Пути повышения эффективности деятельности объектов розничной торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 4194 раза

Библиографическое описание:

Шаврова, А. Г. Пути повышения эффективности деятельности объектов розничной торговли / А. Г. Шаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67137/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены основные мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в Российской Федерации. Установление перспективных направлений повышения эффективности функционирования предприятий розничной торговли весьма актуально, поскольку в современных условиях становится решающим фактором их жизнеспособности.

Ключевые слова: розничная торговля, объекты розничной торговли, эффективность, предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли оказывает влияние на основные параметры качества жизни населения, на объем денежных средств в обращении, сберегательное поведение населения, налоговые поступления, занятость, развитие малого бизнеса [2, c.51].

С изменением экономической ситуации происходит развитие розничной торговли, подстраиваясь под вкусы потребителей, создаются все новые формы розничной торговли (магазин у дома, дискаунтеры — федеральные торговые сети, онлайн-ритейл) [11]. Так, по данным Росстата РФ, в 2018г. общий оборот розничной торговли составил 31548 млрд руб., или 102,6 % (в сопоставимых ценах) к 2017 г. или 105,85 % по рыночным ценам (рис.1) [1].

Рис. 1. Динамика общего оборота розничной торговли, 2010–2018гг., млрд. руб., % [6]

Приведенные данные позволяют утверждать, что розничная торговля в финансовом отношении развивается достаточно успешно при растущей инвестиционной привлекательности отрасли. Однако ее вклад в российскую экономику продолжает снижаться.

Современная ситуация, с одной стороны, характеризуется насыщением рынков товарами, а с другой, — снижением покупательной способности населения, что обостряет конкуренцию в данном виде деятельности. В такой ситуации выживают и успешно работают торговые предприятия, способные снизить расходы, связанные с продвижением товаров от производителей к потребителям [3].

В таких условиях эффективность функционирования объектов розничной торговли становится решающим фактором их выживания. Следовательно, установление перспективных направлений повышения эффективности функционирования предприятий розничной торговли весьма актуально.

Эффективность деятельности предприятий розничной торговли зависит от многих факторов, прежде всего, от объемов продаж, качества работы сотрудников, места расположения торговой точки и т. д. [7] Каждый предприниматель использует свои методы развития предприятия, однако, так или иначе, все они сводятся к трём большим группам: снижение коммерческих расходов; увеличение цены; наращивание объёма продаж.

Приведем основные направления совершенствования эффективности деятельности объектов розничной торговли, к которым можно отнести [5]:

  1. Оптимизация работы с поставщиками, что вызывает необходимость диверсификации поставок. Например, разделение заказов между несколькими компаниями, что помогает магазину снизить зависимость от одного контрагента и избежать пустых полок. В связи с этим у компаний возникает необходимость получения достоверных сведений о деятельности новых контрагентов. Новые поставщики должны проверяться в специализированных системах (СПАРК, Контур и т. п.), позволяющих делать вывод о добросовестности организаций.

Новому поставщику можно дать «испытательный срок», заключив краткосрочный контракт, позволяющий оценить, каким образом он выполняет свои обязательства и успешно ли продается его товар.

Этот аспект управления важен и с учетной точки зрения, поскольку компания в рамках договорных отношений принимает расходы по налогу на прибыль организаций и вычеты НДС.

  1. Оптимизация работы по формированию товарного ассортимента с учетом динамики спроса. Должен проводиться комплексный анализ покупок, оценка количества проданных единиц товара, его оборачиваемость, сочетаемость с другими продуктами, сезонность и т. д. Важно правильно распределить ассортимент товаров в зависимости от доли в продажах и прибыли, которую они приносят, выявить неликвидные товары, занимающие складские помещения и полки магазина. Одним из путей работы с неликвидными товарами может стать организация акций с выдачей таких товаров в подарки за покупку других товаров. С точки зрения распределения площадей оптимальным считается 20 товарных позиций на один квадратный метр [8].
  2. Установление эффективного графика работы объектов розничной торговли, удобного для ключевых клиентов. В то же время необходима оценка целесообразности, например, круглосуточной работы магазина с точки зрения дополнительных затрат на оплату труда работников в повышенном размере, а также на дополнительную охрану объектов.
  3. Автоматизация системы учета и выстраивание четкой системы логистики. Данные мероприятия позволят снизить закупочные цены, анализировать содержимое склада и давать информацию в режиме реального времени, оптимизировать складские остатки в магазинах, минимизировать количество персонала.
  4. Создание «программ лояльности». Они могут представлять собой акцию по собиранию «фишек», «наклеек» для буклета, который предоставляет торговая розничная сеть, чтобы покупатель смог приобрести товар из этого буклета по аукционным ценам. Такая промо-акция обычно приносит успех компании в виде высокого розничного торгового оборота и создает привязанность покупателей непосредственно к торговой сети.

Программа лояльности позволяет выявлять предпочтения покупателей, удовлетворять их потребности с помощью адаптации ассортимента, предоставления индивидуального опыта совершения покупок каждому потребителю.

  1. Разработать рекламную кампанию. За счет проведения рекламной кампании предприятие получит дополнительную прибыль.
  2. Создание торговой сетью собственной торговой марки. Собственная торговая марка улучшает восприятие цен клиентами, благодаря возможности предложить покупателям качественные товары по низким ценам, разработать уникальные предложения, которые будут выгодно отличают ассортимент торговой сети от брендов в других сетях.
  3. Повышение квалификации сотрудников. Управление торговым предприятием в условиях стремительного развития цифровых технологий требует от управленческого звена наличия совершенно новых компетенций, позволяющих эффективно использовать цифровые технологии в управлении бизнесом [12]. Таким образом, появляется острая необходимость в создании современных программ обучения управленческого звена розничной торговли, направленных на изучение цифровых технологий, внедрение которых позволит более эффективно управлять торговыми предприятиями. Современные программы обучения, связанные с использованием цифровых технологий, могут создаваться в трех основных направлениях: экономике, менеджменте и маркетинге, и содержать следующие дисциплины: диджитализация управления сбытовыми потоками; цифровые технологии в высокотехнологичном секторе; цифровой сервис как новый сегмент экономики; кибербезопасность и управление информационными системами; управление электронной коммерцией (цифровое предпринимательство); менеджмент цифрового бизнеса; маркетинг и PR в электронной коммерции и цифровом бизнесе; антикризисное управление цифровыми предприятиями; теория и практика стратегического управления цифровыми корпоративными структурами; цифровая (электронная) логистика. Данные дисциплины послужат формированию цифровых компетенций управленческого звена розничной торговли, а именно: уверенному и эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе создания адаптивных систем управления сбытом.

Таким образом, перечисленные приоритетные направления позволят повысить эффективность деятельности в сфере розничной торговли в Российской Федерации.

Литература:

  1. Бутов А. М. Рынок розничной торговли продуктами питания, 2018 // НИУ ВШЭ / URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
  2. Васильчук, Е. С. Роль розничной торговли в экономическом развитии региона / Е. С. Васильчук // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 1(19). — С. 49–54.
  3. Иванова О. В. Проблемы современной розничной торговли / О. В. Иванова // URL: file:///C:/Users/Book/Dоwnlоads/Ivanоva-Оlga-Viktоrоvna.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
  4. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина; под общ. ред. Н. П. Гусакова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. — 351 с.
  5. Назмутдинова Е. В. Обоснование резервов повышения эффективности функционирования предприятия торговли // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 2–2 (67–2). — С. 1023–1026.
  6. Оборот розничной торговли по данным Росстат, 2019 // URL: https://rosinfostat.ru/oborot-roznichnoj-torgovli/ (дата обращения: 13.01.2020).
  7. Подсумкова Л. А. К вопросу о факторах и фактах развития розничной торговли в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-faktorah-i-faktah-razvitiya-roznichnoy-torgovli-v-rossii (дата обращения: 17.01.2020).
  8. Пронина В. В. Совершенствование деятельности организации сферы розничной торговли // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-deyatelnosti-organizatsii-sfery-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 13.01.2020).
  9. Секреты эффективности розничного магазина // URL: http://alfabank.rbc.ru/article/sekretyi-effektivnosti-roznichnogo-magazina/ (дата обращения: 13.01.2020).
  10. Смоленский А. М. Направления повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2018. № 2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-povysheniya-effektivnosti-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-sfere-roznichnoy-torgovli-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.01.2020).
  11. Торговля в России. 2018: Стат. сб./ Росстат. — M., 2018. — 233 с.
  12. Цифровая активность организаций розничной торговли. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 13 с.
Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, предпринимательская деятельность, товар, торговая сеть, общий оборот, оптимизация работы, перспективное направление повышения эффективности функционирования предприятий, рекламная кампания, Российская Федерация, управленческое звено.


Задать вопрос