В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающий с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова:воспитание, дошкольный возраст, качества, педагог дошкольной организации, профессиональные умения, инновационные технологии, культура.
Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом на сегодняшний день принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе народного образования.
В современной системе образования педагог занимает важную позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.
Дошкольное детство — короткий, но особенно важный период становления личности. Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания.
С 1 января 2017 г. вступил в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)». В нем очень подробно прописаны требования к образованию, знания, умения и практический опыт, которые должны быть у педагога дошкольной образовательной организации. Согласно настоящему стандарту к педагогу предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Педагог ДОУ — это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.
Педагог ДОУ должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Также педагог должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.
Для педагога важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.
Стиль педагогического общения должен быть адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, недоминантным, а в поведении педагога должна быть искренность, доброта и милосердие.
Профессиональная компетентность педагога (лат. competens — соответствующий, способный) — это такой уровень профессиональной зрелости, который обеспечивает педагогической деятельности в широком смысле целесообразность и эффективность.
Важными профессиональными функциями педагога являются:
– создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
– обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.
Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на базе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов.
Современный педагог, опираясь на данные психолого-педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, влияние которой на развитие ребенка нельзя заменить влиянием никакого, даже очень квалифицированного общественного образовательного учреждения. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в данном процессе. По этой причине определены следующие профессиональные функции современного педагога:
– участие в педагогическом просвещении родителей;
– регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Современным требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекультурной и профессиональной подготовки. В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога — самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной, посещения музеев и т. п.) до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др.
Педагог ДОУ обязан разбираться в фундаментальных понятиях педагогики и психологии, касающихся сущности профессии учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, этапов и закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В содержание педагогической культуры педагога входит:
- Культура педагогического мышления, которая включает в себя способность к научной обработке информации педагогических явлений; рефлексию, интуицию; способность к умственному труду, использование новой информации.
- Духовно-нравственная культура.
- Культура общения.
– культура речи;
– владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на ребенка в сочетании с педагогическим тактом.
– педагогический такт — способность выбирать правильный, адекватный подход к воспитаннику, проявляющийся в уважении в его личности.
- Культура поведения и внешнего вида (одежда, внешний вид).
Педагогическая культура — это основа педагогического мастерства. Педагог — человек высокой культуры, ее носитель, он воспитывает и создает культуру последующего поколения.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность. Исходя из этого, определены обоснованные требования к профессиональным качествам личности современного педагога дошкольной образовательной организации, к объёму и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.
Литература:
- Ройтблат О. В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник ТОГИРРО. 2014. — № 2(29).
- Гладкова Ю., Соломенникова О. Индивидуальный маршрут непрерывного профессионального образования и развития педагога // Журнал «Дошкольное воспитание», 2018. — № 3. — С. 69–76.
- Горбунова Л. Н., Сорокина Е. В. Перспективная модель профессионального развития педагогов на основе индивидуальных методических маршрутов // Конференциум АСОУ. 2015. — № 1. — С. 55–61.
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.