Государственное регулирование миграционных процессов в Республике Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 08.02.2020

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Кан, С. К. Государственное регулирование миграционных процессов в Республике Саха (Якутия) / С. К. Кан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67218/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторами рассмотрены проблемы государственного регулирования миграционных процессов в Якутии, освещены направления регулирования данных явлений, представлены органы, регулирующие миграционные процессы в Республике Саха (Якутия), предложены пути решения по данной проблематике.

Ключевые слова: миграция, миграция населения, миграционный оборот, государственная политика, государственное регулирование.

Под миграцией в общем виде в науке подразумевают процесс перемещения населения между различными регионами, населенными пунктами, который завершается изменением места их пребывания или проживания [4, с. 96].

Для развития субъектов государства модели научного социального управления приобретают всё большее значение. Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в мире в последние годы, значительно повлияли на деятельность органов государственной власти в сфере миграции.

Следует согласиться с утверждением, что на интенсивность и направленность миграционных процессов влияют множеств разнородных факторов, среди которых важное место занимают показатели социально-экономического развития территории [7, с. 102].

Республика Саха (Якутия)  субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа, граничащий на западе с Красноярским краем, на юго-западе  с Иркутской областью, на юге  с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-востоке  с Хабаровским краем, на востоке  с Магаданской областью и Чукотским автономным округом.

Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Республики Саха (Якутия).

Согласно статистическим показателям Министерства внутренних дел по Якутии, в 2017 году в республике отмечалось увеличение численности мигрантов по сравнению с 2016 годом на 4,3 %. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности. Основной миграционный поток образуют граждане государств-участников СНГ  70 % от общего количества прибывших иностранных граждан, процентное соотношение которых, можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Прибывшие мигранты

Доля в числе прибывших мигрантов

Процентное соотношение

граждане Кыргызстана

22,8 %

граждане Таджикистана

18,4 %

граждане Армении

13,5 %

граждане Узбекистана

11,1 %

граждане Украины

6,0 %

Исследователи справедливо отмечают, что миграционная политика может быть направлена на получение экономической выгоды от присутствия мигрантов в регионе, что может быть достигнуто привлечением мигрантов, которые могут дополнить квалифицированный состав местного населения [2, с. 37].

Отмечено, что механизм миграционной политики, реализуемой на арктических территориях, должен быть трехуровневым: федеральным, региональным, муниципальным и включать в себя сочетание экономических, финансовых, организационных и административных инструментов [8, с. 60].

В Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» среди направлений не содержатся целевые ориентиры и инструменты решения проблемы оттока кадров с арктических территорий. Тем не менее среди ожидаемых результатов отмечается снижение оттока научно-технических работников и повышение спроса на высококвалифицированные кадры, более активное привлечение молодых специалистов и ученых [3].

Увеличение численности иностранных работников требует разработки дифференцированных механизмов в привлечении, отборе и использовании иностранной рабочей силы с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Саха (Якутия).

В целях актуализации целей, задач, основных направлений и механизмов реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия) утверждена Концепция миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019–2022 годы [5]. В основе эффективного управления миграционными процессами лежит совокупность качественного функционирования соответствующих институтов и наличия необходимых механизмов по управлению ими.

Интересы федеральных органов управления в регионах представляют территориальные органы по вопросам миграции. Территориальным органам по вопросам миграции необходимо формировать региональную сеть для развития партнерских отношений с различными организациями, что может стать одним из вариантов решения проблемы интеграции мигрантов на рынке труда, их трудоустройства. Структура организации такого органа должна позволять своевременно реагировать на изменения в объемах, структуре и характере миграционных потоков, облегчать решение вопросов, связанных с местными условиями.

В Республике Саха (Якутия) интересы федеральных органов управления в регионах представляет Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия). Основными задачами Управления являются: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; осуществление федерального государственного контроля (надзора) и оказание государственных услуг в сфере миграции; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Управление ФСБ России по Республике Саха (Якутия) осуществляют надзорные полномочия в миграционной сфере, точнее, иммиграционный контроль.

Также основную роль выполняют органы службы занятости населения. При этом такие общие механизмы, как мониторинг заявок работодателей на привлечение рабочей силы; совершенствование порядка выдачи разрешений и расширение перечня профессий; социальная и культурная адаптация мигрантов; содействие трудоустройству местных трудовых ресурсов; организация прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; привлечение высококвалифицированных кадров; финансовой поддержки при переселении в другую местность для трудоустройства или обучения, указаны в стратегии Республики Саха (Якутии).

Затрагивая проблематику выявления основных причин в области организационных основ по регулированию миграционных процессов, эксперты в целом называли следующие:

– отсутствие квалифицированных специалистов по миграции;

– несоответствие законодательной базы в миграционной сфере;

– слабая методическая и методологическая основа [1, с. 63].

В результате исследования мы приходим к выводу, что необходимо предусмотреть следующие механизмы реализации государственного регулирования в Республике Саха (Якутия):

1) объединить действия органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, что направлены на совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации в Республике Саха (Якутия);

2) совершенствовать законодательную базу по вопросам миграции;

3) реализовать программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

4) осуществить контроль за реализацией миграционной политики в Республике Саха (Якутия), также ежегодно представлять информацию в Правительство Республики Саха (Якутия);

5) реализовать региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов;

6) мониторинг и анализ влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития миграционных процессов в Республике Саха.

Ускорение процесса адаптации мигрантов к локальным условиям можно осуществить, решив проблемы организационно-правового и организационно-экономического характера. Реализация этих и других важных рекомендаций требует координации усилий и взаимосвязей большинства государственных и общественных институтов.

Литература:

1. Бормотова Т. М. Регулирование миграционных процессов в системе управления Российской Федерации: новые модели // Социальная политика и социология. — 2017. — Т. 16, № 4. — С. 59–67.

2. Будалин Е. П. Проблемы управления развитием человеческого потенциала // Миграция: проблемы правового регулирования. — 2010. — С. 33–43.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207.

4. Попова Е. А., Шкуропатская В. С. Регулирование процессов миграции как проблема региональной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № № 15 (344). — С. 96–101.

5. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2018 года № 2577 «Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019–2022 годы»

6. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2020).

7. Фаттахов Рафаэль Валиахметович, Низамутдинов Марсель Малихович, Орешников Владимир Владимирович Научно-методические аспекты задачи моделирования миграционных процессов в субъектах РФ // Финансы: Теория и Практика. — 2018. — № 3. С. 100–111

8. Шеломенцев А. Г., Воронина Л. В., Смиренникова Е. В., Уханова А. В. Миграционная политика на территории Арктической зоны Российской Федерации: особенности и направления совершенствования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2018. — № 4. — С. 53–65.

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Республика Саха, государственное регулирование, миграционная политика, процесс, законодательная база, миграционная политика Республики Саха, миграционная сфера, процентное соотношение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Регулирование проблем межнациональных отношений в региональной политике (на примере Калужской области)

В статье рассмотрены основные проблемы межнациональных отношений. На основании обзора правовых актов проанализированы основные аспекты государственной национальной политики РФ, а также основные приоритеты национальной политики Калужской области, напр...

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Пути совершенствования миграционного законодательства России

В статье автором предпринимается попытка предложить пути решения проблем административно-правового регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда из неё.

Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Регулирование проблем межнациональных отношений в региональной политике (на примере Калужской области)

В статье рассмотрены основные проблемы межнациональных отношений. На основании обзора правовых актов проанализированы основные аспекты государственной национальной политики РФ, а также основные приоритеты национальной политики Калужской области, напр...

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Пути совершенствования миграционного законодательства России

В статье автором предпринимается попытка предложить пути решения проблем административно-правового регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда из неё.

Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Задать вопрос