В статье представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому воспитанию. Авторы раскрыли инновационные формы и методы работы с детьми. Подведён итог, что комплексно-тематический подход помогает реализовать содержание пяти областей.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, бережное отношение, тематический подход, окружающий мир, дошкольный возраст.
Актуальность экологического образования определяется нашим будущим. В настоящее время всё чаще проблема экологии звучит по всем телеканалам. Интернет переполнен проблемами мусора, бедой производственных отходов, гибели животных от пожаров. Не случайно Указ Президента РФ по охране окружающей среды и соответствующее Постановление правительства РФ возвели экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем. Чтобы сохранить и очистить нашу природу необходимо формировать бережное отношение к окружающему миру как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.
Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в относительной гармонии с ней.
С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры. Ведь после родителей (законных представителей) детей в удивительный окружающий мир ведёт воспитатель дошкольного учреждения. Экологическое образование выступает одним из компонентом целостного педагогического процесса. Поэтому, планируя мероприятия экологического содержания, мы решаем следующие задачи:
- Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.
- Формирование базисных основ экологической культуры у детей:
– овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;
– получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;
– получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);
– воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.
- Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников.
В своей работе мы применяем комплексно — тематический подход к организации образовательного процесса с целью реализации положений ФГОС ДО. Комплексно — тематический подход подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. Реализация комплексно — тематического принципа тесно связана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Такое построение воспитательно — образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики (принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста, принципы последовательности и систематичности, повторности и наглядности) и реализовать в своей работе с детьми принципы дошкольного образования, заложенные в ФГОС ДО:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В нашей практике этот принцип проявляется в сочетании разных форм занятий и совместной деятельности воспитателя и детей.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Это проявляется в проектной деятельности.
- Поддержка инициативы во всех видах деятельности. Наши дети успешно и с желанием решают ситуативные задачи, создают коллекции.
- Сотрудничество детского сада с семьёй. Наши родители воспитанников принимают активное участие в мероприятиях, предлагают интересные идеи для развлечений, оформления группы, помогают оснащать развивающую среду группы.
Белая К. Д.. кандидат педагогических наук подчёркивает, что при организации комплексно-тематического планирования содержание образовательных областей естественным образом объединяется, что даёт возможность педагогу интегрировать образовательную деятельность. Каждая образовательная область имеет своё направление. Так социально — коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в быту, обществе, на природе. Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о природных явлениях. Речевое развитие связано со знакомством с детской природоведческой литературой. Художественно-эстетическое развитие подразумевает формирование эстетического отношения к миру природы. Физическое развитие нацелено на становление ценностей здорового образа жизни у детей.
В решении задач экологического образования используем инновационные и традиционные методы и приёмы. Так в игровой деятельности придаём экологическую тематику («Поездка в лес», «Путешествие в пустыню», «Путешествие на север», «Зоопарк» и т. п.).
Наши дети очень любят игровой приём — получение писем — жалоб от пернатых, животных, насекомых. Получая такие письма, дети решают, как им помочь и стараются замечать на улице подобные ситуации.
Проектный метод прочно вошёл в нашу работу. Дети могут самостоятельно выдвигать проблему, и мы вместе с родителями узнали много интересного. Очень запомнились проекты «Красная книга Краснодарского края», «Полезные витамины», «Деревья нашего участка». Этот проект вызвал у детей желание узнать о деревьях Краснодарского края. С этим проектом мы заняли 3 место в региональном конкурсе научно — исследовательских, методических и творческих работ «Мой край — Моя Россия» в 2018 году.
Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», дают детям экологические знания, которые они отражают в игре, в самостоятельно — художественной деятельности. У детей развиваются способности преподносить себя публично, раскрывая свои таланты. Родители бывают частыми гостями и участниками на таких мероприятиях. Подготовка к подобным формам работы сближает детей и родителей, а также растёт авторитет нашего детского сада. Природоохранные акции планируются на учебный год. Они очень значимы, потому что дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой. А самое главное, дети видят, что взрослые не только говорят об охране природы, но и активно участвуют. любой акции является продуктивная деятельность детей. Вот некоторые наши акции: «Дом для пернатых», «Столовая для птиц», «Витамины на подоконнике», «Любимый чистый город», «Пусть участок украсят цветы» и др.
В результате:
– дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
– дети стали активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
– дети охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют испытывают удовольствие от этого.
В процентном отношении это выглядит так:
Литература:
- Маневцова, Л. М., Мир природы и ребёнок Методика экологического воспитания дошкольников Санкт — Петербург» Детство — пресс»2003г.
- Масленникова, О. М., Экологические проекты в детском саду Издательство «Учитель»,2009 г.
- ФГОС ДО