Теоретические аспекты исследования феномена театральности в культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Д. Ф. Теоретические аспекты исследования феномена театральности в культуре / Д. Ф. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66983/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: театральность, воображаемое действие, культурологический подход, феномены культуры, театр, повседневная культура, проблема театральности.

Проблема театральности имеет большое значение для понимания современной культуры, принципов сосуществования и взаимодействия различных феноменов. В XX веке, когда начался процесс размывания жанровых рамок искусств и возникновение новых его видов, произошел раскол и возникли различные идеи в сфере духовной культуры. Многие исследователи обратились в тот момент к осмыслению процессов, происходящих в обществе. Понятие «театральности» в тот момент уже не раз становилось предметом обсуждения теоретиков и деятелей искусств. Однако хотелось бы выделить необходимость использования этого понятия в ином свете, в рамках культурологического подхода. Если обратиться к научной литературе театральность рассматривается в большей части как свойство театра, и по содержанию в себя включает множество характеристик данного вида искусства, которые как известно сформировались еще в античную эпоху. Рассматривали театральность относительно театра и такие авторы как Аристотель в «Поэтике» и Дидро в своей работе «парадокс об актере».

Рассмотрение понятия театральности как феномена культуры довольно сложно с точки зрения методики. Отсутствие междисциплинарного подхода приводит к рассмотрению с определенного ракурса. В то же время полноценный разбор и анализ данной темы может раскрыть потенциал театральности и сместить парадигму классического исследования в рамках искусствоведения к более полноценной культурологической экспертизе феномена. Театральность строиться на взаимодействии различных видов искусства, и одновременно с этим включает в себя различные нехудожественные сферы культуры, такие как игровая и ритуально-обрядовая. В связи с этим становится очевидным, что театральность должна рассматриваться не только в узком смысле (как свойство театра), но и в широком смысле слова как некая универсалия, как интегративное свойство системы культуры, раскрывающее важнейшие стороны ее генезиса и функционирования.

На данный момент в научной практике существуют три основные позиции касательно понятия театральности и ее места в культуре. Первую позицию театральность как свойство театра поддерживали такие исследователи как В. Плучек, М. Ю. Лотман, М. Захаров, Г. Товстоногов, П. Пави. Вторая позиция — это театральность как общехудожественное свойство, описывающее свойства художественной коммуникации, представитель Т. Курышева. Третья позиция, более подробная и рассматривает театральность как явление культуры, представители: А.Вислов, М.Гашкова, Н.Евреинов, Дж. Г. Мид, К. Бёрк, Ги Дебор.

Между тем можно выделить причины повышения интереса к понятию театральности. Первая причина — это стремительное изменение в содержании и характере зрелищной коммуникации. Возникновение новых форм театральности, обращение к зрителю и включение его в коммуникацию. Вторая причина необходимость методологического пересмотра основ истории и теории театра, в связи с происходящими изменениями в обществе. В особенности в сфере культуры и коммуникации, а также в повышении интереса к традиционной культуре и фольклору. Третья причина заключается в повышенном внимании к проблемам театра и театральности, в связи с бурным развитием технологий, которые определяют будущее театра как вида искусства и формы художественно-эстетической коммуникации. Четвертой причиной является попытка осмысления новых тенденций, связанных с размыванием и разрушением видовых и жанровых границ искусства и художественной деятельности.

Вследствие обозначенной проблемы наиболее перспективным в исследовании оказывается культурологический подход, ориентированный на слияние различных областей гуманитарного знания. «В отечественной науке определенными кульминациями в обсуждении проблемы театральности можно считать 1920-е и конец 1980-х гг. — периоды, связанные с нарастанием перестроечных тенденций в общественной жизни и, соответственно, с кризисом самого театрального искусства, который был обусловлен как его внутренним состоянием, так и потребностями изменения и расширения поля его социального функционирования». [3]

В последние годы появилось множество исследований об иммерсивном театре. Однако феномен иммерсивного театра в отечественной культурологии изучен недостаточно и вместе с тем является одним из самых востребованных и привлекающих внимание явлений театральной практики в современном обществе. Иммерсивность (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения». [3] Иммерсивность, являющаяся способом восприятия и определяющим фактором трансформации сознания является важными объектом изучения в современной науке. Различные примеры эффекта погружения мы наблюдаем в кино, театрализованных представлениях, постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом, посредством персональных компьютеров и смартфонов. Важно отметить, что определенные уровни иммерсивного восприятия достигались в литературе и живописи с момента их зарождения. Именно глубина восприятия предопределяла успех произведений искусства. Предметом изучения психологии является вопрос, на который пока не получено ответа, где находится та грань человеческого сознания, которая отделяет абсолютную и моделируемую реальность. Основной акцент в контексте рассматриваемой проблемы сделан на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения. Иммерсивный театр — это место где стирается грань между зрителем и актером, а порой зритель сам становиться актером или полноправным участником зрелища. Феномен иммерсивного театра в отечественной культуре заключается в его противоречивости и дискуссионности. «В культурологии (а также в театроведении) не сложилось единого мнения о жанровых и формальных признаках, характеризующих иммерсивное действие, что приводит к неоднозначной трактовке иммерсивного театра. Генезис иммерсивного театра можно обнаружить в театральных практиках рубежа XIX–XX веков, в то время как активное развитие этой театральной формы приходится на начало XXI века». [5] В. М. Фриче в своей работе «Социология искусства» на примере различных этапов общественного развития, показал, как меняется форма производства искусства и его социальная функция. Часть монографии посвящена проблемам театра, тематике, жанрам и проблемам искусства в целом. Идею социальной содержательности театральности и ее необходимости для общества в своей статье «Истоки театральности» выдвигает и А.Вислов. Театральность как особый вид толкования действительности в своей работе «Театральность в культуре» рассмотрела И. М. Андреева. «Социолог Н. А. Хренов предлагает следующую квалификацию зрелищных форм: традиционные зрелищные формы (ритуалы, праздники, балаганы, массовые гулянья), традиционные виды искусства (цирк, театр, эстрада) и появившиеся в XX в. технические массовые зрелища (кино, телевидение, видео), при этом традиционные и технические виды находятся в оппозиции к друг другу. И нынешний кризис многих традиционных видов зрелищ объясняется автором как потребность, продиктованная демократическими тенденциями культуры и потребностью в универсальных и коллективных средствах коммуникации, в которых бы по возможности принимало участие все население города». [3]

Новую модель исследования театральности открывает работа И. Гофмана «Представление себя другими в повседневной жизни», в которой рассказывается о символическом взаимодействии в игровой форме. Автор так же пишет о ритуалах и законах в социальном поведение людей при встрече лицом к лицу. И. Гофман исследует все возможные способы, которыми человек в самых обычных повседневных ситуациях представляет свою деятельность и себя другим людям, какие способы он использует для контроля производимого впечатления во время этого представления. И. Гофман является сторонником драматургического или театрального подхода в социологии.

«Когда чья-то деятельность протекает в присутствии других лиц, обычно некоторые элементы этой деятельности выразительно подчеркиваются, а другие, которые могут испортить желаемое впечатление, скрываются». [1]

Здесь и появляется место для воображаемого как феномена культуры, а именно для воображаемой театральности. Воображаемое как феномен культуры рассмотрел в своей работе Н. Н. Суворов. «Символотворчество воображаемого основано на символических конструкциях, имеющих различное строение- включает семантику и символику телесного, вербального, образного, мысленного. Символ выступает как синтетическое образование, включающее чувственно наглядное и отвлеченное абстрактное». [9] Впечатление, которое мы составили о себе или о других людях является лишь плодом нашего воображения. Таким образом, воображаемая театральность окружает нас повсюду, она относиться ко всем практикам, взаимодействию людей, специфике этикета… театральные приёмы входят в обиход повседневной культуры. Воображаемый мир становится реальным и подчиняет все своим законам. Именно театральность объединяет театр и культуру. А сложившееся разделение жанров перестает удовлетворять потребностям исследования повседневной культуры. Воображаемая театральность выступает в таком случае аналогом смысловой целостности театра как феномена. И культурологический подход позволяет рассмотреть функционирование и генезис театральности как новой культурной парадигмы, в которой воображаемая театральность выступает необходимой универсалией для осмысления процессов происходящих в повседневности.

Литература:

  1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва: Канон-Пресс-Ц, 2000. — 304 с.
  2. Гуткин О. В., Листвина Е. В., Петрова Г. Н., Семенищева О. А. Феномен культурного пространства. — Саратов: научная книга, 2005. —138 с.
  3. Давыдова И. С. Театральность как феномен культуры // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40.
  4. Евреинов Н. Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. Санкт-Петербург: Летний сад, 2002. — 535 с.
  5. Ерохина Татьяна Иосифовна, Кукушкина Екатерина Сергеевна Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 1.
  6. Иконникова С. Н. Культурное общение и поведение человека в обществе, Этикет в культуре // Культурология в 2 ч. / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. 2-е изд., испр. и доп. —Москва: Юрайт, 2017. — 222 с.
  7. Костяев. А. И. Ритуал-тело-культура / А. И. Костяев. — Москва: МГУКИ, 2004. —126 с.
  8. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: Академический проект, 2002. — 544 с.
  9. Суворов Н. Н. Воображаемое как феномен культуры: [монография] / Николай Суворов; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры. — Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. —299 с.
  10. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов. — Москва:Наука, 1981. —304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театральность, воображаемая театральность, культурологический подход, театр, феномен культуры, повседневная культура, свойство театра, вид искусства, осмысление процессов, проблема театра.


Ключевые слова

культурологический подход, театр, повседневная культура, театральность, воображаемое действие, феномены культуры, проблема театральности

Похожие статьи

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии

Автором рассматриваются современные аспекты проблемы «язык и культура». Определяется возможность лингвокультурологии функционировать в роли самостоятельного раздела в лингвистике.

Похожие статьи

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии

Автором рассматриваются современные аспекты проблемы «язык и культура». Определяется возможность лингвокультурологии функционировать в роли самостоятельного раздела в лингвистике.

Задать вопрос