Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 4536 раз

Библиографическое описание:

Карлина, Т. А. Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания / Т. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67131/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.

Ключевые слова: социальное управление, менеджмент, социальное обслуживание, социальный менеджмент, пожилые люди.

Сегодня управление процессами социального обслуживания в учреждении является важнейшим критерием его эффективной работы. В широком смысле управление — это процесс воздействия на объект и его свойства с целью изменения его в нужном направлении, а социальное управление — это процесс воздействия на общество и его отдельных граждан с целью сохранения их существующего состояния, либо изменения этого состояния в лучшую сторону [5].

Качественное обслуживание граждан, в том числе и пожилого возраста, невозможно без эффективной системы управления процессами социального обслуживания в организации, которая напрямую связана с реализацией функции управления персоналом. В данных условиях актуальным становится социальный менеджмент. Изначально менеджмент относился лишь к коммерческим организациям. Однако со временем, зарекомендовав себя как эффективную форму управления, менеджмент распространился и на другие сферы жизни, в том числе и на социальную сферу.

Авторы по-разному трактуют данный термин. Так, доктор экономических наук Афонин Ю. А. определяет социальный менеджмент как «область управления, формирующую у будущих специалистов теоретические и практические навыки, которые позволяют эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной социальной среды, проектировать социальные организации» [2].

Научный сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук Попов С. Г. говорит, что» социальный менеджмент — это разновидность менеджмента, которая предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов посредством использования определённых видов деятельности [6].

Таким образом, социальный менеджмент — это область организаторско-управленческой деятельности, обеспечивающая выработку и реализацию решений по эффективному функционированию организации как системы. Объектом управления в социальном менеджменте выступает система общественных отношений, в которую включены учреждения социальной сферы, а субъектом управления — руководители социальных учреждений и формируемые ими органы управления [3]. Субъект и объект управления, а также существующие между ними связи образуют систему социального управления, в том числе и систему управления по оказанию социальной помощи различным категориям населения.

Принципы социального менеджмента. Под принципами социального менеджмента понимают основополагающие правила, положения и нормы, которыми должны руководствоваться управленцы в конкретных социальных условиях. Принципы социального менеджмента должны быть основаны на законах развития общества, соответствовать целям социального менеджмента, учитывать временные аспекты социального управления; быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах [4].

К принципам социального менеджмента относят:

  1. Принцип коллегиальности в принятии управленческих решений.
  2. Принцип научности социального менеджмента.
  3. Принцип прогнозирования социального менеджмента
  4. Принцип ответственности за результаты социального менеджмента
  5. Принцип рационального подбора и использования кадров.
  6. Принцип экономичности и эффективности управления.
  7. Принцип системности.
  8. Принцип иерархичности.
  9. Принцип обязательной обратной связи.

В процессе развития общества определенные принципы социального менеджмента могут изменяться. Но, тем не менее, полностью они не исчезнут, поскольку выражают серьезные требования к системе социального управления.

Мировая практика в работе с пожилыми людьми отдаёт предпочтение социальному менеджменту. Особенности социального менеджмента в работе с пожилыми людьми включают в себя следующие положения:

– комплексный подход к пожилому человеку, предполагающий тесное взаимодействие различных специалистов;

– учет психологических особенностей пожилых людей;

– организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социального обслуживания.

Социальный менеджмент позволяет обеспечить эффективное управление деятельностью учреждения с целью удовлетворения потребностей той или иной категории населения в различных услугах [1].

Социальный менеджмент в учреждении охватывает три аспекта работы [7]:

  1. Социальный аспект (удовлетворение потребности в социальных услугах).
  2. Организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении). Важным становится необходимость интегративности и межведомственного взаимодействия между учреждениями системы социального обслуживания всех уровней, некоммерческими организациями и благотворительными организациями.
  3. Кадровый аспект (профессионализм специалистов по социальной работе). Данный аспект является одним из значимых в управлении социальными процессами, поскольку эффективность оказания социальной помощи напрямую зависит от профессионализма специалиста. Следовательно, важным становится процесс обучения и подбора персонала, в связи, с чем для учреждений социального обслуживания необходимым становится развитие нового направления — социальный менеджмент.

Итак, социальный менеджмент — это область управления, направленная на формирование у специалистов теоретических и практических навыков, позволяющих эффективно воздействовать на социальные явления и процессы. Менеджмент в социальной сфере обеспечивает эффективное управление процессами социального обслуживания, направленными на удовлетворение потребностей населения, в том числе и пожилого возраста, в социальных услугах.

Литература:

  1. Анисимова С. А. Управление персоналом в современной организации социального обслуживания // Проблемы экономики и юридической практики. — 2015. — № 2. — С. 265–268.
  2. Афонин Ю. А., Жабин А. П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент: учебник. — Москва: Издательство МГУ, 2004. — 320 с.
  3. Войтенко, А. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. — Москва: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 255 с.
  4. Минаева О. В. Принципы социального управления // Вестник МИЭП. — 2016. — № 2 (23). — С. 15–23.
  5. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. — Москва: Высш.шк., 2001. — 271 с.
  6. Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. — Москва: издательство «Ось-89", 2009. — 160 с.
  7. Халикова Г. Р. Менеджмент в социальной работе // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 541–543.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный менеджмент, социальное обслуживание, социальное управление, пожилой возраст, принцип, социальная сфера, область управления, процесс воздействия, социальная помощь, эффективное управление.


Похожие статьи

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.

Социальный маркетинг как инструмент повышения качества жизни населения

В статье исследован феномен «социального маркетинга», история его развития и возможность его использования для управления социальными изменениями в обществе, а также как инструмента повышения качества жизни населения.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Настоящая статья посвящена проблемам управления в здравоохранении. В ней рассмотрены факторы внутренней среды, оказывающие влияние на эффективное управление медицинской организацией

Социальная политика предприятия и её использование в управлении персоналом

В статье автор рассматривает один из важных инструментов экономического стимулирования трудовой деятельности — социальную политику предприятия. Изучены основные направления социальной политики предприятия и выделены мотивационные решения для стимулир...

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Поведение сотрудников как функция организационных отношений

В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудово...

Похожие статьи

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.

Социальный маркетинг как инструмент повышения качества жизни населения

В статье исследован феномен «социального маркетинга», история его развития и возможность его использования для управления социальными изменениями в обществе, а также как инструмента повышения качества жизни населения.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Настоящая статья посвящена проблемам управления в здравоохранении. В ней рассмотрены факторы внутренней среды, оказывающие влияние на эффективное управление медицинской организацией

Социальная политика предприятия и её использование в управлении персоналом

В статье автор рассматривает один из важных инструментов экономического стимулирования трудовой деятельности — социальную политику предприятия. Изучены основные направления социальной политики предприятия и выделены мотивационные решения для стимулир...

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Поведение сотрудников как функция организационных отношений

В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудово...

Задать вопрос