В статье рассматривается понятие адаптация в военной среде. Проводится исследование военнослужащих по призыву, прибывших в военную часть в первые три дня для выявления их адаптивных способностей, с помощью по опроснику «Прогноз», данная методика разработана В. Ю. Рыбниковым, специализирована с целью начального ориентировочного определения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.
Ключевые слова: адаптация, военно-профессиональная адаптация, военнослужащие по призыву, сферы жизнедеятельности военнослужащих, уровень адаптированности.
Актуальность исследования. На современном этапе происходят глубокие перемены в Российских Вооруженных Силах. Их актуальность обосновывается характером проводимых в России модификациях в абсолютно всех областях жизнедеятельности сообщества. Вместе с тем, происходящие перемены в обществе и в Армии обозначили и углубили общественно — психические трудности, сопряженные с персоной военного и его деятельностью в настоящих условиях службы.
В связи с этим особенную значимость обретают трудности приспособления военнослужащий по призыву. Призываясь на службу, воины перемещаются из одной психологической среды в другую, это придает приспособления военнослужащий — срочников особенную актуальность, но зачастую также конфликтный, мучительный вид. А, социальные и индивидуальные издержки с неудавшейся адаптации данной категории военнослужащих иногда крайне редко осознаются и изучаются в свойстве эмоциональных условий негативных явлений в боевой области. И это не только лишь неудавшийся специалист, зачастую под опасностью ставится и формирование личности.
Понимание и верный подсчет эмоциональных отличительных черт приспособления военнослужащий содействует увеличению их учебной, должностной, а также социальной деятельности, укреплению армейской выдержки, прогнозированию их действия также деятельности, сплочению и формированию коллективов во войсковых подразделениях.
Верное руководство адаптацией военнослужащих по призыву способно являться результативным только лишь при присутствии обстоятельств научной обоснованности, а также фактической результативности определенных рекомендаций. Поэтому изучение данной проблемы вслед является достаточн актуальной.
В плане изучения адаптации солдат к условиям военной службы реле большое значение имеет работы А. А. Таланкина. Проблемы привыкания молодого пополнения к условиям военной службы связана с работой таких военных психологов, как Т. Г. Егоров, Г. Д. Луков, Н. Ф. Феденко, а так же военных педагогов А. В. Барабанщикова, В. Я. Слепова, В. Г. Демина.
Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям военной службы относится к важнейшим направлениям деятельности войскового психолога и должно быть в центре внимания командиров и офицеров воспитательных структур. Главной составляющей такого обеспечения является изучение или диагностика способностей призывников к адаптации
Методами изучения прибывающего пополнения могут быть: наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование; переписка с родителями, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, а также результатов медицинского обследования.
В данном исследование, в качестве методов изучения прибывающего пополнения, экспериментальные часть проводились на военнослужащих группы обеспечения учебного процесса. В первом опросе участвовало 45 человек. В первые три дня после прибытия военнослужащих в часть был проведен анализ по опроснику «Прогноз». Данная методика разработана В. Ю. Рыбниковым, предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
По итогам проведения опросника «Прогноз» нами были получены следующие данные:
а) Высокие показатели «Нервно — психической устойчивости» у 19-ти солдат, что равняется 42 %. Военнослужащие данной категории имеют адекватную самооценку, нормальное восприятие действительности, нервно — психические срывы практически не возможны, постоянный контроль к ним применять не нужно.
б) Средние показатели у 15 военнослужащих, что составляет 33 %. Солдаты этой группы нервно — психически устойчивы, им характерно совладать со своим поведением, самокритичность и самодисциплина. Но возможна вероятность нервно — психических срывов в напряженных, экстремальных моментах. Они в целом легко адаптируются к новым ситуациям солдатской жизни. Нет необходимости в постоянном контроле, но он необходим в сложных экстремальных ситуациях.
в) Низкие показатели НПУ у 11 военнослужащих, это 25 %. Для лиц данной категории характерен низкий уровень поведенческой регуляции, чаще всего возможны нервно-психических срывы, раздраженность, нервозность, беспокойность, угнетенность, отсутствие внимания, нарушение норм поведения, проблемы в принятии решения, не любовь к себе. Необходим постоянный контроль, в большей степени в ситуациях, способных вызвать у них срывы.
Для формирования стойкой адаптации к условиям военной службы следует активно привлекать командиров офицеров, рекомендуя им проведение следующих мероприятий:
- Создание в подразделениях вокруг лиц, испытывающих затруднения в адаптации благоприятного психологического климата (доброжелательность, поддержка товарищей и командиров, практическая помощь в преодолении трудностей.)
- Индивидуальный подход к военнослужащим с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, особенностей личности (характера, интеллекта) степени адаптации к военной службе.
- Формирование у военнослужащих, состоящих на учете и входящих в “группу риска”, положительной установки на дальнейшую военную службу, помощь в решении конкретных проблем, стоящих перед ними.
Таковы наиболее существенные особенности содержания, методики и организации воспитательной работы с молодыми солдатами в период их адаптации. Понятно, что они не исчерпывают всего их многообразия. В каждой части, подразделении может быть своя специфика. Вместе с тем, важно помнить, что, начальный период службы молодого воина — это особенно ответственный этап в формировании его личности, когда закладываются основы морально-психологических и в боевые качества.
Правильно организованные мероприятия по формированию стойкой адаптации и сокращения по времени процесса адаптации, а также целенаправленный комплексный подход позволяют вовсе значительно сократить преступления и происшествия, являющиеся следствием отклоняющегося поведения, психическую заболеваемость, создать вести оптимальные условия для адаптации к военной службе, способствуют их полноценному участию в служебной деятельности.
Литература:
- Авдеев В. В., Чернов С. А., Глемба Л. В. Теория и практика воспитательной работы: Учебное пособие. — Новосибирск: Новосибирское ВВКУ, Ч. 1, 2008. — 200 с.
- Военная педагогика / ВУМО Москва 2008, раздел VI глава 2 С.251