Уровень реактивной тревожности в соревновательный период у игроков команды по американскому футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.02.2020

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Косухина, Ю. А. Уровень реактивной тревожности в соревновательный период у игроков команды по американскому футболу / Ю. А. Косухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67056/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования ситуативной тревожности игроков команды по американскому футболу на разных этапах соревновательного сезона.

Ключевые слова: реактивная тревожность, американский футбол, психологическая подготовка.

Актуальность

Подготовка спортсмена к соревновательному периоду — нелегкая задача на любом уровне спортивного мастерства. Организация спортивной подготовки имеет комплексный подход. Психологическая подготовка спортсмена стоит в одном ряду с такими направлениями подготовки, как физическое, техническое, тактическое и теоретическое. Не секрет, что уровень психологической готовности спортсмена способен решить исход соревнований: об этом все чаще говорят тренеры, сами спортсмены, а спортивные комментаторы и зрители могут отмечать достаточно видимые признаки излишнего волнения спортсмена, или наоборот полной собранности перед стартом.

Стрессогенность соревнований приводит к тому, что даже хорошо физически и технически подготовленный спортсмен может показать неудовлетворительный результат. Тесная связь психики и тела не является секретом. В практике тренеров игровых видов спорта отмечается тот факт, что на процесс включения игрока в соревновательный процесс (насколько он быстро адаптируется к матчу и сопернику, а также на его активность и концентрацию внимания) часто влияет тревожность спортсмена. Однако, качественная психологическая подготовка спортсмена не основывается только лишь на наблюдениях или домыслах. Прежде всего, информативную функцию несут результаты психодиагностики.

Индивидуальная восприимчивость к соревновательному стрессу предопределяет уровень тревожности спортсмена. Реактивная (или ситуативная) тревожность является эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию и может являться показателем предстартового состояния спортсмена [6]. Стоит так же отметить, что предстартовые волнение формируются задолго до самого соревнования, поэтому целесообразно проводить диагностику спортсмена не перед самым стартом, а немного ранее [2].

Соревновательный стресс выражается в предстартовых состояниях, таких как предстартовая лихорадка и стартовая апатия. Вместе с этим, часто говорится о стадиях «состояние самоуспокоенности» и «боевая готовность», которые также соприкасаются со стрессом, но являются конструктивным преобразованием предстартового состояния [4]. Не стоит забывать, что тревожность во время соревнований может положительно влиять на результат деятельности спортсмена [1]. Мобилизующая функция тревожности дает дополнительный импульс к задаче, данный вид тревоги и определяет то оптимальное состояние, которое принято называть боевой готовностью. Но перейдя черту оптимального функционирования, тревожность теряет свое положительное свойство и приобретает эффект дезорганизации [5]. Поэтому нельзя говорить о том, что тревожность — является отрицательным компонентом соревновательной деятельности. У каждого спортсмена есть тот индивидуальный и необходимый уровень тревожности, который способен подвести спортсмена к соревновательной мобилизации [3].

Имея более явную картину того, какой уровень реактивной тревожности имеют спортсмены, проследив динамику и выявив устойчивые показатели у отдельных игроков, мы способны качественно подойти к индивидуальной работе со спортсменом и коррекции его предстартовых состояний.

Цель исследования — выявить и изучить уровень реактивной тревожности игроков команды по американскому футболу на разных этапах соревновательного сезона.

База исследования: исследование проводилось на базе РОО ПК «Спортивная федерация американского футбола», команда «Тигры» г.Пермь.

Выборка респондентов — 40 игроков мужского пола. Возраст варьировался от 17 до 35 лет. Средний возраст — 27. Игровой опыт: от уровня новобранцев до 11 лет, в среднем — 4,4 года.

Организация иметоды исследования:

Для оценки уровня реактивность тревожности использовалась методика — «Шкала ситуативной тревожности», автор Ч. Д. Спилберг, адаптация Ю. Л. Ханина. Сбор информации проходил перед выездом на соревнования за 15–30 часов до начала игр. Среднее время заполнения опросника — 7–10 минут.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап: Первый срез — 5 июля 2019 года. Характер матча «Буревестники» Самара — «Тигры» Пермь: последняя игра регионального этапа Чемпионата России, матч на выезде. На момент 5 июля у команды «Тигры» ноль поражений, победа в грядущей игре гарантировала 1 место в своем дивизионе «Урал-Волга» и выход в финал Чемпионата России. Итог игры — победа.

2 этап: Второй срез — 16 августа 2019 года. Характер матча «Патриоты» Москва — «Тигры» Пермь: матч на выезде, финал Чемпионата России, борьба за первое место, встреча с самой титулованной командой России. Итог игры — поражение.

Результаты исследования:

Результаты диагностики реактивной тревожности перед соревнованиями показали следующие результаты

Первый срез: матч за 1 место в дивизионе (Рис. 1).

62 % (25 игроков) имели умеренный уровень тревожности,

30 % (12 игроков) — имели низкий уровень тревожности,

8 % (3 человека) имели достаточно завышенные показатели реактивной тревожности.

Рис. 1

Второй срез: матч за 1 место в Чемпионате России (Рис. 2).

52 % (21 игрок) имели умеренный уровень тревожности,

35 % (14 игроков) имели низкий уровень тревожности,

13 % (5 игроков) имели высокий уровень тревожности.

Рис. 2

На диаграмме видно, что показатели уровня тревожности не являются устойчивыми и наблюдается некоторые изменения в соревновательном периоде (Рис. 3)

Рис. 3

Стоит отметить, что 3 человека имели высокий уровень реактивной тревожности в обоих случаях. Еще два игрока имели высокий уровень реактивной тревожности только перед вторым матчем, показатель тревожности перед первой игрой являлся умеренным.

Выводы:

В ходе исследование выяснилось, что на разных этапах соревновательного сезона у игроков отмечается неодинаковый уровень реактивной тревожности. Снижение и повышение тревожности может быть обусловлено множеством факторов, например, таких как наличие физической травмы, значимость соревнований, уровень соперника, способность к саморегуляции и т. п. В данном случае можем наблюдать увеличение количества игроков в низким уровнем тревожности перед вторым матчем (финал ЧР). Данная динамика была проанализирована и выяснилось, что снижение тревожности произошло у тех игроков, которые числились в запасном составе. Информация о том, что вероятнее всего, игрок не будет выходить на поле — способна снизить ситуативную тревожность. Также, мы наблюдаем рост уровня тревожности у отдельных игроков в финальной игре сезона. Исходя из данных, а также наблюдений тренера и личной статистики игрока, в дальнейшем появляется возможность проанализировать, насколько оптимальным для конкретного игрока является повышенный уровень тревожности и существует ли необходимости коррекции подобного предстартового состояния. Данный алгоритм действий позволяет выстроить индивидуальную работу по психологической подготовке спортсмена.

Литература:

  1. Динамика уровня личностей тревожности спортсменов в циклических и ациклических видах спорта / В.Е Прокопьев [и др] // Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всерос науч. конф., 29 марта 2017 года / под ред. С. С. Гуляевой, А. Ф. Сыроватской. — Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 — С.105–109.
  2. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
  3. Хакунов Н. Х. Динамика тревожности спортсменов-тяжелоатлетов в предсоверновательный, соревновательный и постсоревновательный периоды / Н. Х. Хакунов, С. К. Багадирова, В. Ф. Воронов // Биомеханика и спорт. — 2006. — С. 241–243.
  4. Хало П. В. Оптимизация предстартового состояния спортсмена на основе концепции о трех основных уровнях управления организмом человека // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2016. — № 2. — C.275–280.
  5. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности. — Л., 1976.
  6. Шумилин, А. П. Концепция психолого-педагогического обеспечения предсоревновательной подготовки дзюдоистов/ А. П. Шумилин, А. И. Чикуров, Г. Д. Бабушки // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 7. — С. 43–46.
Основные термины (генерируются автоматически): реактивная тревожность, игрок, американский футбол, соревновательный сезон, уровень тревожности, высокий уровень, индивидуальная работа, ситуативная тревожность, соревновательный период, соревновательный стресс.


Ключевые слова

психологическая подготовка, реактивная тревожность, американский футбол

Похожие статьи

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

К вопросу об улучшении физических и психологических показателей сноубордистов

В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического состояния спортсменов. Исследования проводились у сноубордистов в возрасте от 9 до 15 лет в количестве 34 человек.

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований...

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики

В данной работе рассматривается психологическая подготовка гимнасток в предсоревновательный период. Также изучены психологические предпосылки к развитию стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном приходит незадолго ...

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Похожие статьи

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

К вопросу об улучшении физических и психологических показателей сноубордистов

В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического состояния спортсменов. Исследования проводились у сноубордистов в возрасте от 9 до 15 лет в количестве 34 человек.

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований...

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики

В данной работе рассматривается психологическая подготовка гимнасток в предсоревновательный период. Также изучены психологические предпосылки к развитию стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном приходит незадолго ...

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Задать вопрос