В статье рассматриваются реализуемые в ходе обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка возможности «личного сыска» как способа предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений.
Ключевые слова: опрос, патрульно-постовая служба.
В российском законодательстве термин «общественная безопасность» употребляется достаточно широко, однако конкретного его определения в законодательной базе нет. «Общественная безопасность» — неотъемлемая часть, охватывающая те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Она органически связана с личной безопасностью граждан и общественным порядком [5, c. 20]. Анализируя различные сферы правоохранительной деятельности, можно определить узкий смысл этого понятия, который имеет практическое значение в работе судов, прокуратуры и структурных подразделений ОВД, участвующих в охране общественного порядка.
Значительное увеличение уровня организованной, профессиональной и корыстно насильственной преступности обуславливает возникновение необходимости совершенствование навыков сотрудников полиции при проведении розыскных мероприятий с использование всех законных средств и методов, в т. ч. личный сыск.
В первую очередь это касается сотрудников патрульно-постовой службы полиции (далее по тексту — ППСП), которые непосредственно работают с населением и зачастую являются первыми, кто оказывается на месте преступления и имеют реальную возможность обнаружить лиц, представляющих оперативный интерес, по приметам, полученным от очевидцев. Постоянное и целенаправленное ведение сотрудниками ППСП поисковой деятельности по выявлению находящихся в розыске преступников при несении службы по охране общественного порядка является потенциальной возможностью повысить раскрываемость преступлений как по «горячим» следам, так и ранее совершенных.
Согласно п. 216 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008г. № 80 одной из обязанностей патрульных и постовых нарядов является выявление по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового нахождения граждан.
В указанном пункте Устава ППСП употреблен термин «личный сыск», однако, его понятие не раскрывается ни в данном нормативно-правовом акте, ни в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Также открытым является вопрос о нормативном ведомственном регулировании тактики и методах (способах) проведения личного сыска.
Личный сыск является наиболее распространенным и действенным методом работы различных служб и подразделений органов внутренних дел. При его проведении ежегодно задерживаются опасные преступники, раскрывается большое количество ранее совершенных преступлений. Ввиду того, что многие наряды полиции несут службу в форменной одежде, проведение личного сыска в полном объеме не всегда возможно. В виду этого эффективное проведение личного сыска сотрудниками органов внутренних дел позволяет решить следующие задачи:
− выявление по приметам и другим признакам лиц, совершивших преступления, скрывающихся от суда и следствия, бежавших из мест лишения свободы, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, а также проведение их умелого за держания;
− обнаружение и предупреждение готовящегося преступления и пресечение начавшегося;
− установление мест концентрации уголовно-преступного элемента, мест возможного его появления, а также определение характера и направленности преступных деяний;
− выявление свидетелей и очевидцев преступления;
− сбор сведений о лицах, подозреваемых в совершении преступления.
Для эффективной работы путем личного сыска сотруднику ППСП необходимо:
- Знать оперативную обстановку в районе места несения службы или маршрута патрулирования.
- Знать клички, жаргон, значение татуировок и невербальных жестов общения преступников — это дает возможность получить характеризующие сведения и иногда определить намерения лиц, представляющих оперативный интерес.
- Знать приметы разыскиваемых преступников и похищенных вещей. Эти сведения даются на инструктаже в ориентировках и записываются нарядами полиции ППС в служебные книжки. По своей инициативе наряд полиции ППС может получить эту информацию у оперуполномоченного ОУР или у участкового уполномоченного полиции;
- Обладать личными качествами: сообразительностью, смекалкой, быть физически подготовленным, уверенно владеть боевыми приемами борьбы, специальными средствами, оружием.
Правовую основу проведения личного сыска составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» и от 5 июля 1995 года № 144 «Об оперативно розыскной деятельности», а также ведомственные нормативные правовые акты МВД России.
Таким образом, сотрудники полиции при проведении личного сыска должны руководствоваться задачей и выбором наиболее оптимального приема ее выполнения. Одной из ключевых составляющих личного сыска является такое оперативно-розыскное мероприятие, как опрос, то есть работа по сбору информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения либо лица, действующего по его поручению или заданию, с гражданами, которые осведомлены или могут знать информацию о лицах, фактах и обстоятельствах совершенных или готовящихся преступлений.
Субъектами рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия являются сотрудники оперативных подразделений, кроме того опрос могут проводить по поручению оперативных сотрудников сотрудники иных подразделений и служб полиции (участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовой службы и другие). Таким образом, опрос является одним из самых распространенных методов раскрытия преступлений, в связи с чем, по моему мнению, необходимо более подробно рассмотреть данное оперативно-розыскное мероприятие. Цель проведения опроса состоит в сборе сведений, имеющих значение для разработки и осуществления мероприятий, которые направлены на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Любое преступление, как бы тщательно оно не было продумано, замаскировано, в конечном итоге неизбежно становится в той или иной степени известным окружающим [7, с. 6].
Многие люди становятся носителями различной информации, своевременное и полное получение которой сотрудниками полиции имеет большое значение в деятельности по профилактике и расследованию преступлений.
По результатам опроса граждан возможно установление фактов подготовки или совершения преступлений, получение необходимых данных для обнаружения каких-либо доказательств по уголовным делам, проверки достоверности показаний подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей, обнаружение места укрытия вещей и ценностей, сбытых преступным путем, выявлению лиц, представляющих оперативный интерес для органов полиции, и причин, условий, способствующих совершению преступления. О проведенных мероприятиях сотрудники полиции составляют рапорт на имя начальника территориального органа МВД России. Рапорт пишется в произвольной форме, но в нем должна быть изложена полученная информация.
Таким образом, на основании указанного можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, правильное использование возможностей личного сыска и опроса граждан дает широкие возможности сотрудникам полиции для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, преследования преступников по горячим следам и их задержания, а также для оказания необходимой помощи оперативно розыскным службам полиции. Во-вторых, простота и доступность личного сыска обманчива, проведение его требует определенной психологической подготовки, быстроты, развитого внимания и наблюдательности. В-третьих, не обладая достаточным опытом, не владея необходимыми профессиональными навыками и знаниями, сложно разоблачать преступников, при бегающих к различным методам, стремящихся сохранить в тайне подготовку и совершение преступления.
К тому же знание тактики личного сыска позволяет сотрудникам ППСП правильно выбирать места для несения службы по охране общественного порядка, где совершаются определенные виды преступлений, например, грабежи и разбои чаще совершаются в неосвещенных малолюдных местах, кражи в магазинах, столовых, кафе, в общественном транспорте и других местах, где не обеспечена сохранность материальных ценностей. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31 от 4 августа 2014 года, ст. 4398.
Литература:
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС «КонсультантПлюс»
- Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290) // СПС «КонсультантПлюс»
- Хамхоев Б. Т. «Проблемы определения общественной безопасности»: научный журнал «Административное право и процесс», 2011, № 7, стр. 240.
- Атмажитов В. М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: науч. доклад. М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2003. 24 c.
- Дынник С. В. Правовые и организационно-тактические основы документирования преступной деятельности по сбыту наркотиков: дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. 162 c.
- http://novaum.ru/public/p378