В статье автор размышляет о ценности применении кейс-метода как основы духовно-нравственного воспитания на уроках истории и приводит практические доказательства уместного методического применения данного метода.
Ключевые слова: кейс-метод, воспитание, студенческие корпорации.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности, исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством.
За школьным учебником истории скрываются не только и не столько сухие цифры и далекая от современности терминология. За ним — сотни жизней, подчас искалеченных, загубленных, искромсанных душ, забытых времени и людьми. На страницы учебника попали далеко не все, только особенные — те, кто смогли прославиться своими великими делами или наоборот, бесчестными проступками. Задача ребенка, читая учебник истории, научиться отличать добро от зла. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Задача учителя — научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Задача ученика — попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод — подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности. Воспитательные задачи урока можно свести к следующим: научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т. д.); взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом — «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.
Кейс-метод — прекрасная возможность вычленить из огромного потока исторической информации именно те моменты, над которыми стоит подискутировать и проанализировать не только с историковедческих, но и с общечеловеческих позиций. Причем он универсален — им можно воспользоваться практически на любом уроке в работе с детьми любых возрастов. Этот метод контактен и нравится детям — учителю важно именно детское мнение по данному вопросу, а быть услышанным для современного ребенка — необходимость.
Использование кейс-метода логично обосновано в условиях реализации в общеобразовательных школах ФГОС второго поколения [3]. Это база, как для проектной, так и для исследовательской деятельности. Точка отсчета, благодаря которой актуализируется интерес ученика к изучаемой проблеме и увеличивается его познавательная активность.
Этот метод дает все необходимое для объемного изучения вопроса — условия, главных фигурантов, факты и цифры, но никогда не дает окончательного и единственного ответа, потому что кейс-метод вариативен.
Весьма удобно его применять при работе учеников с письменными историческими источниками. Он позволяет обучающимся не упускать детали и возвращаться к исходной, если даже размышления зашли в тупик.
Практический пример использования кейс-метода на уроке истории в процессе духовно-нравственного воспитания: элективный урок, тема занятия — «Студенческие корпорации в российских и зарубежных университетах». Работа с источником «Поведение немецких буршей» [2], взятый из журнала «Новое время» от 12 июня 1915 г. В заметке рассказывается об агрессивном профессора Н. Н. Вестерника в отношении к немецким корпорантам Юрьевского университета: «…он срывал отличительные знаки немецких корпорантов, приходивших на его занятия, и топтал их на виду у всех студентов» [1]. Свое поведение профессор объяснял тем, «что их отличительные знаки напоминали ему о той обособленности немцев в России, которая когда-то была допущена и привела, в конце концов, к немецкому засилью над русскими и к настоящей войне». Было ли правомерно поведение педагога? Не ставит ли в двусмысленное положение действующие в университете польскую, латышскую, эстонскую и армянскую корпорации? Наконец, не противоречит ли такое поведение основам педагогики? На все эти вопросы ученики находили ответы в ходе дальнейшей дискуссии.
Хорошо, если, уходя с урока, у ребенка остаются вопросы, которые он не задает учителю. Потому что он должен остаться с ними один на один, чтобы понять, а что именно для него — черное и белое, добро и зло. И кроме него самого на эти вопросы никто дать ответа ему не сможет. Задача учителя — чтобы такие вопросы перед собой ребенок начинал ставить.
Литература:
- Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX- начала XX века: Опыт культурной и политической самоорганизации / Иванов А. Е. Москва: Новый хронограф, 2004. с. 238
- Новое время: иллюстрированное приложение / [Электронный ресурс] // РНБ. URL: http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/record_full.php?record_ID=120589. (дата обращения — 18.01.2020).
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 / [Электронный ресурс] // ФГОС. URL:http://www.https://fgos.ru/. (дата обращения — 18.01.2020).