Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Рунова, О. А. Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка / О. А. Рунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67048/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.

Ключевые слова: геометрическое построение, математический кружок, геометрическое содержание, навык геометрического построения, механизм развития навыка геометрического построения.

Начальное общее образование является одной из важнейших частей образовательного процесса, именно она определяет успешность дальнейшего обучения.

В планируемых результатах ФГОС НОО прописаны требования к результатам начального курса математики [1]. Одним из важных требований является навык геометрические построения. В стандарте указано, что младший школьник должен овладеть основами пространственного воображения, умением исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

Следовательно, основные задачи изучения геометрического содержания в 1–4 классах заключаются в том, чтобы создать у учащихся чёткие и верные геометрические образы, развить пространственные мышление и представление, имеющие важное практическое значение. Педагогу необходимо помочь учащимся в полной мере овладеть навыком геометрического построения и обеспечить непрерывность и преемственность геометрического содержания курса математики на различных ступенях математического образования, тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.

Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах А. В. Белошистой, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, методическое осмысление — в работах Э. И. Александровой, Н. Б. Истоминой, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон, Л. П. Стойловой, и других.

В исследовании нами была проанализирована геометрическая составляющая содержания начального курса математики. Для наиболее успешного изучения геометрического содержания был проведен анализ УМК «Перспектива», УМК «Учусь учиться» и УМК «Школа России». Был сделан вывод, что геометрическая линия в рамках начальной школы представлена задачами на построение геометрических фигур, на видоизменение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов.

Нами был выделен механизм развития у учащихся младших классов навыка геометрического построения:

1) на основе наглядной демонстрации практических действий педагога по вычерчиванию геометрических фигур;

2) на основе выполнения заданий по образцу совместно с педагогом;

3) на основе самостоятельного выполнения однотипных задач с заданными параметрами;

4) на основе самостоятельного выполнения модели или композиции из геометрических фигур [3].

Так же нами рассмотрено понятие «навыка геометрического построения», оно является сложным, комплексным и многоаспектным. Большинство авторов, таких как: Т. В. Баракина, М. И. Моро, А. М. Пышкало рассматривают навык геометрического построения как совокупность способностей к умственной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умений строить рассуждения, подбирать аргументацию, отличать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации [2].

Был сделан вывод, что заданий, включенных в курс математики недостаточно для успешного развития у младших школьников навыка геометрического построения, поэтому был предложен комплекс заданий, для развития навыка геометрических построений в ходе занятий математического кружка «Весёлая геометрия».

Д. В. Григорьева выделяет следующие функции кружка, как внеурочной деятельности: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха [4].

Как правило, упражнения на построения используются в рамках уроков математики в начальной школе эпизодически и не способствуют закреплению рассматриваемого навыка, что приводит к необходимости введения дополнительных занятий по геометрическому построению в рамках математического кружка «Веселая геометрия».

Для подтверждения нашего предположения о необходимости введения дополнительных занятий с элементами геометрии в условиях внеурочной деятельности младших школьников, мы провели диагностику уровня владения навыками геометрического построения у учащихся второго класса.

В количественном соотношении доля учеников с условно средним уровнем развития навыка геометрических построений составила 50 % (12 человек).

Условно высокий уровень владения навыками геометрического построения показали 8 % учеников (2 человека).

Условно низкий уровень владения навыками геометрического построения показали 42 % учащихся (10 человек). Такие дети испытывали затруднения при выполнении заданий, допустили значительные ошибки в ответах или отказались от выполнения задания.

На основании результатов диагностической работы нами был сделан вывод о необходимости подобрать теоретически обоснованный комплекс заданий, для использования во время внеурочных занятий в рамках математического кружка «Веселая геометрия» с учащимися 2 «А» класса. Данные внеурочные занятия были направлены на закрепление уже полученных знаний у учеников; развитие навыков геометрического построения; получение новых знаний о геометрических фигурах. Данный комплекс заданий включал в себя различного уровня сложности задания, направленные на развитие у учащихся навыков геометрического построения с помощью чертежных инструментов, на различных видах бумаги, с заданными параметрами, так же задания на составление целой фигуры из частей и наоборот.

Например, для развития навыка геометрического построения на основе 4 группы заданий, основанной на самостоятельном выполнении модели или композиции из геометрических фигур, использовалось такое задание:

— Постройте равнобедренный треугольник из заданных фигур и раскрась треугольники красным цветом, четырехугольники — синим цветом. (см. рис.1)

Рис. 1. Материал к заданию на моделирование

Применение дополнительного комплекса заданий при обучении младших школьников геометрическому материалу, позволяет наглядно показать учащимся практическое применение полученных ими умений и знаний, осмыслить их значимость при решении учебно-практических, учебно-познавательных задач и помогает овладеть навыками самостоятельного получения знаний.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357): электрон. ресурс. Режим доступа URL:https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.0.2018)
  2. Баракина Т. В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 5. С. 48.
  3. Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. — М.: Изд-во АПН, — 1966. — 494 с.
  4. Григорьева Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010. 347 с.
  5. Моро М. И., Пышкало А. М. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2003. 215 с.
  6. Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Педагогика, 2015. 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): геометрическое построение, математический кружок, навык, геометрическое содержание, учащийся, фигура, внеурочная деятельность, начальная школа, пространственное воображение, успешное изучение.


Ключевые слова

геометрическое построение, математический кружок, геометрическое содержание, навык геометрического построения, механизм развития навыка геометрического построения

Похожие статьи

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету, расширить мате...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Использование заданий историко-математического содержания в старшей школе

В статье автор раскрывает роль заданий историко-математического содержания на уроках алгебры их использование в конкретных разделах математики.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Похожие статьи

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету, расширить мате...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Использование заданий историко-математического содержания в старшей школе

В статье автор раскрывает роль заданий историко-математического содержания на уроках алгебры их использование в конкретных разделах математики.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Задать вопрос