Данная статья посвящена рассмотрению деятельности сельских клубных учреждений Московской области по организации молодежных общественных инициатив. Особое внимание уделяется месту молодежи и ее взаимодействию с клубными учреждениями по реализации общественных инициатив в сфере культуры. Автор приходит к выводу, что деятельность сельских клубных учреждений в нынешних условиях во многом связана с развитием культуры села посредством привлечения активной молодежи.
Ключевые слова: молодежные общественные инициативы, клубные учреждения, сельское поселение, молодежь, культура.
This article is devoted to the study of the activities of rural club institutions in the Moscow region aimed at organizing youth social initiatives. Special attention is paid to the role of youth and its interaction with club institutions for the implementation of public initiatives in the field of culture. The author comes to the conclusion that the activities of rural club institutions in the current conditions are largely related to the development of rural culture due to their interaction with active youth and its involvement in the process of realization of social initiatives.
Keywords: youth social initiatives, club institutions, rural settlement, youth, culture.
Взаимодействие представляет собой объективную и универсальную форму движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Если обращаться к социальному взаимодействию, то оно представляет собой совокупность взаимообусловленных действий социальных субъектов: лиц, сообществ и институтов. Взаимодействие понимается как обмен (обмен политическими, экономическими, социальными, нравственными ценностями на основе принципа эквивалентности между вознаграждением и затратами); символический интеракционизм (действие субъектов, то есть молодежных объединений и организаций и представителей клубных учреждений, обусловленное их ментальными уровнями и ситуацией, в которой они взаимодействуют); феноменологический (действие субъектов, которые зависят от духовного развития).
Культурное взаимодействие является составляющей общественного взаимодействия и охватывает различные виды деятельности сельских клубных учреждений, включая социокультурную деятельность, на которую указывает Е. В. Чижикова, рассматривая ее как «сферу реализации профессионально-управленческой направленности» управляющего персонала [4, С. 88]. Успех такого взаимодействия в значительной мере зависит от ценностей и норм субъектов культурных действий (особенно лидеров молодежных групп), их умения правильно оценить историческую ситуацию и в соответствии с ней реализовать общественную цель. Формы такого взаимодействия — это устойчивые, институционально или психологически обусловленные способы поведения взаимодействующих субъектов. Среди них можно выделить сотрудничество и консолидацию.
В настоящее время прослеживается активизация взаимодействия сельских клубных учреждений и молоди с целью организации общественных инициатив, направленных на повышение культурного образования жителей села. В этой связи, внедряя в жизнь социальные проекты, организуя разнообразные акции, тренинги, форумы, сельские клубные учреждения пытаются предоставить молодежи непосредственную возможность проявить собственную инициативу, способность принимать на себя ответственность, находить и обрабатывать новую информацию, чтобы потом рассказать ее другим.
В селах гораздо меньше ресурсов, чем в больших и крупных городах. Поэтому много работ, связанных, прежде всего, с культурным развитием небольшого населенного пункта, может быть выполнено лишь при материальной или трудовой поддержке его жителей и сельских властей. В современных условиях лишь внутреннее убеждение жителей в необходимости такого вклада для общественной пользы может помочь в выполнении этих работ. Соответственно, процесс принятия решений о развитии села и сельских культурных учреждений должен быть построен так, чтобы жители соглашались с ним, считали такие решения принятыми ими лично и осознавали необходимость приложения своих усилий к их реализации хотя бы на уровне контроля за выполнением этих решений.
Рассматривая готовность сельских клубных учреждений сотрудничать с жителями города, в частности с молодежью, необходимо учитывать, что решение об их привлечении к стратегическому планированию развития сельских клубных учреждений предопределяет потребность в привлечении граждан и ко всем последующим процессам принятия решений и контроля за их выполнением. Поэтому необходимо осознавать все плюсы и минусы этого процесса. Это особенно актуально в связи с существующей экономической ситуацией, которая, по мнению В. М. Чижикова, усложняет деятельность сельских клубных учреждений в целом, но и управленческого персонала сферы культуры в российских регионах в частности, заставляя их «на ходу менять правила игры» [7] и прибегать к значительной экономии. Данное мнение прослеживается и в исследовании В. В. Чижикова в соавторстве с В. М. Чижиковым [6]. В этой связи молодежные инициативы представляются наиболее эффективными и целесообразными.
В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время молодежь активно занимается созданием и внедрением клубной анимации, которая, согласно Н. Н. Ярошенко, может быть «задействована в рамках молодежных инициатив в сотрудничестве с сельскими клубными учреждениями по созданию тематических программ для молодежи и анимационных программ» [9]. В этой связи следует отметить исследование Т. Н. Суминовой, рассматривающей сущность арт-менеджмента и его возможное применение. Необходимо отметить, что он также может выступать «связующим звеном взаимодействия молодежи и сельских клубных учреждений по развитию сельской культуры» [3]. Помимо указанных примеров такого взаимодействия Н. В. Шарковская рассматривает различные теории организации досуга студенчества, выделяя «создание ультратворческих парков как общественных пространств активного досуга» [8].
В свою очередь, И. В. Рубекина указывает на воспитательные возможности театрализации, которые, по ее мнению, способны «через интерес, удовольствие, развлечение, релаксацию могут донести до участника, зрителя, аудитории культурно-досуговых программ главные человеческие ценности, привлечь внимание к важным событиям, осмыслить собственные и чужие поступки» [2]. Е. В. Николаева обращает внимание на эффективность «вовлечения молодежи в спортивно-бальные студии для формирования и развития культуры общения» [1, С. 158]. Следовательно, привлечение сельскими клубными учреждениями молодежи к такому виду деятельности является не менее значимым и педагогически мотивированным, задействуя при этом «креативность студентов и их познавательный интерес» [5], на который обращают внимание В. В. Чижиков и В. Д. Григорян.
Таким образом, деятельность сельских клубных учреждений в нынешних условиях во многом связано с развитием культуры села посредством привлечения активной молодежи. Подобное взаимодействие характеризуется рядом преимуществ и недостатков.
Литература:
- Николаева Е. В. Формирование культуры общения детей в спортивно-бальных студиях / Е. В. Николаева // Инновационные технологии подготовки социокультурных менеджеров: сб. науч. ст. / М-во культуры и массов. коммуникаций РФ, Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Фак. соц. — культ. деятельности [и др.]; [науч. ред. В. М. Чижиков]. — М., 2004. — № 2. — С. 158–166.
- Рубекина И. В. Воспитательным потенциал театрализации / И. В. Рубекина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. — 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-teatralizatsii
- Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: к определению понятия / Т. Н. Суминова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. — 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/art-menedzhment-k-opredeleniyu-ponyatiya
- Чижикова Е. В. Социально-культурная деятельность как сфера реализации профессиональноуправленческой направленности менеджеров / Е. В. Чижикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 5 (55). — С. 88.
- Чижиков В. В., Григорян В. Д. Социально-экономические основания креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности / В. В. Чижиков, В. Д. Григорян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-osnovaniya-kreativnoy-kompetentnosti-buduschih-menedzherov-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti
- Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. — М.: МГУКЙ. 2003. — 38с.
- Чижиков В. М. Ресурсный потенциал технологий менеджмента социальнокультурной деятельности / В. М. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 2 (52). — С. 112. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-potentsial-tehnologiy-menedzhmenta-sotsialnokulturnoy-deyatelnosti
- Шарковская Н. В. Ультуротворческие смыслы парка как общественного пространства активного досуга / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ulturotvorcheskie-smysly-parka-kak-obschestvennogo-prostranstva-aktivnogo-dosuga
- Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация и рекреация в системе вузовской подготовки бакалавров социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 1 (33). — С. 97. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-animatsiya-i-rekreatsiya-v-sisteme-vuzovskoy-podgotovki-bakalavrov-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti