В статье автор рассматривает основы разработки стратегического плана управления активами.
Ключевые слова: актив, стратегия, управление.
Управление активами — это процесс разработки, эксплуатации, обслуживания и продажи активов экономически эффективным образом. Наиболее часто используемый в финансах, этот термин применяется в отношении физических лиц или фирм, которые управляют активами от имени других организаций.
Каждая компания должна отслеживать свои активы. Таким образом, соответствующие заинтересованные стороны будут знать, какие активы имеются в наличии и что можно использовать для обеспечения оптимальной прибыли.
«Активы, принадлежащие любому бизнесу, делятся на две основные категории: основные средства и оборотные активы. К основным средствам или внеоборотным относятся активы, приобретенные для долгосрочного использования, тогда как текущие активы — это те, которые могут быть конвертированы в денежные средства в течение короткого периода времени». [4,стр.23]
Когда дело доходит до управления активами, есть два основных вопроса, которые нужно изучить. Во-первых, какую роль играет процесс управления активами? Во-вторых, как фирма может разработать эффективный план управления активами?
Есть несколько причин, почему предприятия должны быть обеспокоены управлением активами, в том числе:
- Этот процесс позволяет организациям отслеживать свои активы, как ликвидные, так и фиксированные. Владельцы фирм будут знать, где находятся активы, как они используются и есть ли в них изменения. Следовательно, восстановление активов может быть сделано более эффективно, что приводит к более высокой доходности.
- Помогает гарантировать точность норм амортизации. Поскольку активы проверяются на регулярной основе, процесс управления активами обеспечивает обновление финансовой отчетности, связанной с ними.
- Управление активами включает выявление и управление рисками, возникающими в результате использования и владения определенными активами. Это означает, что фирма всегда будет готова противостоять любому риску.
- Существуют случаи, когда потерянные, поврежденные или украденные активы все еще записаны в книгах. Со стратегическим планом управления активами владельцы фирмы будут знать об активах, которые были потеряны, и, таким образом, не будут продолжать регистрировать их в бухгалтерских книгах.
Право собственности на активы является частью любого государственного или частного предприятия. Для эффективного управления активами владельцу фирмы необходимо разработать стратегический план.
«Прежде всего, владелец должен принять во внимание все активы, которыми он владеет. Если он не знает точное количество активов в своем инвентаре, он не сможет эффективно управлять ими». [1,стр.67]
При подготовке перечня активов компании необходимо учитывать следующее:
− Общее количество активов
− Где находятся активы
− Стоимость каждого актива
− Когда активы были приобретены
− Ожидаемые жизненные циклы активов
«Если владелец бизнеса хочет, чтобы его план управления активами был точным, то он должен рассчитать все затраты жизненного цикла каждого актива. Многие владельцы компаний делают ошибку, рассчитывая только первоначальные затраты на покупку». [2,стр.45]
В течение жизненного цикла актива могут возникнуть дополнительные расходы, такие как расходы на техническое обслуживание, моделирование состояния и производительности, а также расходы на утилизацию.
«В идеале, процесс управления активами фирмы, должен легко переводиться в долгосрочные финансовые планы. Имея хороший финансовый план, владелец может оценить, какие цели достижимы, и какие должны быть приоритетными». [3,стр.87]
Принятие стратегии управления активами имеет много преимуществ, таких как:
1. Улучшение приобретения и использования
Отслеживая активы компании на протяжении всего их жизненного цикла, владелец фирмы может улучшить технику использования активов. Хорошим примером является Cisco Systems, которая смогла сократить расходы, выполнив управление активами ПК. При реализации такой стратегии компания обнаружила расточительную практику закупок, которую она решила, разработав лучшую стратегию покупки оборудования, необходимого рабочим.
2. Улучшение соответствия
Правительственные учреждения, некоммерческие организации и компании обязаны предоставлять исчерпывающие отчеты о том, как они приобретают, используют и распоряжаются активами. Чтобы упростить процесс отчетности, большинство из них записывают информацию об активах в центральную базу данных. Таким образом, когда им необходимо составить отчеты в конце финансового года, они могут легко получить доступ ко всей необходимой информации.
Управление активами — это просто система, которая помогает компаниям отслеживать все свои активы, такие как транспортные средства, оборудование и инвестиции. Отслеживание активов помогает упростить операции, особенно в отношении их продажи или выбытия. Этот процесс также сводит к минимуму вероятность записи косвенных активов, поскольку все доступные активы хорошо учтены.
Литература:
- Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами. — М.: Питер, 2019. — 240 c.
- Бардаева, Полина Концепции управления активами и пассивами коммерческих банков / Полина Бардаева. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 172 c.
- Дамодаран, Асват Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран. — М.: Альпина Диджитал, 2019. — 603 c.
- Сафарян, К. В. Инновационный бизнес. Практические аспекты оценки активов / К. В. Сафарян. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. — 186 c.