческую терминологию вошло понятие «сетевая литература» («сетература», «сетелитература»). Проблема сетевой литературы как специфического феномена информационной эры разработана в достаточно малой степени. Данный пласт современной изящной словесности — богатый материал для дальнейших исследований [4].

Может показаться, что сетевая литература не имеет ничего общего с литературой бумажной. Однако подобное впечатление ошибочно. Очень красноречиво об этом сказала Е. А. Бурцева: «…большая бумажная литература и сетевая литература — это не два параллельных мира, и тем более, сетелитература не противопоставлена несетевой. Это один большой многообразный литературный мир… и сетелитература, и бумажная литература оперируют одним и тем же языковым материалом, даже более того — средства художественной выразительности и в сететекстах по большей части остаются традиционно-общепринятыми [4]».

Одним из популярных литературных ресурсов русскоязычного сегмента Интернета является онлайн-журнал «ФАНТАСТИКА.РФ». В этом издании, основанном в 2012 году, публикуются фантастические произведения, а также критические и научно-популярные материалы соответствующей тематики. В одном из выпусков журнала был опубликован научно-фантастический рассказ Константина Чихунова «Цитадель», который будет рассмотрен в данной статье. Но перед тем как приступить к анализу, сделаем ещё несколько теоретико-концептуальных замечаний.

2. За основу настоящего исследования взята мифопоэтическая методология.

Миф — древнейшая форма мышления, исторически первый способ познания действительности (религия, философия и наука появились гораздо позднее) [6]. Его отличительной чертой является чувственно-эмоциональное, художественное, иносказательное, а не рационально-логическое объяснение процессов, протекающих в природной среде или в сфере социально-политического бытия.

В современной науке выделяются следующие основные типы мифов:

а) космогонические (мифы, рассказывающие о возникновении Вселенной);

б) теогонические (мифы, повествующие о рождении богов);

в) антропогонические (мифы о появлении человека);

г) календарные (мифы о смене времён года);

д) эсхатологические (мифы, рассказывающие о гибели мира, победе Смерти над Жизнью, Хаоса над Порядком).

Было бы ошибкой утверждать, что миф безвозвратно ушёл в прошлое. Напротив, те или иные отголоски мифологического сознания по сей день обнаруживаются во многих стратах человеческой деятельности, в том числе деятельности эстетической. Мифопоэтика как исследовательская установка предполагает рассмотрение художественного произведения с точки зрения наличия в его формально-содержательной структуре компонентов мифологического материала, называемых мифологемами.

Ещё одна ключевая категория настоящего исследования — архетип. Названный термин был введён в научный оборот К. Г. Юнгом. Архетип — это элемент коллективного бессознательного, трансперсональный культурный «первообраз». Как неотъемлемая часть человеческого мышления архетипы неизбежно воспроизводятся в произведениях искусства, получая образное выражение. Художественный образ, порождённый воображением автора, всегда индивидуален, однако лежащая в его основе архетипическая константа имеет универсальную природу.

В настоящее время принято различать архетипы «локальные», являющиеся культурным достоянием отдельных наций, этносов, племён, и общечеловеческие [7, с. 67]. Одним из общечеловеческих архетипов является архетип времени.

Существуют две разновидности архетипической временной модели:

а) линейная (необратимость свершающихся изменений);

б) циклическая (обратимость, повторяемость протекающих процессов).

Отметим: второй из названных типов представления о ходе времени является куда более древним и «живучим» в человеческой ментальности [8, с. 186].

3. Действие рассказа Константина Чихунова «Цитадель», опубликованного в онлайн-журнале «ФАНТАСТИКА.РФ» (выпуск от 13 сентября 2013 г.), разворачивается в отдалённом будущем. Несмотря на малый объём, данное произведение охватывает огромный промежуток времени, что позволяет назвать его самой настоящей «мини-эпопеей». Довольно интересный с точки зрения содержания, текст, к сожалению, страдает рядом пунктуационных и стилистических «огрехов». В приводимых ниже цитатах будет сохранена пунктуация, данная в источнике.

Рассказ повествует о расцвете человеческой цивилизации и последующем её упадке из-за нашествия жестоких космических агрессоров, названных Жнецами: «Великая Земная Империя в то время находилась на вершине своего расцвета и разрослась до невиданных пределов. Сотни колоний в самых отдаленных уголках галактики гордо и смело вносили свою лепту в общее дело. Казалось, что нет задачи, которая оказалась бы не под силу империи. Казалось, не существует врага, который смог бы устоять против ее сокрушительной мощи. Пока не пришли Жнецы.

Их чудовищное оружие могло сжимать в точку планеты. Они умели изменять звезды, превращая их в красные гиганты, которые испепеляли свои планетные системы [1]».

Человечество, поставленное на грань исчезновения, спасает неожиданная милость судьбы: «Внезапно Жнецы ушли. Появившись ниоткуда, они исчезли без следа [1]». В результате неравного противоборства некогда могущественная империя превращена в руины, а преодоление последствий чудовищной катастрофы даётся с колоссальным трудом.

Спустя три столетия с окончания кровопролитной войны, следы которой всё ещё ощутимы, в глубинах космоса обнаруживается корабль класса цитадель — один из использовавшихся в довоенную эпоху гигантских звездолётов-охранных постов, предназначенных для защиты границ империи. Уцелевший осколок далёкого прошлого представляет огромный интерес, и для его всестороннего изучения организуется специальная экспедиция.

Участникам миссии удаётся проникнуть внутрь цитадели, где они находят бесценную информацию: сведения о происхождении Жнецов, а также о причинах их вероломного нападения и таинственного исчезновения.

Выясняется, что Жнецы — это люди будущего, а устроенный ими «крестовый поход» преследовал благую цель: «Жестокие и беспощадные Жнецы, уничтожившие империю. Агрессоры, одно воспоминание о которых держит людей в ужасе целые века — это мы сами.

В далеком будущем, наши потомки, в своих научных изысканиях, запустили какие-то необратимые процессы, ведущие к неизбежной гибели всей Вселенной. И тогда они отправились в прошлое, чтобы уничтожить своих предков. Уничтожая свое прошлое, они убивали свое настоящее и себя вместе с ним. Вот почему они исчезли без следа.

Но они оставили необходимое количество людей для возрождения новой цивилизации [1]».

Цитадели в плане Жнецов была отведена важнейшая роль: её экипаж выступил хранителем послания, предостерегающего человечество от повторения роковой ошибки.

Как видим, в основе конфликта — оппозиция эсхатологической и космогонической мифологем. Обозначенная антитеза прослеживается в произведении на разных уровнях: противопоставление довоенной и послевоенной эпох («Хотя техника была и земной, она значительно отличалась от той, что существовала ныне. По сути довоенная и послевоенная эпохи, принадлежали к различным культурам»), разрушения и созидания («Организовать выживших удалось лишь на Земле и еще всего на нескольких планетах. Все остальные колонии были ввергнуты в первобытный хаос… Поселения строили заново на новых местах… Мало-помалу люди, вновь возвращали себе утраченные позиции»), жестокие и одновременно благородные деяния Жнецов, противоборство тёмной материи и тёмной энергии, с воздействием на которые связан злополучный научный эксперимент, вынудивший человечество «перезапустить» собственную историю.

Но взаимоотношения эсхатологической и космогонической констант не сводятся исключительно к противостоянию. Противоборствуя, эсхатология и космогония в то же время дополняют друг друга. Они нераздельны, одно не существует без другого. В этой системе координат ни жизнь, ни смерть не являются абсолютной величиной.

Диалектический «симбиоз» эсхатологической и космогонической мифологем восходит к древнейшей темпоральной модели. В рассказе К. Чихунова «Цитадель» циклический архетип времени подвергся существенной «модернизации», т. к. был осмыслен в научно-фантастическом ключе (научная фантастика — относительно молодой феномен культуры). В этом плане рассмотренное произведение может служить наглядной иллюстрацией одной из ключевых закономерностей развития художественной литературы — принципа традиции и новаторства.

Литература:

  1. Чихунов К. Цитадель [Электронный ресурс] \ К. Чихунов \ Онлайн-журнал «ФАНТАСТИКА.РФ». — Выпуск от 13 сентября 2013, пятница URL:http://фантастика.рф/публикации/рассказы/цитадель.html (дата обращения 06. 01. 2020)
  2. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — Киев, 1984.
  3. Левит А. Я. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. — Университетская книга, 1997. — 640 с. — (Культурология. XX век)
  4. Бурцева Е. А. Жанры сетевой литературы [Электронный ресурс] \ Е. А. Бурцева \ Современные проблемы науки и образования — 2014. — № 5. URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=14665 (дата обращения 07. 01. 2020)
  5. Тарнаруцкая Е. В. Монтаж и фрагментарная проза: к вопросу о разграничении техник. — Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 4. — 2012. — № 2. — С. 230–234.
  6. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. — М., 1972.
  7. Стройков А. В. Архетип мудреца в песне Е. Летова «Про червячков» [Электронный ресурс] \ Стройков А. В. \ Вестник магистратуры. — 2018. — № 11. — С. 67–69 URL: http://www.magisterjournal.ru/docs/VM86_3.pdf
  8. Затонский Д. В. Постмодернизм в историческом интерьере. — Вопросы литературы. — 1996. — № 3. — С. 182–205.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевая литература, XIX-XX, архетип, бумажная литература, Жнец, космогоническая мифологема, миф, послевоенная эпоха, произведение, цифровая революция, человеческая деятельность.


Похожие статьи

Мифологизация художественного пространства в романе Павла Крусанова «Укус ангела»

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Специфика адаптации сленга в произведении Э. М. Ремарка «Три товарища»

Черты неореализма в романе В.С. Маканина «Испуг»

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»

Национальная мифология в современном футурологическом романе (по роману Дмитрия Быкова «ЖД», 2006 г.)

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести В.С. Маканина «Гражданин убегающий»)

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Похожие статьи

Мифологизация художественного пространства в романе Павла Крусанова «Укус ангела»

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Специфика адаптации сленга в произведении Э. М. Ремарка «Три товарища»

Черты неореализма в романе В.С. Маканина «Испуг»

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»

Национальная мифология в современном футурологическом романе (по роману Дмитрия Быкова «ЖД», 2006 г.)

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести В.С. Маканина «Гражданин убегающий»)

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Задать вопрос