В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Ключевые слова: социальное управление, менеджмент, социальное обслуживание, социальный менеджмент, пожилые люди.
Сегодня управление процессами социального обслуживания в учреждении является важнейшим критерием его эффективной работы. В широком смысле управление — это процесс воздействия на объект и его свойства с целью изменения его в нужном направлении, а социальное управление — это процесс воздействия на общество и его отдельных граждан с целью сохранения их существующего состояния, либо изменения этого состояния в лучшую сторону [5].
Качественное обслуживание граждан, в том числе и пожилого возраста, невозможно без эффективной системы управления процессами социального обслуживания в организации, которая напрямую связана с реализацией функции управления персоналом. В данных условиях актуальным становится социальный менеджмент. Изначально менеджмент относился лишь к коммерческим организациям. Однако со временем, зарекомендовав себя как эффективную форму управления, менеджмент распространился и на другие сферы жизни, в том числе и на социальную сферу.
Авторы по-разному трактуют данный термин. Так, доктор экономических наук Афонин Ю. А. определяет социальный менеджмент как «область управления, формирующую у будущих специалистов теоретические и практические навыки, которые позволяют эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной социальной среды, проектировать социальные организации» [2].
Научный сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук Попов С. Г. говорит, что» социальный менеджмент — это разновидность менеджмента, которая предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов посредством использования определённых видов деятельности [6].
Таким образом, социальный менеджмент — это область организаторско-управленческой деятельности, обеспечивающая выработку и реализацию решений по эффективному функционированию организации как системы. Объектом управления в социальном менеджменте выступает система общественных отношений, в которую включены учреждения социальной сферы, а субъектом управления — руководители социальных учреждений и формируемые ими органы управления [3]. Субъект и объект управления, а также существующие между ними связи образуют систему социального управления, в том числе и систему управления по оказанию социальной помощи различным категориям населения.
Принципы социального менеджмента. Под принципами социального менеджмента понимают основополагающие правила, положения и нормы, которыми должны руководствоваться управленцы в конкретных социальных условиях. Принципы социального менеджмента должны быть основаны на законах развития общества, соответствовать целям социального менеджмента, учитывать временные аспекты социального управления; быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах [4].
К принципам социального менеджмента относят:
- Принцип коллегиальности в принятии управленческих решений.
- Принцип научности социального менеджмента.
- Принцип прогнозирования социального менеджмента
- Принцип ответственности за результаты социального менеджмента
- Принцип рационального подбора и использования кадров.
- Принцип экономичности и эффективности управления.
- Принцип системности.
- Принцип иерархичности.
- Принцип обязательной обратной связи.
В процессе развития общества определенные принципы социального менеджмента могут изменяться. Но, тем не менее, полностью они не исчезнут, поскольку выражают серьезные требования к системе социального управления.
Мировая практика в работе с пожилыми людьми отдаёт предпочтение социальному менеджменту. Особенности социального менеджмента в работе с пожилыми людьми включают в себя следующие положения:
– комплексный подход к пожилому человеку, предполагающий тесное взаимодействие различных специалистов;
– учет психологических особенностей пожилых людей;
– организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социального обслуживания.
Социальный менеджмент позволяет обеспечить эффективное управление деятельностью учреждения с целью удовлетворения потребностей той или иной категории населения в различных услугах [1].
Социальный менеджмент в учреждении охватывает три аспекта работы [7]:
- Социальный аспект (удовлетворение потребности в социальных услугах).
- Организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении). Важным становится необходимость интегративности и межведомственного взаимодействия между учреждениями системы социального обслуживания всех уровней, некоммерческими организациями и благотворительными организациями.
- Кадровый аспект (профессионализм специалистов по социальной работе). Данный аспект является одним из значимых в управлении социальными процессами, поскольку эффективность оказания социальной помощи напрямую зависит от профессионализма специалиста. Следовательно, важным становится процесс обучения и подбора персонала, в связи, с чем для учреждений социального обслуживания необходимым становится развитие нового направления — социальный менеджмент.
Итак, социальный менеджмент — это область управления, направленная на формирование у специалистов теоретических и практических навыков, позволяющих эффективно воздействовать на социальные явления и процессы. Менеджмент в социальной сфере обеспечивает эффективное управление процессами социального обслуживания, направленными на удовлетворение потребностей населения, в том числе и пожилого возраста, в социальных услугах.
Литература:
- Анисимова С. А. Управление персоналом в современной организации социального обслуживания // Проблемы экономики и юридической практики. — 2015. — № 2. — С. 265–268.
- Афонин Ю. А., Жабин А. П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент: учебник. — Москва: Издательство МГУ, 2004. — 320 с.
- Войтенко, А. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. — Москва: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 255 с.
- Минаева О. В. Принципы социального управления // Вестник МИЭП. — 2016. — № 2 (23). — С. 15–23.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. — Москва: Высш.шк., 2001. — 271 с.
- Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. — Москва: издательство «Ось-89", 2009. — 160 с.
- Халикова Г. Р. Менеджмент в социальной работе // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 541–543.