В статье рассмотрены особенности развития туризма в Узбекистане, а также даны общие характеристики достопримечательностям и исторических местам страны, раскрыта роль маркетинга в сфере туризма, особенности маркетинговых услуг, турпродукта и предложены научные рекомендации по дальнейшему развитию этой сферы.
Ключевые слова: туризм, турпродукт, экологический туризм, этнический туризм, оздоровительный туризм и MICE-индустрия, маркетинг, маркетинговые коммуникации, маркетинговые исследования.
С каждым годом туристическая индустрия Узбекистана все более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и др. А принятие ряда нормативно-правовых документов, таких, как указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» принятый 2 декабря 2016 г., № УП-4861 [1], закон Республики Узбекистан «О туризме» принятый 18 июля 2019 г., № ЗРУ-549 [2], указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» принятый 13 августа 2019 года № УП-5781 [3] и др. ещё раз показывает, что в нашей стране развитию туризма уделяется очень большое внимание.
Растёт количество туристов, ежегодно приезжающих в Узбекистан: в 2005 году количество туристов, посетивших Узбекистан, составило 240 тысяч человек из 117 стран мира, а в 2017 году Узбекистан посетили более 2,5 миллиона туристов. Количество туристов в 2018 году составил 5,3 миллионов, из них 5 миллионов из стран СНГ, 325 тысяч из дальнего зарубежья [10].
«Одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством, является обеспечение роста в текущем году потока в нашу страну туристов до 7,5 миллиона человек. Как известно, ряд авторитетных зарубежных изданий назвал Узбекистан в числе стран, которые обязательно стоит посетить в 2020 году. Мы должны эффективно воспользоваться этим высоким вниманием и доверием», — отметил Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияев в рамках послания парламенту, а также было отмечено, что превращение индустрии туризма в стратегическую отрасль экономики остается приоритетной задачей [7].
Туризм в Узбекистане сегодня — это разнообразные виды турпродукта на самый взыскательный вкус: исторический и культурный туризм, этнический туризм, экологический туризм, оздоровительный туризм и MICE-индустрия (от анг. аббревиатуры MICE — meeting — встречи, incentive — инсентив-туры, conference — конференции, events — корпоративный отдых).
Конечно же, туризм в Узбекистане традиционно ассоциируется с городами-объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО –Самаркандом, Бухарой и Хивой. Их история уходит вглубь веков, древние стены крепостных валов помнят фаланги Александра Македонского, орды Чингисхана и боевые порядки воинов Тамерлана. Но не только города-объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО привлекают тысячи и тысячи гостей. Каждый город Узбекистана дает сотни поводов посетить его. Такие города как Ташкент, Коканд, Андижан, Наманган, Шахрисабз — это бесконечная современная восточная сказка.
Одним из объектов культурного наследия является Древний Ахсикент расположенный в Туракурганском районе Наманганской области. Ахсикент появился в III веке до нашей эры и был столицей древней Ферганы, одним из основных перевалочных пунктов Великого шелкового пути. Имел собственный подземный источник воды и был удобен для обороны. Состоял из арка, внутреннего и внешнего города. В свое время здесь бурно развивались стекольное, гончарное, кузнечное, оружейное производство и другие промыслы. К 1620 году город был разрушен из-за землетрясения. Сохранилась часть руин площадью 60 га, что делает это место крупнейшим археологическим памятником Ферганской долины. Данный памятник имеет важное значение для повышения туристического потенциала Наманганской области.
Кроме этого, самого утонченного гурмана способен удивить изысканный ташкентский свадебный плов. Выкованный потомственными кузнецами в Шахрихане нож-пичак рассечет самую тонкую паутинку. Воображение знатока поразят миллионы стежков шахрисабзской ручной древней традиционной вышивки стилей «басма» и «ироки». А есть ещё маргиланский атлас. Ферганская резьба по дереву. Сурхандарьинский тандир-кебаб. Андижанские керамические блюда. Риштанские терракотовые кувшины.
Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» («Мелодии востока»), является одним из крупных фестивалей в Центральной Азии, которое проводится в г.Самарканде на площади комплекса Регистан. Основной целью и задачей фестиваля являются широкая популяризация лучших достижений национального музыкального искусства, сохранение и развитие великих традиций народа, поощрение талантов в области музыки и вокала а также дальнейшее расширение международных творческих связей, укрепление взаимного культурно-духовного сотрудничества, воспевание идей мира, дружбы и взаимопонимания.
Особенность туризма состоит в том, что развитие внутреннего туризма приводит к развитию международного туризма.
Каждая туристическая организация должна стараться расширить сотрудничества с субъектами мирового и регионального рынка. Одним из основных факторов развития сферы туризма является создание на всей территории страны объектов туристической индустрии, отвечающие потребностям и спросу туристов, а также современным мировым стандартам.
В туризме результат деятельности сводится к туристическому продукту. По сути, туристический продукт— это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристическим услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие и др.
Маркетинг в туризме представляет собой процесс организации деятельности турфирмы по разработке, формированию и продвижению новых видов туристских и экскурсионных услуг с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учитывая особенности потребностей туристов. «…маркетинг (marketing) можно определить как процесс, посредством которого организации создают ценность для клиентов и формируют прочные отношения с ними с целью последующего получения ценности. В основе маркетинга лежит идея удовлетворения человеческих нужд [4]. Маркетинг в индустрии туризма предназначен для того, чтобы помочь в оценке услуг турфирмы, а также совершить клиентам верный выбор. Это демонстрирует то, что концепция маркетинг в туриндустрии охватывает деятельность турфирмы полностью, а не только сбытовую политику. Маркетинговый подход при развитии туризма уже длительное время с успехом применяется региональными органами власти и представителями туристической индустрии США, Германии, Великобритании и др. [6].
Чтобы понять, насколько важна роль маркетинга в сфере туризма, необходимо обратить внимание на следующее:
- Основной задачей маркетинга является не пассивное следование за спросом, а активное его формирование на основе прогноза его развития. Для этого конечно же надо проводить маркетинговые исследования. Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия управленческих решений, что позволяет быть ближе к потребителю, понимать и чувствовать его потребности и настроение.
- При реализации туристического продукта особенно важно проводить достоверные информационные мероприятия по отношению к клиентам. Применение средств маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, PR (public relations-), sales promotion (стимулирование сбыта), директ-маркетинг и брендинг может помочь при решении этой задачи.
- В рамках комплекса реализации маркетинговых мероприятий для турагентств рациональным представляется применение концепции маркетинг-микс. Модель маркетинг — микс (marketing mix model) или также называемый комплекс маркетинга является основным элементом любой бизнес стратегии. Модель проста и универсальна в использовании, и представляет собой некий чек-лист для результативного развития продукта компании на рынке.
- В системе управления маркетингом в туризме необходимо учитывать кроме материальных аспектов, психологическое и эмоциональное состояние потребителя, а также его индивидуальные особенности. Необходимо провести психографическое и поведенческое сегментирование потребителей. Здесь нужно учесть демографические и социальные факторы, такие как, возраст населения и др., исходя из этого обратить внимание на развитие семейного туризма, на туризм для людей пожилого возраста.
Таким образом, мы видим, что маркетинг в сфере туризма служит основой планирования каждого аспекта ее деятельности.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Узбекистан обладает огромнейшим потенциалом для развития туризма в будущем;
- Цель туризма, как и маркетинга, является удовлетворение потребностей туристов путём повышения качества оказываемых услуг, что, в свою очередь, приведет к увеличению потока туристов в стране;
- Использование средств маркетинговых коммуникаций, проведение маркетинговых исследований в сфере туризма поможет лучше наладить контакты с потребителями, обратить их внимание на предлагаемые услуги. Они дают возможность наиболее точно определить предпочтения потребителя и сформировать его лояльность.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» принятый 2 декабря 2016 г., № УП-4861 https://lex.uz/docs/3077023
- Закон Республики Узбекистан «О туризме» принятый 18 июля 2019 г., № ЗРУ-549 https://lex.uz/ru/docs/4474549
- Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» 13 августа 2019 года № УП-5781 https://www.lex.uz/docs/4428101
- А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. Маркетинг. Учебное пособие. Москва. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»2012
- М. К. Пардаев, И. М. Пардаев, М. У. Рахимов. Ўзбекистон тарақиётининг қиёсий таҳлили: кеча ким эдигу бугун ким бўлдик. Тошкент, “Наврўз” нашриёти, 2017
- Т. М. Братенкова. Маркетинг в туристической индустрии. Тексты лекций для студентов специальности 1–89 02 02 «Туризм и природопользование». Минск 2014. БГТУ
- https://uzbektourism.uz/ru/newnews/view?id=985
- https://uznews.uz/ru/article/14043
- www.advantour.com
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Туризм в Узбекистане