Некоторые аспекты субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суворкина, Ж. А. Некоторые аспекты субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации / Ж. А. Суворкина, А. С. Суворкин, А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66992/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящей статье затронуты проблемы межбюджетных трансфертов, проведена оценка эффективности использования субсидий региональными органами власти, рассмотрено софинансирование государственных программ на период 2020–2022 гг.

Ключевые слова: федеральный бюджет, региональный бюджет, субсидирование, софинансирование, межбюджетные трансферты

Российская Федерация — это самая крупная по территории страна в мире, являющаяся домом для более чем 140 миллионов человек и состоящая из 85 субъектов. Непростая российская экономическая ситуация обуславливает неравное развитие данных регионов, в связи с чем меньшая часть из них является более «продвинутой» в социальном и экономическом плане, а оставшимся регионам попросту не хватает денежных средств для предоставления своим гражданам более-менее приемлемого уровня жизни.

В связи с этим государство, обеспокоенное проблемой сокращения различий в уровне развития регионов, было вынуждено пересмотреть политику межбюджетных отношений.

На рисунке 1 рассмотрим существующие на сегодняшний день формы межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ (в рамках данной статьи большее внимание будет уделяться региональным бюджетам).

В данной статье мы рассмотрим такую форму межбюджетных трансфертов, как субсидирование бюджетов субъектов РФ и оценим ее эффективность и востребованность в современных условиях.

Рис. 1. Основные формы межбюджетных трансфертов [1]

Обратимся к отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидий субъектами РФ в 2017 г. и сведем в таблице 1 основные данные касательно размеров субсидирования регионов.

Таблица 1

Информация оразмере бюджетных ассигнований по субсидиям на 31 декабря 2017г. [2]

На конец 2017 г. федеральными органами исполнительной власти были предоставлены субсидии по 69 направлениям. Самыми субсидируемыми стали следующие программы:

 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг».

 «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг.;

 «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Однако, несмотря на крупные суммы финансовой помощи от государства, многие субъекты Российской Федерации либо вообще не достигли, либо в неполной мере достигли плановых показателей, установленных соглашением, по ряду программ. Например,

 по 10 показателям результативности в отношении 6 субсидий более 15 субъектов Российской Федерации — получателей субсидии не достигли плановых значений;

 по 11 показателям результативности в отношении 5 субсидий у более чем 5 субъектов Российской Федерации — получателей субсидии отклонение фактического значения от планового, установленного соглашением, составило более 50 %:

 По субсидииМинсельхоза России на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и по субсидии Росавтодора на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» одновременноболее 15 субъектов Российской Федерации — получателей субсидии не достигли плановых значений, установленных соглашением, и у более чем 5 субъектов Российской Федерации отклонение фактического значения от планового, установленного соглашением, составило более 50 %. [2]

В связи с этим возникает логичный вопрос, зачем субсидировать региональные бюджеты, которые не в состоянии рационально воспользоваться предоставленными средствами и, следовательно, не способны улучшить социальную составляющую жизни местного населения и экономический уровень региона в целом?

В целях повышения эффективности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ в 2017 г. был реализован ряд мер, учитывающих необходимость предоставления оперативной финансовой поддержки регионам. Поскольку на сегодняшний день не опубликованы более «свежие» отчеты о мониторинге предоставления субсидий и эффективности их использования регионами, трудно судить о том, насколько успешными оказались предпринятые меры.

Однако, стоит отметить, что даже в Послании Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. Владимир Путин подчеркнул неэффективность работы глав субъектов Федерации. В данном случае речь шла о создании в регионах 90 тысяч мест в детских яслях за 2018–2019 гг. На выделенные из федерального бюджета средства было обустроено лишь 78 тысяч, из которых реально готовы принять детей были лишь 37,5 тысяч мест, а, следовательно, регионы выполнили поставленную задачу лишь на 42 %. О какой эффективности использования субсидированных средств можно говорить в данной ситуации? [3]

Несмотря на данную ситуацию и ряд ей подобных, из федерального бюджета будут продолжать выделяться средства на софинансирование обязательств по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Так, например, Владимир Путин в своем Послании отметил, что в 75 субъектах Российской Федерации при поддержке федерального бюджета начали производиться выплаты на третьего и последующих детей в целях помощи семьям и улучшения демографической ситуации в стране.

Но на этом финансовая поддержка регионов не заканчивается, поскольку Владимир Путин в своем выступлении упомянул такое понятие, как социальный контракт.

Социальный контракт — это особая форма взаимодействия органов власти с малообеспеченными семьями, основной целью которой является поиск решений касательно выхода малоимущих граждан из сложного материального положения. Данная форма предусматривает регулярные выплаты малообеспеченным гражданам, поиск с получением квалификации или ее повышением и последующее трудоустройство.

Некоторые регионы нашей необъятной страны уже начали внедрять в свою практику такой опыт, однако, о положительных результатах пока говорить не приходится. Вследствие этого финансовая поддержка регионов для ввода данного социального новшества будет увеличена.

Если отойти от социальной темы и перейти к экономической, то снова можно говорить о возрастающей помощи региональным бюджетам со стороны федерального бюджета. Здесь стоит упомянуть субъекты малого и среднего бизнеса, которым, теоретически, субъект Федерации может предоставлять инвестиционный налоговый вычет, иначе говоря, трёхлетнюю льготу по налогу на прибыль. Однако, такая помощь со стороны субъекта практически не оказывается ввиду того, что региональный бюджет не хочет терять часть своих денежных доходов, получаемых благодаря налогам. Поэтому в игру вмешивается государство и предлагает регионам компенсировать две трети упущенной прибыли за счет федерального бюджета в том случае, если регионы активно начнут внедрять в жизнь применение инвестиционного налогового вычета. [3]

Однако, несмотря на предпринимаемые меры по оказанию субсидирования региональным бюджетам, размеры субсидий в 2020–2022 гг. постепенно будет сокращаться, что хорошо заметно по данным, представленным в таблице 2.

Таким образом, постепенное урезание размеров субсидирования позволяет исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации корректно оценить готовность к исполнению и софинансированию мероприятий, на которые предоставляются субсидии, а также рассчитывать на собственные силы, а не на те средства, которые выделяются федеральным бюджетом.

Таблица 2

Неполный перечень субсидий бюджетам субъектов российской федерации, предоставляемых из федерального бюджета на 2020 год ина плановый период 2021 и 2022 годов, тыс. руб. [4]

Литература:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
  2. Отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации в 2017 году по итогам проведенного мониторинга предоставления субсидий, достижения значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации // Минфин России. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_grants/ (дата обращения: 28.01.2020).
  3. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 28.01.2020).
  4. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Основные термины (генерируются автоматически): российская федерация, федеральный бюджет, Владимир, получатель субсидии, субъект, инвестиционный налоговый вычет, региональный бюджет, социальный контракт, фактическое значение, финансовая поддержка регионов.


Похожие статьи

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы Российской Федерации

Статья посвящена исследованию межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. В ней проведен анализ статистической информации в области межбюджетного финансирования. Приведены аналитические данные в области бюджетного финансирования, подтверждающие ...

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Субсидирование как основной инструмент государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрены меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, проводимые Министерством сельского хозяйства РФ совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Описана нормативно-правовая база госуда...

Специфика правового регулирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации

В докладе рассматриваются вопросы исполнения расходных обязательств с точки зрения законодательства субъектов Российской Федерации. Автором сформулированы выводы о правовой урегулированности исполнения расходных обязательств в субъектах российской Фе...

Анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов

В статье рассмотрено понятие государственных внебюджетных фондов, проведен анализ исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, рассмотрены виды государственного финансового контроля и показана важность финансового контроль в бюджетной ...

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации

В статье автор определяет источники финансового обеспечения здравоохранения, проводит анализ бюджетных расходов на здравоохранение.

Похожие статьи

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы Российской Федерации

Статья посвящена исследованию межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. В ней проведен анализ статистической информации в области межбюджетного финансирования. Приведены аналитические данные в области бюджетного финансирования, подтверждающие ...

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Субсидирование как основной инструмент государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрены меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, проводимые Министерством сельского хозяйства РФ совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Описана нормативно-правовая база госуда...

Специфика правового регулирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации

В докладе рассматриваются вопросы исполнения расходных обязательств с точки зрения законодательства субъектов Российской Федерации. Автором сформулированы выводы о правовой урегулированности исполнения расходных обязательств в субъектах российской Фе...

Анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов

В статье рассмотрено понятие государственных внебюджетных фондов, проведен анализ исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, рассмотрены виды государственного финансового контроля и показана важность финансового контроль в бюджетной ...

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации

В статье автор определяет источники финансового обеспечения здравоохранения, проводит анализ бюджетных расходов на здравоохранение.

Задать вопрос