На основе Письма Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06–443 «О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 22.04.2015 г. № 06–830вн) методистом ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» Яковлевой А. И. была разработана таблица с подетальным описанием видов контроля, их назначением и спецификой.
Приказом министерства образования и науки Калужской области от 17.08.2016 г. № 1396 ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» определен базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее — БПОО).
В инклюзивных группах колледжа в 2019/2020 году обучаются 23 студента с инвалидностью по различным видам нозологий:
– Нарушения слуха — 4 человека
– Нарушение зрения — 2 человека
– НОДА — 7 человек
– Соматические заболевания — 10 человек
(врожденный порок сердца, врожденный иммунодефицит, целиакия, эпилепсия, гемофилия, лейкоз и др.)
Приказом № 643 от 31.03.2014 года Министерства образования и науки Калужской области «Об утверждении требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Калужской области» п. 6 определено: «В профессиональной образовательной организации должны быть созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации».
Каждый преподаватель Колледжа имеет свои наработки для проведения текущей аттестации по преподаваемым дисциплинам. При этом вопрос адаптации контрольно-оценочных средств для студентов с инвалидностью остается недостаточно разработанным.
Для решения данного вопроса мы обратились к действующим нормативным документам и анализу существующего практического опыта работы.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусмотрено увеличение (при необходимости) сроков обучения для студентов с инвалидностью. Это подразумевает, что студент, обучающийся в инклюзивной группе, имеет право по желанию перейти на обучение по индивидуальному учебному плану. В таких случаях преподаватель должен произвести перераспределение часов для своих дисциплин, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Практика показывает, что студенты с инвалидностью как правило не пользуются этим правом и предпочитают обучаться в те же сроки, которые предусмотрены основной профессиональной образовательной программой. Задача педагога в таких случаях — при преподавании дисциплины учитывать индивидуальные особенности студентов с инвалидностью, предусмотрев для них наиболее удобные формы и способы проведения тестов, выполнения практических и контрольных работ, сдачи экзаменов и зачетов.
При этом важно отметить, что указанным стандартом не предусматривается уменьшение содержания изучаемого материала.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их рекомендуется доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации, но не позднее первых двух месяцев от начала обучения.
Таким образом, мы рекомендуем преподавателям инклюзивных групп пересматривать КОС в части продолжительности итоговых и промежуточных аттестаций, количества заданий и их формы проведения. Сами аттестационные задания в части содержания должны оставаться неизменными.
Обучающимся с инвалидностью может быть предложен минимальный набор заданий, включающий все необходимые темы и разделы.
В образовательной организации должен быть разработан и утвержден локальный акт с в котором определены условия прохождения промежуточной и итоговой аттестации, использование сопровождающих или тьюторов, предоставление отдельной аудитории и др.
Собственный опыт практической деятельности позволил нам сформулировать особенности проведения аттестации для студентов различных нозологических групп.
Особенности проведения аттестации |
|||
Категории студентов с инвалидностью |
Формы и особенности предъявления Предъявление |
Предпочтительная форма проведения контроля Выполнение |
Продолжительность Объем Оборудование Организационные условия |
Лица с нарушениями слуха |
Предпочтительны письменные формы заданий; Упрощение формулировок инструкций; Конкретность и четкость инструкций; Письменное дублирование устного задания (инструкции) |
Замена устных ответов письменными, При оценке грамотности учет специфики оформления письменной речи глухих и слабослышащих (аграмматизмы, неправильное согласование слов, опускание предлогов) |
Предоставление дополнительного времени для ответа, выполнения задания (при необходимости); Рубежный контроль; Возможно уменьшение объема письменных заданий Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий; Использование звукоусиливающей аппаратуры, Индивидуальных технических средств |
Лица с нарушениями зрения |
Письменно на языке Брайля (для незрячих); Крупный шрифт для печатных материалов (для слабовидящих); Устное дублирование письменного задания; |
Устно (при необходимости); Надиктовка ответа ассистенту (волонтеру); Запись устного ответа на диктофон; При оценивании учитывать трудности оформления письменных работ, связанные с грубым нарушением пространственной ориентации |
Увеличение времени для ознакомления с инструкцией; Предоставление дополнительного времени для ответа (при необходимости); Рубежный контроль при необходимости; Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий Применение программ экранного доступа для озвучивания информации; Использование увеличивающих устройств |
Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Как правило без особенностей; |
Устно (при необходимости, по желанию) Письменно на компьютере с использованием специализированного оборудования; |
Увеличение времени для ознакомления с инструкцией; Предоставление дополнительного времени для ответа (при необходимости); Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий |
Для лиц с соматическими нарушениями |
Без особенностей |
Устно или Письменно (с учетом состояния эмоционально-волевой сферы) |
Предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др. (при отдельных заболеваниях); Предоставление дополнительного времени для ответа (при необходимости); Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий |
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации». — 2014. — 192 c.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/folder/13398
- Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области». Оренбург. 2017. с. 315