В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.
Ключевые слова: геометрическое построение, математический кружок, геометрическое содержание, навык геометрического построения, механизм развития навыка геометрического построения.
Начальное общее образование является одной из важнейших частей образовательного процесса, именно она определяет успешность дальнейшего обучения.
В планируемых результатах ФГОС НОО прописаны требования к результатам начального курса математики [1]. Одним из важных требований является навык геометрические построения. В стандарте указано, что младший школьник должен овладеть основами пространственного воображения, умением исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Следовательно, основные задачи изучения геометрического содержания в 1–4 классах заключаются в том, чтобы создать у учащихся чёткие и верные геометрические образы, развить пространственные мышление и представление, имеющие важное практическое значение. Педагогу необходимо помочь учащимся в полной мере овладеть навыком геометрического построения и обеспечить непрерывность и преемственность геометрического содержания курса математики на различных ступенях математического образования, тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах А. В. Белошистой, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, методическое осмысление — в работах Э. И. Александровой, Н. Б. Истоминой, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон, Л. П. Стойловой, и других.
В исследовании нами была проанализирована геометрическая составляющая содержания начального курса математики. Для наиболее успешного изучения геометрического содержания был проведен анализ УМК «Перспектива», УМК «Учусь учиться» и УМК «Школа России». Был сделан вывод, что геометрическая линия в рамках начальной школы представлена задачами на построение геометрических фигур, на видоизменение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов.
Нами был выделен механизм развития у учащихся младших классов навыка геометрического построения:
1) на основе наглядной демонстрации практических действий педагога по вычерчиванию геометрических фигур;
2) на основе выполнения заданий по образцу совместно с педагогом;
3) на основе самостоятельного выполнения однотипных задач с заданными параметрами;
4) на основе самостоятельного выполнения модели или композиции из геометрических фигур [3].
Так же нами рассмотрено понятие «навыка геометрического построения», оно является сложным, комплексным и многоаспектным. Большинство авторов, таких как: Т. В. Баракина, М. И. Моро, А. М. Пышкало рассматривают навык геометрического построения как совокупность способностей к умственной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умений строить рассуждения, подбирать аргументацию, отличать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации [2].
Был сделан вывод, что заданий, включенных в курс математики недостаточно для успешного развития у младших школьников навыка геометрического построения, поэтому был предложен комплекс заданий, для развития навыка геометрических построений в ходе занятий математического кружка «Весёлая геометрия».
Д. В. Григорьева выделяет следующие функции кружка, как внеурочной деятельности: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха [4].
Как правило, упражнения на построения используются в рамках уроков математики в начальной школе эпизодически и не способствуют закреплению рассматриваемого навыка, что приводит к необходимости введения дополнительных занятий по геометрическому построению в рамках математического кружка «Веселая геометрия».
Для подтверждения нашего предположения о необходимости введения дополнительных занятий с элементами геометрии в условиях внеурочной деятельности младших школьников, мы провели диагностику уровня владения навыками геометрического построения у учащихся второго класса.
В количественном соотношении доля учеников с условно средним уровнем развития навыка геометрических построений составила 50 % (12 человек).
Условно высокий уровень владения навыками геометрического построения показали 8 % учеников (2 человека).
Условно низкий уровень владения навыками геометрического построения показали 42 % учащихся (10 человек). Такие дети испытывали затруднения при выполнении заданий, допустили значительные ошибки в ответах или отказались от выполнения задания.
На основании результатов диагностической работы нами был сделан вывод о необходимости подобрать теоретически обоснованный комплекс заданий, для использования во время внеурочных занятий в рамках математического кружка «Веселая геометрия» с учащимися 2 «А» класса. Данные внеурочные занятия были направлены на закрепление уже полученных знаний у учеников; развитие навыков геометрического построения; получение новых знаний о геометрических фигурах. Данный комплекс заданий включал в себя различного уровня сложности задания, направленные на развитие у учащихся навыков геометрического построения с помощью чертежных инструментов, на различных видах бумаги, с заданными параметрами, так же задания на составление целой фигуры из частей и наоборот.
Например, для развития навыка геометрического построения на основе 4 группы заданий, основанной на самостоятельном выполнении модели или композиции из геометрических фигур, использовалось такое задание:
— Постройте равнобедренный треугольник из заданных фигур и раскрась треугольники красным цветом, четырехугольники — синим цветом. (см. рис.1)
Рис. 1. Материал к заданию на моделирование
Применение дополнительного комплекса заданий при обучении младших школьников геометрическому материалу, позволяет наглядно показать учащимся практическое применение полученных ими умений и знаний, осмыслить их значимость при решении учебно-практических, учебно-познавательных задач и помогает овладеть навыками самостоятельного получения знаний.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357): электрон. ресурс. Режим доступа URL:https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.0.2018)
- Баракина Т. В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 5. С. 48.
- Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. — М.: Изд-во АПН, — 1966. — 494 с.
- Григорьева Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010. 347 с.
- Моро М. И., Пышкало А. М. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2003. 215 с.
- Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Педагогика, 2015. 207 с.