Устный счёт как средство развития умственных способностей у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 08.02.2020

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Шураева, А. С. Устный счёт как средство развития умственных способностей у младших школьников / А. С. Шураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67185/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются некоторые аспекты развития умственных способностей с помощью устного счёта в начальной школе, нестандартные формы работы, задания, которые способствуют активизацию мыслительных процессов.

Ключевые слова: умственные способности,младший школьник, устный счёт.

Актуальностью данного вопроса, является усовершенствование прогресса в области технического процесса и меньшей степени использование устных приёмов в окружающем мире и на уроках математики. В инновационную эпоху не составляет труда, прибегая к всевозможным техническим устройствам, произвести подсчёт интересующего для тебя продукта, узнать разницу товара со скидкой или подсчитать ежемесячные расходы. Выполняя устные вычислительные приёмы, у нас не только вырабатываются умения и знания быстро считать, но и развиваются интеллектуальные способности, логическое мышление.

Освоение навыков устного счёта начинается на этапе начального общего образования. Именно в эти годы обучения закладываются основные вычислительные приёмы, которые активизируют мыслительную деятельность обучающегося, способствуют к восприятию услышанную информацию, возникает быстрота реакции, происходит постановка речи и закладка в память. Тем самым учащийся овладевает математическим инструментарием для изучения разносторонних дисциплин, лаконично применяет умения в сложившихся ситуациях на практики.

Обсуждением вопроса о воздействие устного счёта на повышение умственной деятельности на уроках математики на первой ступени обучения занимались такие деятели, как О. А. Ивашова, М. А. Бантова, Н. Б. Истомина, А. А. Столяр, Я. Ф. Чекмарёва, О. П. Зайцева, А. Я. Бурлыга, К. А. Зимовец и другие исследователи.

По мнению В. С. Кравченко вычислительные задания должны искусно вписываться в часть урока и не являться дополнительным материалам или самоцелью. Данный этап подразумевает часть, без которого усвоение заданий и навыков будет протекать с большим затруднением и потерей времени [1, с. 45].

По благоусмотрению Ф. В. Гизбурга: «Данному этапу на уроке математики отводится большое место и отрабатывается в течение всего урока. Целесообразно отводить по 10–12 минут на арифметические действия».

Не подобает проводить изустный счёт во второй половине урока, поскольку обучающиеся уже устали желаемого результата не достигните. В конце урока можно провести «математическую разминку», которая поспособствует поддержанию интереса детей к предмету и разовьёт математическую грамотность [2, с. 36].

Адресовавшись к методической литературе, следует выделить цели устного счёта как этап урока:

– достижение поставленных целей урока;

– формирование вычислительных навыков;

– развитие математической культуры, речи;

– умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания [3, с. 21].

Отбирая материал для проведения «вычислительное тренировки» рационально придерживаться следующих требований:

  1. Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно, обеспечивающие достижение цели урока.
  2. Задания должны быть разнообразными, не слишком «громоздкими».
  3. Формулировка упражнений, чертежи и записи должны быть приготовлены заблаговременно.
  4. К данному этапу урока необходимо привлекать всех учащихся.
  5. Проводя «математическую разминку» должно быть предусмотрены критерии оценивания и поощрение.
  6. Упражнения должны соответствовать требованиям учебной программы по математике.

Своеобразие устного счёта в начальных классах в том, что сформулировав для учащихся задание, появляется азарт у одноклассников ответить первым и правильно, а учителю одновременно проследить не за одним ответом.

Устные исчисления должны способствовать развитию логического мышления младших школьников, а для этого надобно подбирать разносторонние, актуальные задания, с уклоном требующее смекалку, внимание и память. Упражнения могут предъявляться в зрительной, слуховой и зрительно-слуховой трактовке. Рассмотрим, что относится к видам этих форм:

– Зрительная: таблицы, круговые примеры, магические квадраты и треугольники, зрительные диктанты, ребусы. Такого вида «задачки» вызывают интерес и развивают умственные способности у школьников начального общего образования.

– Слуховая: математические диктанты, устное решение разных видов задач: в строфах, весёлые, шутки. Такие задачи предполагают развитие логического мышления и смекалку. Задачи на внимательность, размышление, а не на угадывание.

– Зрительно-слуховая: примера по цепочке, графические диктанты, которые могут быть в различных видах.

Следует на уроках математики включать неординарные задачи и дидактические игры, развивающие логику, смекалку.

Т. К. Жигалкина обозначает: «Дидактические игры разнообразят устный счёт на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память, мышление обучающихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы» [4, с. 34].

Подразумевая в нашей работе, систематическое и целенаправленное использование на уроках математики разносторонних комплексных заданий на устный счёт, мы нацелено будем развивать всесторонне развитую личность в области устных вычислений. Что приведёт к совершенствованию памяти, мышления, внимания и к развитию умственных способностей младших школьников.

Приведём вариацию некоторых нестандартных заданий из составленного и реализованного на уроках математики комплекса, по развитию умственных способностей в начальной школе.

Задача на смекалку.

Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел [5, с. 17].

Задача с нестандартным решением.

Вор вошёл в хорошо охраняемое здание, не потревожив сигнализацию, и его не задержала охрана. Он пробыл там длительное время и беспрепятственно покинул его. Если бы он пробыл в этом здании хотя бы немного меньше, его бы задержали. Где был вор? [5, с. 18]

Провоцирующая задача

Незнайка хвастается, что знает:

а) самое большое натуральное число;

б) натуральное число, не делящееся ни на одно из натуральных чисел; в) натуральное число, делящееся на любое натуральное число. В каком случае он прав и почему? [5, с. 20]

Литература:

  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. Педагогика, 1986
  2. Кравченко В. С. Оксман Л. С., Янковская Л. С. К78. Устные упражнения по математике в 1–3 классах; Пособие для учителей / В. С. Кравченко., Л. С. Оксман, Н. А. Янковская. — М.: Просвещение, 1979–143 с.
  3. Зайцева, О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка / О. П. Зайцева // Начальная школа. — 2010. — № 1. — С. 58–64.
  4. Истомина, Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. — М.: Академия, 1998. — 288 с.
  5. Мишенева, Т. С. Приёмы организации устного счета / Т. С. Мишенова // Начальная школа. — 1987. — № 12. — С. 30–32.
Основные термины (генерируются автоматически): устный счет, урок математики, натуральное число, задание, логическое мышление, задача, начальная школа, начальное общее образование, развитие, этап урока.


Похожие статьи

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы

В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы о...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Похожие статьи

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы

В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы о...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Задать вопрос