В статье автор рассматривает условия развития творческих способностей в военном контексте. Поскольку творчество является относительно нетронутой темой для военных, существует настоятельная потребность в понимании педагогических аспектов развития творчества.
Ключевые слова: условия развития, образовательный процесс, творческие способности, курсанты, военный вуз, образное, предметное, символьное, знаковое, креативное, мышление.
Как и многие организации сегодня, образовательные учреждения Вооруженных сил сталкиваются с постоянно меняющимся потоком новых вызовов и, как следствие, требуют от обучающихся быть творческими, адаптивными и инновационным. Инновационность, в контексте данного исследования, это эксплуатация творческих идей, и важно понимать, что инновации не могут существовать без творческих способностей.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет проблематика развития творческих способностей курсантов военных институтов являлась предметом изучения в диссертационных работах следующих авторов: О. Г. Поздняков (2015) проводивший исследование познавательных аспектов творческих способностей; Г. Э. Григорьян (2018) рассмотревшая развитие творческих способностей в контексте музыкального военного образования.
Цельюданного исследования является изучение психолого-педагогических условий развития творческих способностей курсантов военных вузов в учебной деятельности. Проблемаисследования заключается в том, что существует противоречие между рамочной регламентацией учебного процесса в контексте обусловленных спецификой образовательного заведения норм и правил и потребностью в наличии условий развития у курсантов творческих способностей.
Перейдём к рассмотрению конструкта «педагогические условия». В. И. Андреев определяет «педагогические условия» как результат целенаправленного отбора и применения элементов содержания, методов, приемов, организационных форм обучения для достижения поставленных целей [1].
В. А. Сластёнин отмечает, что педагогические условия — это обстоятельства, приобретающие свойство целостности при реализации процессов-компонентов [4].
С. Л. Мозина рассматривает педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материальной пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [3].
Понятие «педагогическое условие» применительно к развитию творческих способностей в психолого-педагогической литературе, как отмечают исследователи, широко рассматривается — от наличия природных инстинктов до инокультурной среды. В связи с этим В. И. Андреев сказал, что «...в основе изучения и развития должен лежать методологический принцип системной, всесторонней и целостной детерминации развития творческих способностей в зависимости от природных, социальных и педагогических факторов и условий развития личности» [1].
Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно найти такое многообразие педагогических условий, как организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия и т. д. Обратимся к более детальному описанию каждой группы условий.
Первую группу выделенных условий составляют организационно-педагогические условия. Такого рода педагогические условия рассматриваются учеными, как совокупность каких-либо признаков, обеспечивающих успешное решение педагогических задач:
− совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение задач;
− совокупность особенностей содержания, форм, методов целостного образовательного процесса, направленных на достижение целей образовательной деятельности [2].
Второй вид педагогических условий — психолого-педагогические условия.
Обобщая материалы ряда исследований, мы установили, что психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как условия, призванные обеспечить конкретную образовательную меру воздействия на личностное развитие субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или студентов), влекущую повышение эффективности образовательного процесса.
Для исследования эффективности образовательного процесса в условиях развития творческих способностей курсантов, мы провели тестирование «Определение типов мышления и уровня креативности» (методика Дж. Брунера). Данный тест направлен на выявление типов мышления, присущих определённому индивиду из пяти следующих вариантов: образное, предметное, символьное, знаковое, креативное.
Исследовательская выборка составила 24 испытуемых в возрасте от 18 до 20 лет. Выборка была разделена на две равные по исходным показателям успеваемости группы. Группа № 1 — контрольная, состояла из курсантов, занимающихся по стандартной программе института, а группа № 2 — экспериментальная, занятия с которой проводились в рамках эксперимента по реализации педагогической технологии развития творческих способностей.
Результаты исследования по методике Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности» курсантов группы № 1 представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования определения типов мышления и уровня креативности курсантов группы № 1 (КГ) на констатирующем этапе исследования
Изучив показатели типов мышления и креативности в группе испытуемых № 1, мы пришли к выводу, что высокий уровень по всем типам мышления и креативности наблюдается у двух курсантов. Низкий уровень по образному типу мышления выявлен у одного курсанта. Все остальные испытуемые курсанты группы № 1 имеют средний уровень по исследуемым показателям.
Охарактеризуем значение данных показателей в контексте нашего исследования. Высокий уровень образного мышления предполагает значительную свободу переключения мыслительных процессов за счёт преобразования предметных категорий в образные. Данный аспект представляется важным для осуществления творческого процесса. Символьное мышление позволяет оперировать потоками информации посредством алгебраических или арифметических правил и операций формируя чётко структурированную мысль. Такой тип мышления может быть востребован при реализации умеренного и профессионального уровней реализации творческих способностей. Знаковое мышление характеризуется способом трансформации информационных потоков в понятийные формы, фиксирующие связи между предметами текущей мыслительной деятельности. Задействованность данного типа мышления может проявиться на любом из четырёх уровней реализации творческих способностей. Предметное мышление характеризуется более жёсткими связями с временными и пространственными характеристиками предмета текущей мыслительной деятельности, что накладывает существенные ограничения на свободу переключения мыслительных процессов, свойственную, например, образному мышлению. В творческом процессе такой тип мышления может быть задействован при реализации умеренного и профессионального уровней реализации творческих способностей.
Результаты исследования по методике Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности» курсантов группы № 2 (ЭГ) представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования на определение типов мышления и уровня креативности курсантов группы № 2 (ЭГ) на констатирующем этапе исследования
Изучив показатели типов мышления и креативности в группе испытуемых № 2, мы пришли к выводу, что высокий уровень по всем типам мышления и креативности наблюдается у двух курсантов. Низкий уровень по символьному типу мышления выявлен у одного курсанта. Все остальные испытуемые курсанты группы № 2 имеют средний уровень по исследуемым показателям.
Таким образом, прежде чем принять решение о том, какой метод обучения, форму обучения или организационную форму использовать в реализации педагогических условий конкретного вида образования, необходимо установить предварительные знания участников образования, определить, какие методы/формы подходят для конкретного предмета, а также установить адекватность учебных материалов и предпосылок.
Виды и формы подготовки курсантов к воинскому труду заметно различаются с гражданским и в основном зависят от потребностей, диктуемых новой военной технологией, вида конкретной военной деятельности, имеющейся в военном институте технологии обучения и так далее. Практика показывает, что пока психолого-педагогические условия обучения благоприятны, всегда есть подходящий способ обучения курсантов в соответствии с образовательными и армейскими потребностями и целями.
Литература:
- Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с. Режим доступа к журн. URL: https://logos-press.ru/docs/evristika.pdf (дата обращения: 16.01.20)
- Крамар М. Методологические основы образовательного процесса. Белград: Центр высшего образования, 2010. С. 203.
- Мозина С. Л. Управление в педагогике: новые знания для достижения успеха. Радовлица: Дидакта, 2012. С. 7.
- Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. С.