Ключевые слова: логоритмика, инновация, ребенок, музыкальный руководитель, детский сад.
В связи с ускоряющимся ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, которые определяют новое представление о содержании и организации музыкального развития.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса. Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает его к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается самим ребёнком в ходе своей исследовательской деятельности.
С каждым годом среди дошкольников выявляется все больше детей с различными нарушениями речи. Поэтому приходится применять более эффективные формы коррекции речи. А так как логоритмика — это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, поэтому было решено применять данную технологию на практике. Логоритмика — это, прежде всего комплексная методика, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Основные задачи логоритмического воздействия:
− развивать слуховое внимание и фонематический слух;
− развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма, певческий диапазон голоса;
− развивать моторику, мимику, пространственные движения;
− воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, согласовывать музыку с движениями;
− развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
− формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию.
Такую форму работы я впервые начала осуществлять в 2017–2018 учебном году. С помощью данной технологии я решаю множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач в занимательной и непринужденной обстановке. Апробируя данную методику, уже в течение первого года работы, я выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей. Неговорящие дети, именно на занятиях, в которые включен комплекс логоритмических упражнений, демонстрируют первые речевые успехи. Обычно дети, у которых наблюдаются нарушения речи, стесняются выступать перед детским коллективом. В процессе систематических занятий можно отметить положительную динамику в их эмоциональном состоянии. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.
Вся работа строится на следующих принципах:
− От простого к сложному;
− Наглядность;
− Индивидуализация;
− Связь обучения с жизнью;
Вся моя деятельность с детьми вариативна. Например, песенный репертуар может включать знакомые песни, также можно изменить игровой материал, использовать знакомые стихотворения и т. п. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Детям, которые не могут в полном объеме овладеть артикуляционными навыками, оказываю индивидуальную помощь.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения провожу под музыкальное сопровождение или без него. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Упражнения мы разучиваем с детьми в 3 этапа: движения, текст, потом все вместе. Все занятие проходит ненавязчиво, в игровой форме, так дети легче овладевают двигательными навыками, запоминают стихотворения и песни с движениями.
При работе над дыханием особое внимание нужно уделять развитию равномерного выдоха у детей. Для этого я подбираю образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
В занятия я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Танцевальные движения мы также разучиваем в несколько этапов. Для того чтобы задействовать малоактивных детей, я подбираю игры с выбором участника или приглашением. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, это позволяет ребенку раскрепоститься.
Я считаю, самое важное в моей работе — это координированная работа всех составляющих. Только тогда можно будет сказать, что речь ребенка в будущем будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на своих занятиях я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь и слаженность. Еще один плюс моих занятий по логоритмике — это то, что они групповые. Такие занятия помогают ребенку научиться работать в детском коллективе и активно с ним взаимодействовать.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют развитию правильной речи ребенка, формируют у него положительный эмоциональный настрой, такие занятия учат ребенка общаться со сверстниками и многое другое. По результатам мониторинга, в результате использования логоритмики, к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для того, чтобы занятия по логоритмике проходили более успешно, нужно обязательно выполнять педагогические условия: постоянно привлекать внимание детей и пробуждать у них интерес к выполнению упражнений, создавать благоприятную психологическую атмосферу. В моей работе также важно правильно организовывать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы.
Взаимодействие всех педагогов и родителей также является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому я считаю, что для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в педагогической деятельности нужно использовать новые развивающие технологии.
Литература:
- Анишина Т.П. Справочник музыкального руководителя. № 4. - М. : МЦФЭР, 2013.
- Вихарева Г. Ф. Играем с малышами. — СПб.: Композитор, 2007.