Организация проведения концертных выступлений хореографических коллективов и их целесообразность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 08.02.2020

Статья просмотрена: 1566 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, В. Е. Организация проведения концертных выступлений хореографических коллективов и их целесообразность / В. Е. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67206/ (дата обращения: 17.10.2024).



Концертное выступление — это один из самых ответственных моментов в жизни любого хореографического коллектива. Оно напрямую является показателем организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя, а также и самих участников коллектива. По качеству выступления можно судить о сильных и слабых сторонах деятельности коллектива, об их возможности собраться, о творческом почерке, оригинальности танцевального номера, технических и художественных преимуществах коллектива, о том, насколько правильно выбран репертуар. По выступлениям коллектива можно довольно точно увидеть качество деятельности коллектива, а также уровень руководства им.

Важно уточнить, что концертное выступление — это не только отображение установленных художественных результатов, но и действенная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Концерт в отличие от репетиции обладает временной необратимостью.

На концертном выступлении нет такой возможности, какая была на репетиции: приостановить коллективную репетицию или какого-либо участника для того, чтобы сделать замечание или же повторить номер ещё раз. Отдельный номер или вся программа реализовывается один раз и воспринимается именно так, как получилось в данном исполнении. Если вдруг концертный номер отработан неудачно, то вся немалая предварительная работа коллектива зрителем или членом жюри оценится отрицательно.

Обнаружение в концертном показе более слабых мест в исполнении номера или в программе в целом, технической и психологической подготовки участников коллектива может служить руководителю исходной пунктом для установления будущих стремлений в учебной воспитательной работе: что необходимо изменить, как нужно подготавливаться к выступлению, вырабатыванию каких качеств важно придавать особое значение. Потому так значимо чтобы руководитель мог проанализировать собственную работу и работу всего коллектива, исправить все ошибки и недочёты, в противном случае предшествующие концерты также могут оказаться несчастливыми, а в таком случае коллектив, чаще всего, понижает уровень своей исполнительской практики, утрачивает перспективы своего развития. У исполнителей исчезает интерес к занятиям, а также к непрерывному творческому совершенствованию. Всё это, к сожалению, может повергнуть к распаду хореографического коллектива.

Но случается и наоборот, если концертный показ был благополучным, замечательно встречено зрителями, в таком случае вырабатывается позитивное суждение о коллективе и о его исполнительских возможностях в целом. Закрепляется у исполнителей желание работать ещё продуктивнее, упорно развиваться в техническом мастерстве и возрастать творчески.

Концертное выступление помогает намного быстрее, чем репетиционная работа, раскрыть недоработки с коллективом не только художественного и творческого ряда, но и в организационной и воспитательной работе. Если в последний момент, перед входом на сцену участники и их руководитель принимаются экстренно, волнуясь, искать и проверять: все ли участники коллектива готовы за кулисами, наличие костюмов, обуви, реквизита и т. п., то в таком случае можно вольно заявлять об упущениях в организации выступления и о том, что руководителю не получилось выработать чувство ответственности у исполнителей коллектива.

Так пропадает педагогический эффект выступления, уменьшается его влияние на воспитание участников коллектива. Ошибки в организации начинают проявлять себя повторами безответственности, скептического связи в поведении. Не зря К. С. Станиславский полагал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной деятельности мелочей нет.

Значительным моментом, которое обеспечивает благополучное концертное выступление, является его изначальная организация, решение всех вопросов, такие как, точное понимание места и времени выступления, величины сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света. Во время концертного выступления ощущения совсем иные, нежели чем на репетиции, оно новое, такое состояние переживают и участники коллектива, и сам руководитель. Оно называется концертным волнением, которое может наложить весомый след на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние. Такое волнение важно сосредоточивать в такое русло, чтобы оно содействовало наилучшему выявлению исполнительских замыслов, а не вызывало неуверенность и страх перед зрителями.

В данном случае важно помнить о большой ответственности исполнителей за результаты творчества коллектива. И здесь неважно — первый это концерт или нет, на фестивале или на конкурсе. Искусство призывает к постоянной максимальной собранности и уверенного настроя при исполнении.

В студенческом и детском хореографическом коллективе эмоционально-творческое волнение обладает специфическим значением. Во-первых, потому как, маленькие исполнители во время концерта переживают существенно сильнее волнение от того, что по сопоставлению с профессионалами выступают нечасто, а также имеют подготовку ниже, чем профессиональные артисты. Для профессионалов это рабочая деятельность, для участников детских коллективов — это проверка творческих сил и утверждения своих способностей.

Концерт — это всегда высокий уровень художественно-эмоциональной взаимной связи у руководителя и исполнителей в коллективе. Между ними наступает особо крепкая взаимозависимость, усиливается ответственность перед зрителями. Во время выступления участники чувствуют себя более увереннее и активнее. Любопытно то, что совершаются изменения в сторону большей требовательности и в отношениях между участниками коллектива. Они начинают быть более взыскательными в отношении друг к другу, а также внимательнее и быстрее реагируют на замечания.

Концертное выступление различается с рядовой репетицией и тем, что оно активизирует процесс внутреннего соединения коллектива, при этом совершенствуется творческая дисциплина у участников, возрастает воспитательный процесс. Сплоченность цели и единство интересов, определенных перед коллективом, вызывает желание не только как можно выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и содействуют созданию между участниками коллектива отношений взаимоподдержки, взаимопомощи и взаимопонимания.

В каждом определенном случае художественный руководитель заблаговременно обязан предусмотреть все особенности и сложности грядущего концерта. Один момент, например, если танцевать на площадке где основывается коллектив, когда есть возможность заранее подготовить для выступления костюмы, обувь, реквизит, прорепетировать со светом, сделать общую репетицию в костюмах. Многие вопросы в данном случае не возникают.

Прочие проблемы доводится решать в том случае, если концерт выездной. На художественного руководителя коллектива добавочно поручается немалое количество забот. У него возникают прибавочные обязанности — уследить за сбором костюмов и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспорт, проконтролировать наличие всех участников коллектива, а также проследить за всеми организационными проблемами. По приезду к месту концерта руководителю коллектива нужно понять все детали — где и в каком помещении расположить исполнителей, точное время начала концерта и т. д. Руководителю нужно успеть оценить размер сцены, узнать, где располагаются гримёрные комнаты и только в таком случае принять решение о переодевании исполнителей, так, чтобы они могли успеть переодеться в другой костюм и своевременно выйти на сцену, порой руководитель вынужден совершить трансформации в программе и поменять номера местами, если это необходимо.

На выездном концерте руководителю коллектива важно быть в особенности сосредоточенным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если руководитель находится в состоянии растерянности, лишней нервозности, и не знает, как решить часто появляющиеся организационные и творческие вопросы, не может сконцентрировать исполнителей в единый творческий коллектив.

Ему приходится быть максимально сосредоточенным, находчивым при решении разнообразных «накладок» во время концертного выступления (могут возникнуть и проблемы со звуком, светом, кто-то из участников может что-то уронить из реквизита на сцене, получить травму и т. п.). Во время выступления руководитель нужно присутствовать рядом с исполнителями своего коллектива, по мере необходимости вносить в их действия нужные изменения, а также наблюдать за развитием событий на сцене.

Не стоит выражать свое недовольство на участников во время концерта, а тем более выкрикивать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это спутывает участников с ритма выступления, исчезает эмоциональный настрой, олицетворение образа уходит на второй план и все мысли направлены лишь на то, что будет ему после завершения концерта от руководителя.

В том числе не рекомендовано говорить об ошибках сразу же после выступления, так как участники находятся в возвышенном расположении и в этот момент могут не воспринять замечания руководителя. Лучше делать замечания на репетиции после концерта, когда руководитель сам смог проанализировать выступление коллектива, определил все проблемы, недоработки и запланировал работу над недостатками.

Можно записывать выступления на видео, а потом вместе с участниками коллектива посмотреть на все ошибки. При наглядном материале проще передать и пояснить ошибки, так же, как и сами участники, могут заметить свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать.

Хотелось бы подчеркнуть, чторуководителю хореографического коллектива нужно воспринимать концертное выступление как существенное событие в своей творческой жизни и жизни его коллектива. Превращение концерта в оружие воспитания, придание ему педагогического смысла — главная задача руководителя. Концерт — это не только итоги деятельности и выявление достигнутого, но это ещё и долгожданная встреча со зрителями, от которой зависит настроение. Ведь свет рампы, аплодисменты и принятие зрителей — это то, ради чего коллектив и его исполнители выходят на сцену, ради чего проходят все изнуряющие и трудные репетиции. Успех коллектива — это в первую очередь заслуга его художественного руководителя, крепнет его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.

Литература:

  1. Гомбрих Э. История искусства. — М.: Республика, 1998.
  2. Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие/ Л. Д. Ивлева. — Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
  3. Мурашко, В. Г. Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления / В. Г. Мурашко //Педагогические науки.Социальная педагогика, БГУК. — № 6.
  4. Никифорова, А. В. Особенности управления коллективом/А. В. Никифорова. — С.-П, 2005.
  5. Николаева Е. В. «Формирование социальной активности участников детских танцевальных студий. Ресурсы управления социально-культурными процессами: научная монография»
Основные термины (генерируются автоматически): концертное выступление, участник коллектива, коллектив, руководитель, время выступления, исполнитель, участник, хореографический коллектив, художественный руководитель, воспитательная работа.


Похожие статьи

Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его командообразования

Организация музыкально-досуговых мероприятий для формирования у детей представления о космосе

Воспитание музыкально-ритмических навыков в детских играх

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования

Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения

Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения

Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах

Технико-криминалистические средства и методы обнаружения, изъятия и фиксации запаховых следов

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Похожие статьи

Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его командообразования

Организация музыкально-досуговых мероприятий для формирования у детей представления о космосе

Воспитание музыкально-ритмических навыков в детских играх

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования

Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения

Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения

Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах

Технико-криминалистические средства и методы обнаружения, изъятия и фиксации запаховых следов

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Задать вопрос