Пути совершенствования налогового регулирования в машиностроении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 07.02.2020

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Гималетдинова, К. С. Пути совершенствования налогового регулирования в машиностроении / К. С. Гималетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67164/ (дата обращения: 19.10.2024).



Основой развития промышленности любой страны является машиностроение. Исключительно сырьевая направленность экономической политики последних десятилетий показала свою полную бесперспективность и сейчас как никогда встает вопрос о кардинально ином направлении развития прежде всего промышленности и её основы — машиностроения.

По мнению большинства специалистов, чтобы добиться высоких результатов в стимулировании развития тяжелого машиностроения необходимо [3, стр. 27]:

  1. преодолеть техническое и технологическое отставание за счет освоения инновационных разработок высокотехнологичного энергоэффективного оборудования и модернизации предприятий тяжелого машиностроения;
  2. создать налоговые и фискальные послабления в виде «налоговых каникул» и снижения налогового бремени на период с 2020 по 2023 гг.;
  3. создать нормативно-методическую базу для перехода к практике заключения долгосрочных договоров на поставку продукции тяжелого машиностроения, в том числе на внешние рынки.

Лифтовое оборудование — это неотъемлемая часть любого объекта современной строительной индустрии. С выбором лифтового оборудования сталкиваются как при жилищном строительстве, так и при решении транспортных задач в промышленности. На диаграмме ниже представлено соотношение количества людей в день, в России и в Европе, пользующихся лифтом.

Рис. 1. Количество людей в день, пользующихся лифтом, млрд

В настоящее время большая часть лифтового парка РФ (около 90 %) эксплуатируется непосредственно в жилищном фонде.

По состоянию на начало 2020 г. более половины российского рынка лифтового хозяйства охватывается российскими производителями, хотя с 2017 г. отмечается устойчивое сокращение доли рынка российских производителей.

Рис. 2. Рынок лифтовой отрасли, 2017 г.

Говоря о современных тенденциях развития лифтостроения, можно отметить несколько направлений:

– Энергосбережение и охрана окружающей среды: сейчас широко применяется привод с частотным управлением, обеспечивающий до 30 % экономии электроэнергии.

– Увеличение эффективности использования лифта: перемещение наибольшего количества людей за единицу времени.

– Технологическое совершенствование, в частности, отказ от машинного помещения и экономия пространства. Так, некоторые производители размещают привод (лебедку) внутри шахты, что позволяет экономить объем и получать определенное преимущество при проектировании зданий.

С целью стимулирования производства современного лифтового оборудования предлагаются разнообразные меры и мероприятия, обеспечивающие дополнительную заинтересованность в подобном производстве. Вместе с тем, как нам кажется, не в полной мере здесь используются финансовые рычаги и стимулы, способные обеспечить необходимый экономический интерес.

Так, в частности, для предприятий лифтового производства не предусмотрено стимулирующих налоговых мер. В связи с чем компаниям приходиться нести бремя исчисления, контроля и уплаты множества федеральных и региональных налогов и сборов. Только НДС в размере 20 % [1], налога на прибыль в размере 20 %, при этом 3 % отчисляются в федеральный бюджет, а 17 % — в бюджет региона [2]. Чтобы содержать штат квалицированных бухгалтеров для расчета и контроля всех налогов компаниям, в том числе, необходимо отчислять в бюджет социальные налоги и взносы в общей сумме, приходящейся на 30 %.

Напрашивается вывод о необходимости модернизации системы налогообложения в целом, и в отношении тяжелого машиностроения, в частности.

С этой целью, по нашему мнению, было бы целесообразно следующее:

  1. Снизить налоговую нагрузку по основным федеральным налогам.

Предлагается снизить НДС до 1 % для компаний, уже присутствующих на рынке, при использовании ими в производстве только отечественных комплектующих, узлов и деталей. Данная мера поможет не только рынку лифтопроизводителей, которые не могут в силу технических и технологических причин полностью отказаться от импортных частей, но и вольется в активно продвигаемую Правительством России систему импортозамещения. Что в свою очередь подтолкнет сопредельные производственные сферы на улучшение качества своего продукта используемых комплектующих и полуфабрикатов.

Предлагается снизить налог на прибыль до 3 % также для уже присутствующих на рынке компаний. Налог будет полностью распределятся в региональный бюджет.

Это неизбежно вызовет интерес у новых компаний-производителей регистрировать организации без привязки к Москве и Санкт-Петербургу, и избегание межбюджетных трансфертов поспособствует ускоренному наполнению региональных бюджетов, которые в свою очередь будут направлены на укреплению экономической привлекательности рассматриваемой отрасли в различных регионах России, из которых последние 10 лет потоком утекает работоспособное население; повысится рождаемость (людям будет проще заводить семью в месте, где они выросли и где нет проблем с рабочими местами).

При осуществлении подобной меры произойдет децентрализация экономики; компании будут рассредоточиваться по всей стране.

  1. Полностью освободить компании, вступающие на рынок лифтостроения, от налогового бремени до точки выхода на самоокупаемость — «налоговые каникулы».
  2. Упростить налоговую отчетность для предприятий-производственников (замена массового количества отчетных деклараций до 2 в год).

Перспективы по существу предлагаемых мер очевидны для бизнеса:

– возможность работать и зарабатывать появиться не только на производственных предприятиях по выпуску лифтового оборудования, но и всех соучастных сфер жизни (театры, кино, магазины, автосалоны и проч.);

– поможет расширить рынок машиностроения, усилить конкуренцию, что в конечном итоге повлияет на качество производимой продукции по рынку;

– упрощение процедуры отчетности экономит время на ее составление, и деньги собственников по найму штата профессиональных специалистов.

Данные меры предположительно не будут являться столь очевидными для контролирующих органов и государственного аппарата в целом. Также возможны и злоупотребления вышеописанными привилегиями, поэтому администрирование подобных нововведений — основной камень преткновения в реализации изложенных идей. Возможно, что саморегуляция в данном случае — это один из шагов к либерализации экономики.

Литература:

  1. Пункт 3, ст. 164, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017);
  2. Пункт 1, ст. 284, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017);
  3. Монография МинПромТорга России по государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2020 года.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое машиностроение, лифтовое оборудование, компания, мера, налог, рынок.


Задать вопрос