Творческое музицирование, при кажущейся на первый взгляд банальности сочетания определяющих слов, это понятие, практически не изученное в кругах преподавателей музыкальных школ. Музицирование как предмет учебного плана в ДМШ и ДШИ бытует в педагогической практике уже порядка десяти лет и включает в себя игру популярных пьес различных жанров и стилей, в том числе и в ансамбле, подбор по слуху любимых мелодий. Также музицирование мы можем рассматривать как исполнительский процесс, который привносит радость и эстетическое наслаждение в жизнь юного музыканта и его окружения.
В данной статье хотелось бы осветить понятие «творческое музицирование»¸ сделав акцент на первом слове, раскрыть основы методологии данного вида деятельности, а также обосновать важность внедрения творческого музицирования в образовательный процесс ДМШ и ДШИ и его популяризации среди педагогов, учащихся и родителей.
Очень впечатляет многообразие методик музыкального воспитания детей. Фундамент его современной концепции составляют работы таких известных авторов как Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л.Баренбойм, К.Орф, Ш.Судзуки.
Очень интересна программа «Тутти» педагога-музыканта Т. Э. Тютюнниковой. Данная программа определяет содержание образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации.
Творческое музицирование здесь предлагается как основной вид детского исполнительства в синкретических формах на основе игрового и импровизационного подхода. Музыка может рождаться абсолютно спонтанно, «видеть музыку и танцевать стихи» способен каждый человек, а самые простые предметы и вещи. Окружающие нас: посуда, баночки с крупой, речные камешки могут дружно звучать в оркестре. Центральная идея предлагаемой автором программы технологии — объединение всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей в единой увлекательной музыкально-художественной деятельности, в центре которой — творческое музицирование. Основные принципы педагогики К.Орфа: игровой подход, обучение в действии. Триединство «музыка, речь, движение» работают в «Тутти» безотказно: в процессе обучения формируются импровизационный стиль мышления, появляется смелость и рождается творческая инициатива. Ребёнок радостно и беспрепятственно проникается процессами слушания, сочинения и исполнения музыки, которые становятся для него простыми, понятными и естественными.
Внедрение данной прогрессивной методики в образовательный процесс в дошкольных учреждениях в последние годы происходит повсеместно. А существуют ли её аналоги в системе дополнительного образования? Учебные программы в сфере музыкального образования, из года в год повторяющие себя, основываются на взгляде на музыкальную культуру, который сформировался ещё в 30–50-е годы прошлого века. В силу исторических причин, музыкальные течения в нашей стране долгое время существовали изолировано от зарубежных влияний.
В подготовительном классе дети пяти-шести лет в той или иной степени касается орф-педагогика. Независимо от уровня музыкальных способностей, они открыты для общения, любят сочинять «с ходу», исследовать возможности музыкального инструмента. В первую очередь, оказавшись за роялем, дети жаждут именно игры: изучить механику изнутри, изобразить предметы и явления, сочинить сказку, разыграв её по ролям.
Главный ресурс, которым дети обладают в этом возрасте — жажда исследовательской деятельности. В процессе игры они способны услышать звуковысотность, гармоническую окраску различных созвучий, понять логику темперированного строя, придумать свою систему нотной записи и даже освоить некоторые основы композиции. Но это происходит лишь до тех пор, пока ещё очень юный музыкант не столкнулся с жёсткими инструкциями в виде нотного текста.
Мы все знаем, что учить детей читать по букварю необходимо. Но понимаем, что этому ответственному процессу предшествует длительный период развития речевых навыков. Так, в методе Ш.Судзуки очень большое внимание отводится донотному периоду обучения: в это время ребёнок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания и законченности музыкальных фраз. Многократные повторения, направленные не на заучивание определённой мелодии, а на точность самовыражения и раскрытие смысла музыки, дают гораздо больший эффект в плане становления и закрепления технических навыков.
Что можно сделать сегодня, чтобы школьник сел за инструмент и начал творить? Где методические указания, сборники — «рецепты» для нас, педагогов-музыкантов?
Найти для себя ответ мне помогло знакомство с деятельностью известного у нас в стране и за рубежом концертирующего музыканта-импровизатора, композитора-полистилиста и педагога Р.Столяра.
Будучи активным пропагандистом имровизационной музыки, Р.Столяр ведёт широкую педагогическую деятельность, проводя мастер-классы и семинары по индивидуальной и коллективной импровизации в России, Франции, Швейцарии, США. В том числе, в родном Новосибирске им основана Лаборатория импровизационной музыки — серия мастер-классов по современной импровизации для всех желающих.
Выпущенная петербургским издательством «Планета музыки» его книга «Современная импровизация: практический курс для фортепиано» стал первым российским учебным пособием по свободной импровизации. В нём освещаются следующие разделы: элементы музыкального языка современной свободной импровизации, тональная и атональная импровизация, использование специфических ресурсов фортепиано в импровизации, построение формы в свободной импровизации. Отдельный раздел посвящён специфическим ресурсам фортепиано. Даётся краткий курс в историю импровизационной музыки. Материал книги выстроен по принципу «от простого к сложному»: от отдельных звуков к кластерам, от ладов к полиладам, от тональности к атональности и их совмещению.
По мнению автора книги, игнорирование обучения импровизации молодых исполнителей практически исключает возможность их соприкосновения с музыкальной культурой сегодняшнего дня. Ни блестящее владение инструментом, ни познания в области современной композиции не могут в большинстве своём компенсировать этот робел, поскольку исполнение современных партитур требует практических навыков их интерпретации. Утверждения же, что искусство импровизации является неким «штучным товаром», что этому искусству невозможно обучить, являются ничем иным, как распространённым (прежде всего в профессиональной среде) заблуждением, вызванным недостатком информации в области обучения импровизации и — что существенно — практически полным отсутствием методик такого обучения в наше стране. Движение же преподавания музыкальной импровизации за рубежом, напротив, в последние 15–20 лет стремительно набирает обороты: множится число образовательных программ и учебных пособий посвящённых импровизации, что в условиях официальной поддержки этого искусства неудивительно.
Следуя методикам Р.Столяра, школьники с удовольствием выполняют необычные задания, а зачастую импровизационные построения звучат даже более убедительно, чем пьесы, выученные по нотам. А его книга «Современная импровизация» — это неисчерпаемый кладезь для любого творчески настроенного, «думающего» педагога.
В перспективе «Творческое музицирование» как предмет учебного плана в ДШИ и ДМШ могло бы войти в вариативную часть программы предметной области «Музыкальное исполнительство», тем самым решить множество насущных педагогических проблем:
– обеспечить преемственность методик при переходе из системы дошкольного образования;
– углубить межпредметные связи с теоретическими дисциплинами;
– стать базой для развития музыкальных способностей;
– явиться мощным средством общения, завораживающим действом для всех его участников: педагогов, детей и родителей.
Литература:
- Орф К.Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа — М.: Советский композитор, 1978–367с.
- Столяр Р. Современная импровизация: практический курс для фортепиано — П.: «Планета музыки», 2016 — с. 145–160.
- Судзуки Ш. Взращённые с любовью. Классический подход к воспитанию талантов — Минск: «Поппури», 2005–192с.
- Тютюнникова Т. Э. Программа музыкального образования детей «Тутти» — С.: «Музыкальная палитра», 2012–144.