Актуальность данной темы определяется тем, что одной из важнейших задач, поставленных перед органами государственного управления, является повышение качества жизни населения, создание комфортной среды проживания и предоставление соответствующих публичных услуг. Именно качество жизни человека является важнейшим понятием, определяющим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти и формирования государственной и муниципальной политики. С этой позиции государственную политику следует рассматривать как совокупность мер, направленных на повышение качества жизни граждан, причем индикаторы качества определяются системой показателей уровня жизни, а также степень их удовлетворения. Довольно продолжительное время достаточно широко и всесторонне обсуждаются вопросы качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Ключевые слова: многофункциональный центр, услуги, государственные услуги, муниципальные услуги, реформа, административная реформа.
Одной из основных целей административной реформы 2005 года было провозглашение повышение доступности и качества госуслуг. Во втором полугодии 2007 года началась реализация первых проектов по созданию МФЦ.
Многофункциональные центры организуются на территории субъектов Российской Федерации и муниципального образования для улучшения качества, упрощения, ускорения и доступности государственных и муниципальных услуг. Направление деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется по плану Минэкономразвития, МФЦ — это учреждение уполномоченное субъектом РФ, в котором гражданам предоставляется комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» и направлена на реализацию упрощения операций и процедур по получению государственных и муниципальных услуг [2].
С 2012 г. в РФ начали функционировать многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг, их работа организована по принципу «одного окна», что позволило освободить потребителей государственных услуг от получения лишних информационно-справочных документов и платежей посредникам за их содействие в оказании услуги, а так же значительно сократить время и получать услуги, начиная от подачи заявления до выдачи результатов решения, в одном месте [3].
На 1 января 2019 года МФЦ расположены во всех субъектах Российской Федерации, создано 2777 многофункциональных центров и 10 558 небольших офисов в малонаселённых пунктах. Услугами МФЦ охвачено 96 % населения [5].
Важной составляющей этой технологии является минимизация количества документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для принятия решения. В субъектах Российской Федерации принцип «одного окна» реализуется в системе межведомственного электронного взаимодействия, в многофункциональных центрах и на портале государственных услуг [6].
Принцип «одного окна» при предоставлении услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и др.) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в другие инстанции документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение услуг [7].
Каждый гражданин имеет право на обращение в государственные органы власти — это главная составляющая часть правового статуса человека и гражданина любого развитого демократического, правового государства, видящего защиту прав и свобод каждого гражданина своей первостепенной задачей.
Для каждого правового государства, направленного на создание гражданского общества приоритетом является открытое и доступное общение граждан в органы государственной власти, а также способность граждан влиять на принимаемые публично-властные решения. Формами и способами такого взаимодействия выступают обращения граждан и реакция на них органов власти.
Для определения оценки качества, контроля работы МФЦ предоставления государственных услуг осуществляется через мониторинговые исследования высокой эффективности МФЦ. Такой анализ как мониторинг необходим для принятия целенаправленных управленческих решений по улучшению оказания государственных услуг, так как он охватывает всю информацию о государственных услугах, выявляющий общие и частные проблемы по предоставлению услуг органами власти Российской Федерации.
Осуществление стабильного мониторингового исследования о качестве предоставления государственных дает возможность в положенный срок корректировать, регулировать процесс оказания услуг с точки зрения улучшения качества работы и роста уровня удовлетворения заявителями результатом обращения в государственный орган за востребованными услугами.
Исходя из этого, можно отметить, что многофункциональные центры являются одним из более эффективных инструментов для реализации государственных и муниципальных услуг.
Литература:
- Адамова Э. Р. Механизм реализации конституционного права на обращение граждан Российской Федерации / Э. Р. Адамова // Ученые записки Казанского университета. — 2016. — № 7. — С. 89–92.
- Балашова Е. М. Оценка эффективности электронного правительства / Е. М. Балашова // Научные сообщения. — 2016. — С. 205–212.
- Бирюков С. В. Работа с обращениями граждан в органах местного самоуправления: монография / С. В. Бирюков. Воронеж, 2018. — 192 с.
- Борисова А. С. Совершенствование информационного обеспечения реализации проектов электронного правительства регионов: монография / А. С. Борисова. Волгоград, 2019. — 159 с.
- Государственные и муниципальные услуги: некоторые важные факты и показатели за 6 лет // http://government.ru/info/32187/ (дата обращения 16.12.2019)
- Клемешова Д. Проблемы взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной и муниципальной власти и пути их решения // «Интерактив плюс» — Чебоксары, 2017 — С. 304
- Носко Б. П. Технологическая интеграция сети МФЦ в систему межведомственного электронного взаимодействия // Власть. 2018. № 3. С. 76.