Современная система среднего общего образования все чаще обращает внимание на вопрос формирования функциональной грамотности как основы развития компетентной личности учащегося. Урок иностранного языка, являющийся по сути метапредмедметным элементом школьного образования, представляет собой широкое поле для использования разнообразных методов формирования функциональной грамотности школьника.
Ключевые слова: образование через всю жизнь, компетентностный подход, функциональная грамотность, урок английского языка, метапредметность.
Mоdern system of school education faces the problem of the functional literacy development that is a basic unit of competency building approach. Within this problem, a foreign language lesson turns out to be a wide field for applying various methods of shaping functional literacy of school students due to its metadisciplinary nature.
Key words: life-long learning, competency building approach, functional literacy, English lesson, metadisciplinarity.
Современная образовательная парадигма, основывающаяся на концепции образования через всю жизнь (англ. «life-long learning»), выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентностного подхода и вместе с тем как одну из наиболее актуальных проблем образования. Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся средней общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем. Как показывают исследования различных организаций (PISA, IEA и др.), среднестатистическая школа зачастую предоставляет возможность к получению только основных, предметных навыков грамотности, являющихся недостаточными для успешного функционирования личности в разнообразных аспектах реальной жизни.
Школьная дисциплина английского и любого другого иностранного языка, представляющая собой дихотомию цели и инструмента достижения этой цели, является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности учащегося.
Неотъемлемой частью языкового урока является развитие четырех видов речевой деятельности. Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование — одни из необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).
Исследование показало, что наиболее освещенным в научной литературе является вопрос развития функционально-грамотного чтения на уроках английского языка. Так, исследование организации PISA подразделяет навыки функционального чтения на следующие (от простого к сложному): 1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); 2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; 3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; 4. поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; 5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [2].
Одним из наиболее сложных заданий в рамках функционального чтения является чтение мультимодального текста, содержащего в себе разнообразные семиотические коды: картинки, фотографии, таблицы, а также, возможно, видео или аудио компоненты и ссылки на другие источники для дополнительной информации, если чтение происходит на основе гипертекстуального материала.
Целью чтения несплошного по терминологии PISA текста выступает синтез полученной из разных модусов или кодов информации и применение полученной информации в процессе выполнения дальнейших заданий. К таким заданиям могут относиться упражнения закрытого типа: установление верности или ложности утверждений, задание на множественный выбор, установление соответствий, создание кластеров и др., а также упражнения открытого типа: заполнение пропусков, задание на свободное изложение, интерпретация текста и прогнозирование и др.
Функциональное чтение на уроках английского языка формирует ряд необходимых умений как предметного (языкового, лингвистического), так и метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных ситуациях, трансформируя и адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней среды.
Таким образом, предметная область иностранного языков в общем, а в частности — английского языка, инструмента международного общения и процесса глобализации, является источником для формирования продиктованных временем умений и навыков современной личности, успешно функционирующей во всех областях своей жизни: работа, социум, семья и личные взаимоотношения.
Литература:
- Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN (дата обращения: 08.12.2019).
- Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf (дата обращения: 07.12.2019).
- Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 08.12.2019).
- OECD (2016), «Methodology and tools for international education surveys», in Making Education Count for Development: Data Collection and Availability in Six PISA for Development Countries, OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/9789264255449–6-en. (дата обращения: 05.12.2019).
- United Nations Literacy Decade 2003–2012. 2002. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000153489 (дата обращения: 05.12.2019).