Важно помнить, что исполнение мер в отношении несовершеннолетних подсудимых держится на принципах минимального вмешательства, гуманности, законности, участия общественности и всесторонней защиты их прав.
Для российского общества вопрос борьбы с детской и подростковой преступностью, а также вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства всегда были и будут одними из самых важных и приоритетных направлений при рассмотрении дел в деятельности судов.
Важным этапом в этой сфере явилось принятие Верховным Судом РФ Постановления № 1 01.02.2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», который определил принципиальный подход осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних подсудимых, который выражается в индивидуальном подходе к исследованию обстоятельств совершенного преступления и способствует эффективному и справедливому обращения с подростком.
Политика государства в отношении несовершеннолетних заключается в применении к ним уголовного наказания как крайней меры ответственности, а при совершении преступлений, не представляющих общественную опасность — ограничение в виде освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, под которыми понимаются меры государственного принуждения к несовершеннолетним, доведения до их сознания отрицательной оценки противоправного поступка, исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания. Указанные цели достигаются посредством предупреждения, передачей под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированному государственному органу, ограничению досуга и установлению особых требований к поведению подростка.
Освобождение несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия имеет ряд своих особенностей. Во-первых, основанием для их применения является наличие сведений о возможности исправления несовершеннолетнего без назначения уголовного наказания (ч. 1 ст. 90 УК РФ). Во-вторых, применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно только в отношении лиц, не достигших 18 летнего возраста. В-третьих, отсутствует обязательное условие — совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые (ч. ч. 2 и 3 ст. 15 УК РФ), что позволяет применить меры воспитательного воздействия вне зависимости от наличия у несовершеннолетнего судимости. В-четвертых, в отличие от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, меры воспитательного воздействия связаны с установлением определенных требований к несовершеннолетнему и его законным представителям, которые должны максимально содействовать их исправлению и соблюдению закона.
При определении оснований для применения принудительных мер воспитательного воздействия суд должен принимать во внимание все данные, характеризующие личность несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе сведения о его окружении, обстоятельства и степень тяжести совершенного преступления, наличие у него места учебы или работы, возраст подсудимого, родителей (законных представителей), постпреступное поведение подростка, принятие подростком мер по заглаживанию причиненного вреда, способ которых особого значения не имеет.
Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства, так и на стадии судебного разбирательства. На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Назначая несовершеннолетнему меры воздействия в виде передачи его под надзор родителей или других лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что эти лица имеют исключительно положительное влияние на подростка и могут обеспечить надлежащий контроль за ним, для чего необходимо истребовать характеризующие данные, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность обеспечить подростка материально и т. д. Кроме того, суд должен получить согласие родителей несовершеннолетнего подсудимого или законных представителей на передачу им подростка под надзор. При его отсутствии несовершеннолетний может быть передан под надзор в специализированный государственный орган, которым является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Передача под надзор тесно связана с обязанностью родителей проявлять заботу о своих детях и воспитывать их, согласно ст. 38 Конституции РФ).
Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства прокурора или следователя с согласия прокурора, так и на стадии судебного разбирательства. На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
В случае систематического (не менее 3 раз) неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, эта мера воспитательного воздействия по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).
Таким образом, правильное и обоснованное применение принудительных мер воспитательного воздействия судом к несовершеннолетним подсудимым является эффективным и по-своему щадящим средством воздействия на девиантное поведение подростка.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 декабря 2010 г. — М.: Эксмо, 2010.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 01.07.2010) / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
- Кобзарь И. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству. М., 1998.