Концертное выступление — это один из самых ответственных моментов в жизни любого хореографического коллектива. Оно напрямую является показателем организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя, а также и самих участников коллектива. По качеству выступления можно судить о сильных и слабых сторонах деятельности коллектива, об их возможности собраться, о творческом почерке, оригинальности танцевального номера, технических и художественных преимуществах коллектива, о том, насколько правильно выбран репертуар. По выступлениям коллектива можно довольно точно увидеть качество деятельности коллектива, а также уровень руководства им.
Важно уточнить, что концертное выступление — это не только отображение установленных художественных результатов, но и действенная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Концерт в отличие от репетиции обладает временной необратимостью.
На концертном выступлении нет такой возможности, какая была на репетиции: приостановить коллективную репетицию или какого-либо участника для того, чтобы сделать замечание или же повторить номер ещё раз. Отдельный номер или вся программа реализовывается один раз и воспринимается именно так, как получилось в данном исполнении. Если вдруг концертный номер отработан неудачно, то вся немалая предварительная работа коллектива зрителем или членом жюри оценится отрицательно.
Обнаружение в концертном показе более слабых мест в исполнении номера или в программе в целом, технической и психологической подготовки участников коллектива может служить руководителю исходной пунктом для установления будущих стремлений в учебной воспитательной работе: что необходимо изменить, как нужно подготавливаться к выступлению, вырабатыванию каких качеств важно придавать особое значение. Потому так значимо чтобы руководитель мог проанализировать собственную работу и работу всего коллектива, исправить все ошибки и недочёты, в противном случае предшествующие концерты также могут оказаться несчастливыми, а в таком случае коллектив, чаще всего, понижает уровень своей исполнительской практики, утрачивает перспективы своего развития. У исполнителей исчезает интерес к занятиям, а также к непрерывному творческому совершенствованию. Всё это, к сожалению, может повергнуть к распаду хореографического коллектива.
Но случается и наоборот, если концертный показ был благополучным, замечательно встречено зрителями, в таком случае вырабатывается позитивное суждение о коллективе и о его исполнительских возможностях в целом. Закрепляется у исполнителей желание работать ещё продуктивнее, упорно развиваться в техническом мастерстве и возрастать творчески.
Концертное выступление помогает намного быстрее, чем репетиционная работа, раскрыть недоработки с коллективом не только художественного и творческого ряда, но и в организационной и воспитательной работе. Если в последний момент, перед входом на сцену участники и их руководитель принимаются экстренно, волнуясь, искать и проверять: все ли участники коллектива готовы за кулисами, наличие костюмов, обуви, реквизита и т. п., то в таком случае можно вольно заявлять об упущениях в организации выступления и о том, что руководителю не получилось выработать чувство ответственности у исполнителей коллектива.
Так пропадает педагогический эффект выступления, уменьшается его влияние на воспитание участников коллектива. Ошибки в организации начинают проявлять себя повторами безответственности, скептического связи в поведении. Не зря К. С. Станиславский полагал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной деятельности мелочей нет.
Значительным моментом, которое обеспечивает благополучное концертное выступление, является его изначальная организация, решение всех вопросов, такие как, точное понимание места и времени выступления, величины сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света. Во время концертного выступления ощущения совсем иные, нежели чем на репетиции, оно новое, такое состояние переживают и участники коллектива, и сам руководитель. Оно называется концертным волнением, которое может наложить весомый след на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние. Такое волнение важно сосредоточивать в такое русло, чтобы оно содействовало наилучшему выявлению исполнительских замыслов, а не вызывало неуверенность и страх перед зрителями.
В данном случае важно помнить о большой ответственности исполнителей за результаты творчества коллектива. И здесь неважно — первый это концерт или нет, на фестивале или на конкурсе. Искусство призывает к постоянной максимальной собранности и уверенного настроя при исполнении.
В студенческом и детском хореографическом коллективе эмоционально-творческое волнение обладает специфическим значением. Во-первых, потому как, маленькие исполнители во время концерта переживают существенно сильнее волнение от того, что по сопоставлению с профессионалами выступают нечасто, а также имеют подготовку ниже, чем профессиональные артисты. Для профессионалов это рабочая деятельность, для участников детских коллективов — это проверка творческих сил и утверждения своих способностей.
Концерт — это всегда высокий уровень художественно-эмоциональной взаимной связи у руководителя и исполнителей в коллективе. Между ними наступает особо крепкая взаимозависимость, усиливается ответственность перед зрителями. Во время выступления участники чувствуют себя более увереннее и активнее. Любопытно то, что совершаются изменения в сторону большей требовательности и в отношениях между участниками коллектива. Они начинают быть более взыскательными в отношении друг к другу, а также внимательнее и быстрее реагируют на замечания.
Концертное выступление различается с рядовой репетицией и тем, что оно активизирует процесс внутреннего соединения коллектива, при этом совершенствуется творческая дисциплина у участников, возрастает воспитательный процесс. Сплоченность цели и единство интересов, определенных перед коллективом, вызывает желание не только как можно выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и содействуют созданию между участниками коллектива отношений взаимоподдержки, взаимопомощи и взаимопонимания.
В каждом определенном случае художественный руководитель заблаговременно обязан предусмотреть все особенности и сложности грядущего концерта. Один момент, например, если танцевать на площадке где основывается коллектив, когда есть возможность заранее подготовить для выступления костюмы, обувь, реквизит, прорепетировать со светом, сделать общую репетицию в костюмах. Многие вопросы в данном случае не возникают.
Прочие проблемы доводится решать в том случае, если концерт выездной. На художественного руководителя коллектива добавочно поручается немалое количество забот. У него возникают прибавочные обязанности — уследить за сбором костюмов и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспорт, проконтролировать наличие всех участников коллектива, а также проследить за всеми организационными проблемами. По приезду к месту концерта руководителю коллектива нужно понять все детали — где и в каком помещении расположить исполнителей, точное время начала концерта и т. д. Руководителю нужно успеть оценить размер сцены, узнать, где располагаются гримёрные комнаты и только в таком случае принять решение о переодевании исполнителей, так, чтобы они могли успеть переодеться в другой костюм и своевременно выйти на сцену, порой руководитель вынужден совершить трансформации в программе и поменять номера местами, если это необходимо.
На выездном концерте руководителю коллектива важно быть в особенности сосредоточенным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если руководитель находится в состоянии растерянности, лишней нервозности, и не знает, как решить часто появляющиеся организационные и творческие вопросы, не может сконцентрировать исполнителей в единый творческий коллектив.
Ему приходится быть максимально сосредоточенным, находчивым при решении разнообразных «накладок» во время концертного выступления (могут возникнуть и проблемы со звуком, светом, кто-то из участников может что-то уронить из реквизита на сцене, получить травму и т. п.). Во время выступления руководитель нужно присутствовать рядом с исполнителями своего коллектива, по мере необходимости вносить в их действия нужные изменения, а также наблюдать за развитием событий на сцене.
Не стоит выражать свое недовольство на участников во время концерта, а тем более выкрикивать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это спутывает участников с ритма выступления, исчезает эмоциональный настрой, олицетворение образа уходит на второй план и все мысли направлены лишь на то, что будет ему после завершения концерта от руководителя.
В том числе не рекомендовано говорить об ошибках сразу же после выступления, так как участники находятся в возвышенном расположении и в этот момент могут не воспринять замечания руководителя. Лучше делать замечания на репетиции после концерта, когда руководитель сам смог проанализировать выступление коллектива, определил все проблемы, недоработки и запланировал работу над недостатками.
Можно записывать выступления на видео, а потом вместе с участниками коллектива посмотреть на все ошибки. При наглядном материале проще передать и пояснить ошибки, так же, как и сами участники, могут заметить свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать.
Хотелось бы подчеркнуть, чторуководителю хореографического коллектива нужно воспринимать концертное выступление как существенное событие в своей творческой жизни и жизни его коллектива. Превращение концерта в оружие воспитания, придание ему педагогического смысла — главная задача руководителя. Концерт — это не только итоги деятельности и выявление достигнутого, но это ещё и долгожданная встреча со зрителями, от которой зависит настроение. Ведь свет рампы, аплодисменты и принятие зрителей — это то, ради чего коллектив и его исполнители выходят на сцену, ради чего проходят все изнуряющие и трудные репетиции. Успех коллектива — это в первую очередь заслуга его художественного руководителя, крепнет его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.
Литература:
- Гомбрих Э. История искусства. — М.: Республика, 1998.
- Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие/ Л. Д. Ивлева. — Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
- Мурашко, В. Г. Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления / В. Г. Мурашко //Педагогические науки.Социальная педагогика, БГУК. — № 6.
- Никифорова, А. В. Особенности управления коллективом/А. В. Никифорова. — С.-П, 2005.
- Николаева Е. В. «Формирование социальной активности участников детских танцевальных студий. Ресурсы управления социально-культурными процессами: научная монография»