Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 31.01.2020

Статья просмотрена: 1802 раза

Библиографическое описание:

Сорокина, Н. В. Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения / Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 327-328. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66981/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения утреннего сбора [3, с.5].

Сегодня мы поделимся опытом организации образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе на утреннем сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми. Технологию «утренний сбор» в своем детском саду мы начали использовать в 2015 году.

Мы видели, что дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в планировании дневных дел в группе, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам, действиям, действиям других.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты [1, с.12].

Основная цель утреннего сбора: создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Структура группового (утреннего) сбора:

  1. Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). 1–3 минуты
  2. Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). 2–5 минут
  3. Обмен новостями. 2–10 минут
  4. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). 5–12 минут [3, c.10].

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Для начала мы выбрали для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора — звон колокольчика.

Сбор проходил в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидели на коврике на подушечках.

Для приветствия мы использовали различные предметы (любимую игрушку, мяч, флажок, волшебную палочку, микрофон), которые передавали по кругу тому, кому предназначалось приветствие.

Также использовали стихотворные, песенные приветствия; здоровались ладошками, плечиками, дарили разнообразные пожелания, комплименты.

Затем мы проводили игры:

– пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);

– словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);

– игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);

– игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело [2, с.28].

Далее мыпредоставили возможность детям рассказать другим то, «что еще никто, кроме них не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Данному разделу группового сбора мы уделили наибольшее внимание. Дети рассказывали, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Мы предложили ребятам самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях, пояснив, чтобы они не останавливались на новостях, связанных с покупкой вещей.

Также на данном этапе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, / сколько дней осталось до ближайшего дня рождения,/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Дети не просто отмечали время года, но и называли предыдущее и следующее; перечисляли признаки текущего времени года.

Динамическую паузу мы проводили также в соответствии с тематическим проектом.

Планирование дня строилось на модели трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что надо сделать, чтобы узнать?».

Реклама деятельности в уголках — важная часть группового сбора. Дети не просто выбирали уголки, в которые хотят пойти, но и сами решали, в каком уголке можно решить ту или иную задачу [3, с.47].

В ходе этого этапа сообщалась информация: о плане деятельности на текущий день (проводилась презентация уголков, сообщалось детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагалось подумать и решить, в какой центр они пойдут).

Уголки открыты ежедневно, интегративны по своей сути. Они наполнены разнообразными развивающими играми и дидактическими материалами. В непопулярном для детей уголке мы сами организовывали работу. Если в уголке предлагались значимые для развития материалы, но дети их игнорировали, мы на 1 день закрывали уголок, который отвлекал детей.

После деятельности детей в уголках проводился итоговый сбор, задачей которого было организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в уголках, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги [2, с.56]. На итоговый сбор детей собирал все тот же условный сигнал (колокольчик), дети приносили из уголков все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остались только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т. д.). Это вовсе не означает. Что они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.

Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас [4, с.34].

Результаты работы по данной технологии: уровень социально-коммуникативного развития воспитанников 4–5 лет (средняя подгруппа) по итогам работы в 2016–17уч. году — 57 %; воспитанников 5–6 лет(старшая подгруппа) по итогам работы в 2017–18уч. году -79,5 %; воспитанников 6–7 лет(подготовительная подгруппа) по итогам работы в 2018–19уч. году — 91 % (обследовано 12 воспитанников старшей разновозрастной группы).

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом [4, с. 37].

Утренний сбор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество [1, с. 40].

Литература:

  1. Грацкая А.А Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 февраль 2012 г. с. 9
  2. Иваницкая Г. В. Утренний сбор — начало интересного дня // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1. — С. 13–15.
  3. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. — М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.
  4. Бондаренко Т. Н. Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей // электронный журнал.
Основные термины (генерируются автоматически): утренний сбор, ребенок, групповой сбор, итог работы, уголок, день, игра, планирование дня, совместная деятельность, старшая разновозрастная группа.


Похожие статьи

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Похожие статьи

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Задать вопрос