В статье авторы пытаются определить основные проблемы обеспечения качества и функциональных процессов, с которыми сталкивается преподаватель предмета «ФКиС» в вузе.
Ключевые слова: проблемы, решение, факторы.
Общие положения опредмете «Физическая культура испорт»
В ВУЗах физкультура является базовой сферой образования. Данное утверждение подтверждает анализ учебных программ, проведенный как в иностранных, так и в отечественных ВУЗах, где физкультура занимает одно из приоритетных мест. Такое положение этой области культуры связано тем, что она закладывает базу для здоровья человека. Физкультура является частью общей культуры человечества, важным компонентом ЗОЖ.
Двигательная культура, является главным элементом физкультуры, т. е. перемещение в пространстве, преодоление препятствий, выполнение комплексов различных упражнений со снарядами и без них. Преподавание физкультуры в ВУЗе составляют неотъемлемую часть единой системы образования и воспитания. Кроме того это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе и своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, которые необходимы для упрочнения здоровья и самосовершенствования.
Качество образования иосновная цель преподавателя физической культуры испорта
Качество образования — это соответствие образования многообразным потребностям, интересам индивида, общества, государства [1]. В данном случае образование можно рассматривать как процесс, результат и социальную систему. В чем же основные цели, поставленные преподавателями по физкультуре? Это комплексное совершенствование, как духовных, так и физических навыков человека, формирование у него умений управления жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях, выработка потребности заниматься физическими занятиями, которые носят систематический характер. Необходимым компонентом здорового и активного образа жизни, является выполнение поставленных целей.
Факторы, влияющие на качество, проблемы иметоды их решения
На качество освоения полученных знаний обучающегося оказывают воздействие следующие факторы: его физическое развитие, состояние микроклимата, образ жизни, степень физического воспитания, степень физического развития, уровень всех нагрузок, воздействующих на обучающегося и так далее.
Многие студенты, на сегодняшний день, не понимают значения физического воспитания. Большая часть из них обходится только обязательными парами физкультуры, которые необходимо посещать согласно расписанию. Это ни в коем случае не способно компенсировать недостаточную двигательную активность обучающихся, в результате чего возникает излишний вес и отставание в физическом развитии. Поэтому по своей важности эта тема должна занимать первое место в педагогике. Таким образом, уровень физического саморазвития и физической тренированности большей части современных молодых людей не соответствует оптимальным параметрам. Еще одна актуальная проблема — снижение эффективности образовательных технологий в системе физического воспитания студенческой молодежи. Специалисты отмечают, что сегодня, большинство преподавателей кафедр физического воспитания высших учебных заведений ориентируют студентов лишь на успешную сдачу, зачастую любыми путями, зачета по дисциплине «физкультура» [2]. В данной ситуации крайне необходимы качественные преобразования и изменения в структуре и методике формирования и проведения учебных занятий по физкультуре у обучающихся. По мнению некоторых специалистов, одним из путей внедрения качественных и структурных преобразований в учебный процесс по физическому воспитанию в ВУЗе будет изменение типа и методики проведения практических занятий по физической культуре со студентами. Целью таких преобразований является повышения уровня развития основных физических качеств и двигательных способностей, рост уровня их здоровья, целенаправленная подготовка к предстоящей им трудовой и социальной деятельности [2]. К подобным преобразованиям следует отнести индивидуализацию процесса физического воспитания студенческой молодежи с учетом исходного уровня их физического состояния и здоровья. Отсюда вытекает следующая проблема, с которой сталкиваются преподаватели, а именно — отсутствие индивидуального подхода в обучении каждого студента. В результате физической нагрузки, обучающихся можно отнести к двум различным группам: одна группа успешно справляется с поставленными задачами и полны сил для последующей реализации своих потенциалов и вторая группа, которая находится на «грани своих возможностей и способностей», не в состоянии выполнить минимальные требования. Введение индивидуального-дифференцируемого подхода способно решить данную проблему. Данный подход является важным психолого-педагогический принципом, который учитывает индивидуальные особенности обучающегося. Еще один эффективный способ повышения эффективности учебной процедуры по физическому воспитанию в вузах — внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих подходов, использование в процессе обучения современных, эффективных и действенных здоровье сберегающих программ, целенаправленное формирование и развитие у студентов здоровье сберегающих компетенций. [3] Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня имеется множество способов решения проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физкультуре и спорту. Благодаря решению этих проблем, повышается духовное, эмоциональное и физическое здоровья обучающихся.
Литература:
- https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1411/Качество_образования.
- Осипов А. Ю., Гольм Л. А., Михайлова С. А. Формирование здоровье сберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2 (39). Т.2. С.178–182.
- Гелецкий В. М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. — 343 с.