В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологических средств обучения.
Ключевые слова: образование, технология, инновация, личность, модуль, проект, дискуссия, метод, мастер-класс, рефлексия.
Одним из ключевых задач высшего образования на современном этапе является положение — формировать мыслящего, творческого, активного, высококвалифицированного человека на основе современных образовательных программ. Сегодня такого человека может подготовить только творческий, профессионально компетентный преподаватель, владеющий педагогическим мастерством и вооруженный современными инновационными технологиями.
Технологии и инновации, при всех имеющихся различиях в целевых, содержательных, организационных аспектах, в конечном счете, направлены именно на повышение продуктивности учебной деятельности, превращение студента в активного субъекта собственного учения.
Сегодня выдвигается тезис: «Шире практиковать активные формы занятий, модернизированные практики обучения, гибкие, вариативные технологии обучения» (Н. Н. Азизходжаева, 2003), основная функция которых — реализация целей учебного процесса и развития личности. В связи с этим, важно отметить, что данная проблема еще существует и ее нужно решать всем нам.
Статус инновационных технологий приобретает интеллектуально-технологический характер — это и «мозговой штурм», модульные и проектные формы работы с учащейся молодёжью, дискуссионные, познавательно-игровые, профессионально-ориентируемые, личностно-ориентированные и др. методы обучения. Как известно, можно прочитать множество различной литературы о современных инновационных технологиях, но научиться им можно только путём личного участия в тренинге, игре, дискуссии и т. д., а также научить обучающихся.
Активное применение инновационных технологий может быть связано также со следующими проблемами:
− внедрение новой техники (компьютер, видеотехника, дистанционное обучение, онлайн-занятия и др.);
− внедрение передового опыта работы преподавателей-новаторов по инновационным методам;
− совершенствование системы обучения на основе современных научных исследований и новых разработок;
− подбор злободневного учебного материала (из сети Интернет, периодической печати и т. д.).
Одним из инновационных технологий является тренинговое обучение студентов. Тренинг-занятия называют также мастер-классами.
С помощью таких мастер-классов дидактико-методического характера легче усваивается учебный материал, учащиеся чувствуют себя более самостоятельными и защищёнными, мотивируется их умственный (интеллектуальный) поиск, развивается и логическое, и творческое мышление. На тренинг-занятиях студент будет стремиться объяснять, комментировать, обосновывать, спорить, аргументировать, приводить доводы, доказывать. Кроме того, тренинги пробуждают воображение обучающихся, развивают их наблюдательность, мобилизуют их активность, тем самым ускоряя темп и качество получения знаний.
Ещё одним инновационным методом является проектное обучение. Учебный проект — определенная педагогическая система, осуществляемая с помощью проектирования, конструирования программных тем занятий. Это «содержательная техника реализации учебного процесса». При проектировании содержания учебных тем, материалов учитываются особенности взаимодействия жизненной позиции, потребностей и потенциала студентов с профессиональной и социокультурной средой. Такие проектные технологии будут способствовать личностному росту учащихся, самоопределению в творчестве, будущей профессии, развитию коммуникативных и лидерских качеств, самостоятельности, уверенности в себе и в свои силы.
Следующим инновационным методом является модульная технология обучения, которая позволяет избежать однообразности и рутинности при обучении и преподавании.
Создатели модульной технологии обучения исходили из важной идеи, что модуль должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. В связи с этим, считаем, что модуль должен быть: гибким, простым и чётким.
Нововведением является и рефлексия. Студенты должны оценить свою работу на занятии, определить, что эта работа дала им, что нового они узнали и, как будут применять новые знания на практике.
Таким образом, можно утверждать, что сколько бы ни было учителей, столько будет различных, не похожих друг на друга форм, способов, приёмов, методов и технологий обучения и преподавания. Главное, чтобы названные инновационные технологии отвечали следующим требованиям: диалогичности, творческому характеру, индивидуализации, самостоятельности и др., которые создают атмосферу сотрудничества, несущее в себе прогрессивное начало.
Подводя итоги вопроса об элементах модернизации учебных технологий необходимо отметить, что должна быть взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление; что следует стремиться к созданию полифонической дидактической системы в которой сочетались бы опыт предыдущих и элементы нового, которые бы образовали целостность, позволяющую выходить на новый качественный уровень решения педагогических задач.
Литература:
- Болтаева З. З. Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества // Молодой ученый. — 2018. — № 9. — С. 141–143.
- Быков Н. Д. К вопросу о модернизации образования в области физической культуры в вузе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2006. № 2. — С.87–90
- Касаткина Н. Э. и др. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. — 237с.
- Саркисьян Татьяна Николаевна К вопросу о модернизации образования // European science review. 2014. № 3–4. — С. 89–92