Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ / Е. Г. Мережко, И. Н. Томаровская, Е. А. Ефанова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67043/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.

ЦОР — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. [4]

ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

ЦОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объектыи деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. [2]

Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:

– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;

– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;

Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.

Что дают ЦОР учителю?

Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Что даёт ЦОР ученику?

Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

Нарушения письменной речи выражаюся в:

Дислексии — частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок [1, с.373]. Дисграфии — частичное нарушение процессов письма, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок [1,c.373]. Дизорфографии — стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью морфологических и традиционных принципов письма, реализуемых на основании принятых в языке систем правил и исключений [1, c. 382].

Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.

Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.

ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.

Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

  1. Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
  2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
  3. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.

Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.

Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.

В программе использована концепция «чтение через письмо».

Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.

Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.

В мобильном электронном образовании занятия наполнены художественным словом, картинами художников, загадками с иллюстрированными ответами, видеороликами и многими другими видами деятельности. Система не перегружена интерактивными элементами. Система компактна, доступный интерфейс, правила взаимодействия между элементами просты и понятны для детей и педагогов [3].

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.

Литература:

  1. Логопедия. Теория и практика / [под ред.д.п.н. профессора Филичевой Т. Б.]. — изд.2-е, испр. И доп. — Москва: Эксмо, 2018. — 608 с.
  2. Методическое объединение учителей биологии Ленинского района города Челябинска — Цифровые образовательные ресурсы http://mmc74212.narod.ru/Biology/ URL: (дата обращения: 30.09.2019).
  3. Мобильное электронное образование // edu.mob-edu.ru. URL: (дата обращения: 26.11.2019).
  4. ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf. URL: (дата обращения: 30.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебный процесс, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь, программа, вид деятельности, ограниченная возможность здоровья, предмет, ресурс.


Похожие статьи

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Сравнительный анализ цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения

В статье автор рассматривает различные форматы цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения.

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена анализу функционирующих в настоящее время специализированных интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы имеют достаточно широкие технические возможности для организаци...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Использование инфографики на уроках истории при работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает возможность использования инфографики на уроках истории для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

Похожие статьи

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Сравнительный анализ цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения

В статье автор рассматривает различные форматы цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения.

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена анализу функционирующих в настоящее время специализированных интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы имеют достаточно широкие технические возможности для организаци...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Использование инфографики на уроках истории при работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает возможность использования инфографики на уроках истории для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

Задать вопрос