Психосоматическое здоровье учителя как психолого-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.02.2020

Статья просмотрена: 839 раз

Библиографическое описание:

Перова, А. В. Психосоматическое здоровье учителя как психолого-педагогическая проблема / А. В. Перова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67002/ (дата обращения: 18.12.2024).



Педагогическая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием факторов психологической напряженности. Она изобилует множеством не только положительных, но и отрицательных эмоций при общении педагогов с учениками, коллегами и родителями. Это обусловлено тем, что коллективы в основном женские, в связи с этим в них наблюдается повышенная возбудимость, «заражение» эмоциями друг от друга, низкая стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость, склонность к возникновению чувства вины, тревожность. Все это способствует развитию у них психосоматических заболеваний и расстройств.

Согласно Большому психологическому словарю, «психосоматика» (от греч. «psyche» — душа и «soma» — тело) — это направление в медицине и психологии, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека [1, c.402]. Также по определению Толкового словаря психиатрических терминов психосоматические расстройства — это расстройства функций органов и систем в связи с воздействием психогенно-травмирующих факторов при определенной личностной диспозиции.

Проблемой психосоматических заболеваний занимались такие ученые как американский врач и психоаналитик Ф.Александер (1891–1964), который был признан одним из основателей психосоматики; А. Е. Личко (1926–1994), который создал классификацию типов реакций на болезнь (1980), американский психолог Лесли Ле Крон (1892–1972), современные психологи-ученые, которые занимаются вопросами психосоматики А. М. Радченко и И. Г. Малкина-Пых.

Ф.Александер в 1950 г. выделил «Чикагскую семерку психосоматических заболеваний», в которую вошли такие заболевания как гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, кожные заболевания, язвенный колит, ревматойдный артрит, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка. Ученый считал, что согласно модели вегетативного невроза, если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, которое сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе, которые могут повлечь за собой изменение ткани или необратимые поражения органов.

А. Е. Личко в 1980 г. вывел 12 типов реакций на заболевания, при которых разные типы людей по-разному реагируют на социальную адаптацию. По его мнению, акцентуации — главные черты личности определяют все поведение человека и его предрасположенности к соматическим заболеваниям. То есть в его понимании термин «психосоматика» понимается как реакция определенного типа человека (например, гипертимный тип или истеройдный тип, лабильный, шизойдный типы личности и др.) на социальное взаимодействие и адаптацию.

Согласно классификации Лесли Ле Крона, причинами психосоматических реакций могут выступать внутренний конфликт, как «борьба между двумя противоположными желаниями сознательного и бессознательного» в понимании личности человека, мотивация или условная выгода, внушение, когда идея о собственной болезни понимается человеком на бессознательном уровне автоматически и язык тела в таких фразах как: «голова уже болит от тебя», и как следствие мигрень; или «не перевариваю её», и как следствие проблемы с ЖКТ.

Таким образом, рассмотрев разные точки зрения ученых-психологов и психоаналитиков на проблему психосоматических заболеваний, мы пришли к выводу, что разделяем подход Ф.Александера и Лесли Ле Крона к определению психосоматики и психосоматичеких заболеваний. Следовательно, в нашем исследовании психосоматическое заболевание — это заболевание, причинами которых являются, в большей мере, психические процессы и эмоциональные состояния такие как тревожность, гнев, депрессия, чувство вины, излишние эмоции, длительное нервное и эмоциональное напряжение, чем непосредственно какие-либо физиологические причины.

Работа учителя — нервная работа, во время которой может начаться дисбаланс в виде расшатанных нервов и постоянного напряжения, из-за чего и происходит нарушение в слаженной работе органов и систем организма. Подобную взаимосвязь изучает психосоматика.

Термин «психосоматика» принадлежит немецкому психиатру И.Хайнроту (1818), который объяснил патологию внутренних органов организма последствиями внутреннего психологического конфликта. В современной психологии и медицине «психосоматика» используется двояко. В широком смысле — как научно-практический интегративный подход, учитывающий комплексные соматопсихосоциальные связи и взаимодействия. А в узком смысле «психосоматика» используется как группа заболеваний, занесенных в современную классификацию болезней МКБ-10 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Психосоматические_заболевания).

Немецкие исследователи, которые изучали профессиональную группу «Педагог» выяснили, что они находятся в лучшей физической форме, чем представители других профессий, но психосоматические заболевания среди них встречаются намного чаще. Учителя подвержены утомлению, стрессам, приступам головной боли, забывчивости, раздражительности и проблемам со сном (https://www.gazeta.ru/science/news/2015/06/05/n_7262822.shtml).

Важным направлением в изучении психосоматических заболеваний у педагогов является определение факторов и условий их возникновения. К таковым, на наш взгляд, можно отнести:

– длительное нервное напряжение и повышенный уровень шума;

– ненормированный график работы и отсутствие полноценного отдыха;

– подавленные эмоции и затаённая невысказанная обида на кого-то из коллег, родителей, представителей руководства;

– часто повторяемые фразы относительно своего тела как программирование организма;

– получение выгод от болезни, когда и тело и психика «вступают в сговор».

Все вышеперечисленные компоненты психосоматических причин заболеваний проявляются в виде болезней, эмоционального выгорания и апатий учителя.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время важно обращать внимание на психосоматическое здоровье педагога, ведь психосоматическая болезнь — это «будильник», сигнал к тому, что проблема или конфликт требует разрешения. Многие люди, столкнувшиеся с психосоматическими проявлениями болезни, признавали, что смогли обратить внимание на свои истинные потребности. Психосоматическое заболевание давало им возможность переступить определенные ограничительные социальные нормы, в которых они созревали и работали, и начать развиваться и расти как личность [4, с.281].

В качестве заключения мы можем сформулировать ряд рекомендаций по профилактике психосоматических проявлений у преподавателей и учителей:

1. Прорабатывать эмоции и бороться со стрессами с помощью физического взаимодействия с предметами (выпустить негативные эмоции наружу);

2. Посещать психолога и психологические тренинги для профилактики эмоционального выгорания и после сильного стресса;

3. Применять психотерапию (аутогенная тренировка, гипноз, психоанализ);

4. Заняться медитацией или йогой для лучшего понимания себя и своего тела;

5. Заняться спортом для выхода накопившегося стрессового состояния (фитнес, плаванье, танцы, прогулки);

6. Отвлечься от навязчивых мыслей при помощи хобби, так как ручной труд дает отдых голове (шитье, чтение, рисование);

7. Посещать массажные кабинеты и релакс-процедуры;

8. Применять различные альтернативные виды терапии (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, арт-терапия).

Следует помнить, что наше самочувствие зависит от наших мыслей, настроения, умения находить и видеть позитив, красоту и наслаждаться всем этим. Состояние здоровья и благополучия связано с умением быть счастливым, с характером и отношением к успехам и неудачам на работе, бытовым проблемам в жизни, с которыми неминуемо приходится жить каждому человеку.

Литература:

1. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Большой психологический словарь:3-е изд.; АСТ: Москва, 2008, 861с.

2. Блейхер В. М., Круг В. М. Толковый словарь психиатрических терминов: МОДЭК: Киев, 1995, 620с.

3. Соловьевская Н. Л. История развития психосоматики//Труды Кольского научного центра РАН: Мурманск, 2018.

4. Ильин Е. П. Психология для педагогов: уч.пособие; Питер: Санк-Петербург, 2012, 640с.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Психосоматические_заболевания

6. https://mega-talant.com/blog/zdorove-uchitelya-bolezni-ot-emociy-i-ih-profilaktika

7. https://www.gazeta.ru/science/news/2015/06/05/n_7262822.shtml

Основные термины (генерируются автоматически): заболевание, проблема, психосоматическое заболевание, эмоциональное выгорание, эмоциональное напряжение, эмоция.


Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема

Проблема исследования социально-психологического климата образовательной организации

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема

Проблема исследования социально-психологического климата образовательной организации

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Задать вопрос