В статье авторы раскрывают особенности формирования словарного запаса слов у детей трех-четырех лет.
Ключевые слова: словарь, дети младшего дошкольного возраста.
Речь как один из процессов общения возникает и развивается от потребности человека контактировать в социуме. Речь — это один из показателей развития ребенка. Через нее он реализует свои коммуникативные, информативные и познавательные потребности.
Развитие речи дошкольников играет большую роль и проходит в течение нескольких возрастных периодов. Начальным и самым главным периодом принято считать возраст от года до четырех лет, когда ребенок осваивает основные правила родного языка. Это происходит посредством общения с окружающими его людьми.
Проблема формирования словарного запаса на данный момент занимает одно из главных мест. Вопросы о состоянии словаря детей и о поиске методики для эффективной работы является одним из самых актуальных. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте. Обогащение словаря — одна из важнейших задач в системе работы по обучению родному языку в детском саду.
Взрослый помогает ребенку освоить полноценное общение, учит его пользоваться разными формами и типами высказывания. Особенности освоения словаря в том, что он неразрывно связан с обогащением знаний об окружающем мире, предметах и явлениях быта, о природе [4].
Пополнение словаря происходит за счет взаимодействия с окружающим миром, во время всех видов детской деятельности, общения. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, так как именно этот период ребенка считаете более благоприятным для его полноценного развития.
Ф. А. Сохина считала, «в дошкольном детстве практическое освоение родным языком достигает высокого уровня, а речевое развитие ребенка представляет собой стержень общего психического развития. Развитие — изменение, представляющее переход от простого к все более сложному, от низкого к высшему, процесс в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений» [4]
И так мы видим, что овладение словарем, по мнению А. Н. Леонтьена, «занимает важное место в общей системе работы о речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значении слов». [2]
При развитии словаря детей дошкольного возраста, принято выделять две стороны: количественный рост словаря ребенка и качественный, что в общем понятие означает овладение ребенком значениями слов.
Количественный словарь ребенка зависит от условий жизни и воспитания, так как в литературы данные значительно разнятся между собой. К примеру, в три года словарный запас ребенка составляет примерно 1550 слов, а вот уже к четырем годам, мы наблюдаем около 1900, следовательно, в 5 лет- 2000 слов, а в 6–7 лет до 3500–4000 слов. Огромный скачок в развитие словаря обусловлен не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. [1]
Особенно быстро в словаре ребенка закрепляются существительные и глаголы, гораздо меньшее количество прилагательных. Этот факт можно объяснить, во-первых, условиями воспитания (мало кто при знакомстве обращает внимание ребенка на признаки предмета), во-вторых, характером имени прилагательного, он носит более абстрактный характер. Как можно заметить, дети уже на третьем году жизни владеют довольно обширным словарем, позволяющим им общаться с окружающими.
Данные, приведенные выше, еще раз показывают нам, что дети на третьем — четвертом году жизни, владеют достаточно обширным словарным запасом, что обеспечивает им общение с окружающими. Однако, важна не только количественная составляющая словаря ребенка, но и качественное развитие — развитие значения слов.
Так, А. А Потебля хорошо высказался в отношении смысловой природы детских слов: «Значение первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Такие первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет». [3]
Ребенку сложно познавать окружающий мир самому, для этого ему необходимо постоянное общение со взрослым, который не только покажет новый предмет, явление, понятие ребенку, но и сможет объяснить его. Очень важно при общении с детьми соблюдать данное условие, это поможет им закреплять новые слова и в дальнейшем они смогут пользоваться словами в правильном значении.
Важно при общении создавать правильные условия, расширяющие кругозор ребенка и позволяющие правильно пользоваться новыми словами или исправлять ошибки, допущенные ребенком в случае неправильного их понимания. Необходимо задавать ребенку вопросы, мотивировать его на более сложные и развернутые ответы, так как это требует от ребенка все новых и новых знаний.
Также не стоит забывать о играх и упражнениях, позволяющих развивать количественный и качественный словарь ребенка в игре. Во время игры ребенок учится самостоятельно себя контролировать, проявляет себя. Отличительной чертой дидактических игр и упражнений является то, что их процесс направлен на достижение определенных целей и задач, а процесс игры контролируется непосредственно самим взрослым.
К примеру, к таким играм относят описание предметов. Игра заключается в том, что взрослый просит ребенка описать предмет, при этом ребенок должен как можно красочней описать данный предмет. Назвать его цвет, форму, признак, на что он поход, придумать с ним действие и рассказать его.
Таким образом, развитие словаря — это длительный процесс овладения словарным запасом.
Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной проблемы. Эту проблему в своих трудах рассматривали многие психологи и педагоги.
Литература:
- Атласова Т. Л. Формирование словаря старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Электронный ресурс.
- Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. Москва
- Потебня А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. М.: Правда, 2014. 127с.
- Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста пособие для воспитателя дет сада. / Ф. А. Сохина. М.: Просвещение. 2015.223с.