В статье авторами рассмотрены проблемы государственного регулирования миграционных процессов в Якутии, освещены направления регулирования данных явлений, представлены органы, регулирующие миграционные процессы в Республике Саха (Якутия), предложены пути решения по данной проблематике.
Ключевые слова: миграция, миграция населения, миграционный оборот, государственная политика, государственное регулирование.
Под миграцией в общем виде в науке подразумевают процесс перемещения населения между различными регионами, населенными пунктами, который завершается изменением места их пребывания или проживания [4, с. 96].
Для развития субъектов государства модели научного социального управления приобретают всё большее значение. Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в мире в последние годы, значительно повлияли на деятельность органов государственной власти в сфере миграции.
Следует согласиться с утверждением, что на интенсивность и направленность миграционных процессов влияют множеств разнородных факторов, среди которых важное место занимают показатели социально-экономического развития территории [7, с. 102].
Республика Саха (Якутия) субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа, граничащий на западе с Красноярским краем, на юго-западе с Иркутской областью, на юге с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-востоке с Хабаровским краем, на востоке с Магаданской областью и Чукотским автономным округом.
Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Республики Саха (Якутия).
Согласно статистическим показателям Министерства внутренних дел по Якутии, в 2017 году в республике отмечалось увеличение численности мигрантов по сравнению с 2016 годом на 4,3 %. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности. Основной миграционный поток образуют граждане государств-участников СНГ 70 % от общего количества прибывших иностранных граждан, процентное соотношение которых, можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Прибывшие мигранты
Доля в числе прибывших мигрантов |
Процентное соотношение |
граждане Кыргызстана |
22,8 % |
граждане Таджикистана |
18,4 % |
граждане Армении |
13,5 % |
граждане Узбекистана |
11,1 % |
граждане Украины |
6,0 % |
Исследователи справедливо отмечают, что миграционная политика может быть направлена на получение экономической выгоды от присутствия мигрантов в регионе, что может быть достигнуто привлечением мигрантов, которые могут дополнить квалифицированный состав местного населения [2, с. 37].
Отмечено, что механизм миграционной политики, реализуемой на арктических территориях, должен быть трехуровневым: федеральным, региональным, муниципальным и включать в себя сочетание экономических, финансовых, организационных и административных инструментов [8, с. 60].
В Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» среди направлений не содержатся целевые ориентиры и инструменты решения проблемы оттока кадров с арктических территорий. Тем не менее среди ожидаемых результатов отмечается снижение оттока научно-технических работников и повышение спроса на высококвалифицированные кадры, более активное привлечение молодых специалистов и ученых [3].
Увеличение численности иностранных работников требует разработки дифференцированных механизмов в привлечении, отборе и использовании иностранной рабочей силы с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Саха (Якутия).
В целях актуализации целей, задач, основных направлений и механизмов реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия) утверждена Концепция миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019–2022 годы [5]. В основе эффективного управления миграционными процессами лежит совокупность качественного функционирования соответствующих институтов и наличия необходимых механизмов по управлению ими.
Интересы федеральных органов управления в регионах представляют территориальные органы по вопросам миграции. Территориальным органам по вопросам миграции необходимо формировать региональную сеть для развития партнерских отношений с различными организациями, что может стать одним из вариантов решения проблемы интеграции мигрантов на рынке труда, их трудоустройства. Структура организации такого органа должна позволять своевременно реагировать на изменения в объемах, структуре и характере миграционных потоков, облегчать решение вопросов, связанных с местными условиями.
В Республике Саха (Якутия) интересы федеральных органов управления в регионах представляет Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия). Основными задачами Управления являются: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; осуществление федерального государственного контроля (надзора) и оказание государственных услуг в сфере миграции; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Управление ФСБ России по Республике Саха (Якутия) осуществляют надзорные полномочия в миграционной сфере, точнее, иммиграционный контроль.
Также основную роль выполняют органы службы занятости населения. При этом такие общие механизмы, как мониторинг заявок работодателей на привлечение рабочей силы; совершенствование порядка выдачи разрешений и расширение перечня профессий; социальная и культурная адаптация мигрантов; содействие трудоустройству местных трудовых ресурсов; организация прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; привлечение высококвалифицированных кадров; финансовой поддержки при переселении в другую местность для трудоустройства или обучения, указаны в стратегии Республики Саха (Якутии).
Затрагивая проблематику выявления основных причин в области организационных основ по регулированию миграционных процессов, эксперты в целом называли следующие:
– отсутствие квалифицированных специалистов по миграции;
– несоответствие законодательной базы в миграционной сфере;
– слабая методическая и методологическая основа [1, с. 63].
В результате исследования мы приходим к выводу, что необходимо предусмотреть следующие механизмы реализации государственного регулирования в Республике Саха (Якутия):
1) объединить действия органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, что направлены на совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации в Республике Саха (Якутия);
2) совершенствовать законодательную базу по вопросам миграции;
3) реализовать программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
4) осуществить контроль за реализацией миграционной политики в Республике Саха (Якутия), также ежегодно представлять информацию в Правительство Республики Саха (Якутия);
5) реализовать региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов;
6) мониторинг и анализ влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития миграционных процессов в Республике Саха.
Ускорение процесса адаптации мигрантов к локальным условиям можно осуществить, решив проблемы организационно-правового и организационно-экономического характера. Реализация этих и других важных рекомендаций требует координации усилий и взаимосвязей большинства государственных и общественных институтов.
Литература:
1. Бормотова Т. М. Регулирование миграционных процессов в системе управления Российской Федерации: новые модели // Социальная политика и социология. — 2017. — Т. 16, № 4. — С. 59–67.
2. Будалин Е. П. Проблемы управления развитием человеческого потенциала // Миграция: проблемы правового регулирования. — 2010. — С. 33–43.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207.
4. Попова Е. А., Шкуропатская В. С. Регулирование процессов миграции как проблема региональной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № № 15 (344). — С. 96–101.
5. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2018 года № 2577 «Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019–2022 годы»
6. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2020).
7. Фаттахов Рафаэль Валиахметович, Низамутдинов Марсель Малихович, Орешников Владимир Владимирович Научно-методические аспекты задачи моделирования миграционных процессов в субъектах РФ // Финансы: Теория и Практика. — 2018. — № 3. С. 100–111
8. Шеломенцев А. Г., Воронина Л. В., Смиренникова Е. В., Уханова А. В. Миграционная политика на территории Арктической зоны Российской Федерации: особенности и направления совершенствования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2018. — № 4. — С. 53–65.