В статье будет рассмотрено понятие «поколений» прав человека.
Само понятие «права человека» не является изобретением современного общества. Еще во времена расцвета древнегреческой философской мысли существовала идея естественных прав свободного человека, которыми он наделялся от природы. В процессе исторического развития общества менялись и представления людей о данном понятии, разрабатывались новые теории происхождения и классификации прав отдельной личности. Принятие 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека [2] ознаменовало новый этап в развитии данной области и явилось мощным импульсом для более глубокого изучения этого вопроса. Вторая половина XX века была отмечена ростом теоретических исследований в области прав человека, одним из результатов которых явилась разработка теории о поколениях прав человека.
Концепция поколений прав человека впервые была сформулирована в 1977 году чешским юристом и первым генеральным секретарем Международного института прав человека Карелом Васаком [14].Согласно данной концепции основные права человека принято разделять на три поколения:
− поколение гражданских и политических прав;
− поколение экономических, социальных и культурных прав;
− поколение коллективных прав.
В основе представленной выше классификации лежит временной критерий актуализации каждого поколения прав по мере исторического развития общества. Интересно, что сам Карел Васак проводил аналогию выделенных им трех поколений прав человека с тремя принципами Великой французской революции — «Свобода, равенство, братство» [12]. Прежде чем более подробно рассмотреть данную концепцию, стоит отметить неоднозначность применения термина «поколения» в этой сфере. С одной стороны, учитывая, что сам термин предполагает собой сменяемость, становится не совсем понятным смысл его использования в данном контексте. Ведь в реальности права человека не сменяют и не вытесняют, а наоборот, дополняют друг друга. С другой стороны, вполне возможно, что, используя данный термин для формулировки своей концепции, автор хотел подчеркнуть поэтапную эволюцию общественной мысли в области прав человека. В таком случае суть поколений должна заключаться не в их сменяемости, а наследуемости. Являясь отражением эпохи своего возникновения и развития, каждое поколение дополняет уже существующую доктрину прав человека новыми актуальными идеями, учитывая при этом «заслуги» и «опыт» своих предшественников.
Для того, чтобы более точно понять суть данной концепции, необходимо более подробно рассмотреть каждое поколение прав по отдельности.
Как было отмечено выше, к первому поколению прав человека относятся гражданские и политические права, включающие в себя право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу совести, мысли и религии и другие права [7]. Являясь представителями самого «старшего» поколения, гражданские и политические права волновали сердца и умы людей задолго до их международного правового закрепления во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [7]. Находя свои истоки еще во времена античности, идея о наличии у человека определенных естественных прав получила свое развитие на протяжении последующих веков и обрела признание в трудах Джона Локка, Шарля Монтескье, Вольтера и других просветителей Нового времени [10]. Будучи отражением ценностей классического либерализма, права первого поколения «родились» в процессе народной борьбы против монархического абсолютизма и произвола властей. Кульминацией такой борьбы в национальных масштабах явилось принятие в 1789 году Декларации прав человека и гражданина, юридически закрепившей за французским народом «естественные и неотъемлемые права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» [4]. Главенствующим понятием в данной категории прав человека является свобода, способная ограничивать произвол государственной власти. В современном обществе наличие гражданских и политических прав у каждого человека не ставится под сомнение, а их обеспечение и защита закреплены в различных международных правовых документах, а также в конституциях большинства стран мира.
К следующему поколению прав относят экономические, социальные и культурные права. Они включают в себя право на труд, право на образование, право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи и другие права [8]. Являясь продуктом индустриального капиталистического общества XIX века, данные права так же были сформированы в процессе борьбы, но уже за социальную справедливость, ознаменовав некий переход от юридического равенства к равенству фактическому. Результатом такой борьбы явилось повсеместное принятие в странах Европы во второй половине XIX века социального законодательства, положившего начало юридическому оформлению данной категории прав [5]. Новый виток в развитии второго поколения прав человека был ознаменован успехом Октябрьской революции 1917 года, по итогам которой в СССР было провозглашено и получило юридическое закрепление социальное равенство граждан [6]. Впоследствии, уже во второй половине XX века, именно СССР оказал значительное влияние напроцесс юридического оформления данной категории прав на международном уровне, сыграв ключевую роль в принятии Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в 1966 году [8]. Стоит заметить, чтообеспечение этих прав требует активного вмешательства государства, так как именно на него ложится ответственность за их исполнение. На современном этапе данные права так же закреплены в конституциях ряда государств, а в области международного правового регулирования данного вопроса основными документами являются Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
Наконец, самое «молодое» поколение прав составляют коллективные права или по-другому права «солидарности». К таким правам можно отнести право на мир, право народов на самоопределение, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду и другие права [11]. Принято считать, что идея таких прав была сформирована уже после Второй мировой войны и была вызвана сразу несколькими факторами в интенсивно меняющемся мире. В частности, к числу таких факторов относят усилившийся во второй половине XX века процесс деколонизации, а также рост гуманитарных и экологических проблем в условиях усилившейся глобализации. По мнению самого автора концепции, отличительной чертой третьего поколения прав от своих предшественников является наличие в них идеи противопоставления индивида обществу. Такая специфика обусловлена условием их возникновения, когда в рамках развивающегося процесса глобализации и усиления глобальных проблем государства перестали в одиночку справляться с выполнением некоторых обязательств, налагаемыми на них правами первого и второго поколений. Таким образом, коллективные права одновременно служат и условием, и неким ограничением для осуществления прав двух предыдущих поколений, требуя некоторого ограничения присущего им индивидуализма с целью гарантии их же обеспечения. Что касается международного юридического закрепления прав третьего поколения, оно отражено во Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года [3], а также в упомянутых раннее двух Международных пактах 1966 года.
Стоит отметить, что представленная выше концепция не является идеальной и вызывает множество споров среди специалистов из разных стран мира. Существует множество споров касательно первенства возникновения и степени важности поколений прав человека, в которых специалисты приводят различные факты и доводы в защиту всех трех поколений [13]. Так, ряд западных ученых признает гражданские и политические права наиболее важными правами человека, приобретаемыми им с момента рождения, в то время как остальные поколения рассматриваются ими скорее в качестве привилегий [10]. В то же время, другие специалисты придают особую важность третьему поколению прав человека, говоря о том, что именно они выступают одним из гарантов обеспечения прав первых двух поколений [13]. Стоит заметить, однако, что сам факт разделения прав человека по критерию их важности является спорным. Вполне справедливо полагать, что все права человека, вне зависимости от времени их юридического оформления, обладают одинаковой важностью и силой. В частности, схожее по смыслу утверждение содержится в пятом пункте Венской декларации и Программы действий 1993 года, в котором на международное сообщество ложится обязательство «относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе с одинаковым подходом и вниманием» [1].
Более того, в настоящее время ряд специалистов выдвигает идеи о необходимости включения в данную концепцию новых поколений прав человека, но единого мнения по поводу их содержания пока не сложилось. Наиболее интересными являются идеи о существовании в современном обществе новых поколений экологических, информационных и сексуальных прав человека [9]. Так или иначе, сама идея о расширении поколений прав человека представляется вполне логичной, ведь мир не стоит на месте, и по мере его развития у людей справедливо возникают новые потребности и притязания.
Таким образом, концепция поколений прав человека отражает процесс эволюции общественной мысли в данной области. Более того, являясь олицетворением поэтапного развития человеческогообщества, она остается открытой для изменений и дополнений в лице новых поколений, способных выражать потребности современного социума.При этом, как и любая другая научная модель, она продолжает вызывать различные дискуссии и споры среди специалистов. В частности, ряд вопросов вызывает время возникновения и степень важности каждого из поколений. Несмотря на это, концепция прав человека сохраняет свою актуальность и по сей день, в силу своей способности достаточно ясно отображать процесс поэтапного развития идеи прав человека в контексте исторической и культурной эволюции государства и общества.
Литература:
1. Венская декларация и Программа действий // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml (11.11.2019)
2. Всеобщая декларация прав человека // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (06.11.2019)
3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (10.11.2019)
4. Декларация прав человека и гражданина // URL: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm (07.11.2019)
5. Киричёк Е. В. Становление и развитие прав и свобод человека и гражданина: философско-правовое измерение // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-filosofsko-pravovoe-izmerenie (09.11.2019)
6. Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 05.12.1936 г. // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (09.11.2019)
7. Международный пакт о гражданских и политических правах // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (07.11.2019)
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (09.11.2019)
9. Нефедов Б. И. Триптих. Права человека: эволюция правового регулирования. Часть 3: основные направления эволюции международного правового регулирования прав человека и основных свобод на современном этапе // URL: http://www.eurasian-interlaw.pro/international-law/656-triptikh-prava-cheloveka-evolyutsiya-pravovogo-regulirovaniya-chast-3-osnovnye-napravleniya-evolyutsii-mezhdunarodnogo-pravovogo-regulirovaniya-prav-cheloveka-i-osnovnykh-svobod-na-sovremennom-etape.html (11.11.2019)
10. Олейник Н. Н., Олейник А. Н. К проблеме взаимоотношений государства и личности в контексте генезиса поколений прав человека // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vzaimootnosheniy-gosudarstva-i-lichnosti-v-kontekste-genezisa-pokoleniy-prav-cheloveka (07.11.2019)
11. Cornescu A. The generations of human’s rights // URL: https://www.law.muni.cz/sborniky/dny_prava_2009/files/prispevky/tvorba_prava/Cornescu_Adrian_Vasile.pdf (10.11.2019)
12. Jensen S. (2017). Putting to rest the Three Generations Theory of human rights // URL: https://www.openglobalrights.org/putting-to-rest-the-three-generations-theory-of-human-rights/ (07.11.2019)
13. Macklem P. Human rights in international law: three generations or one? // URL: https://www.law.umich.edu/workshopsandsymposia/intlworkshopseries/Documents/Macklem %20- %20Human %20Rights %20in %20Intl %20Law.pdf (11.11.2019)
14. Vasak K. A 30-year struggle // The UNESCO Courier: a window open on the world. 1977. Vol.11. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000748/074816eo.pdf#nameddest=48063 (06.11.2019)