К вопросу об эффективном, здоровом общении и его связи с выражением чувств, эмоций и потребностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 11.02.2020

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Лукина, Е. М. К вопросу об эффективном, здоровом общении и его связи с выражением чувств, эмоций и потребностей / Е. М. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67252/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова:эффективное и здоровое общение, общение, потребности, ненасильственное общение.

Что подразумевается под эффективным общением? Данный феномен достаточно полно открывается в словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, где общение рассматривается как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией…», а эффективность общения отражена в «выработке единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга» [6]. Что же касается здорового общения? По мнению автора данной статьи под здоровым общением понимается, такое межличностное или внутриличностное взаимодействие, при котором не нарушаются границы, не происходит искажений, отсутвтвует осознанное или неосознанное насильственное воздействия, которые могут привести к фрустрации, дезадаптации и деформации индивида. Объектом данного теоретического исследования является вербальное общение, предметом: элементы эффективного и здорового общения. Были использованы такие методы, как анализ, синтез и сравнение научного материала. Решением проблемы общения, так или иначе, занимались многие психологи, социологи и другие представители гуманитарных наук. Большой вклад в изучение эффективного общения внесли такие специалисты, как А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Р. Докинз, Г. Селье, Дж. Доллард, Н. Миллер, М. Шериф, А. А. Реан, М. Розенберг, Ч. Ликсон, М. Биггерстафф и другие.

Существует несколько видов общения, такие, как внутриличностное, межличностное, общественное и т. п. Общение может быть вербальным и невербальным; могут использоваться различные каналы общения (устная, письменная речь) и так далее, но проблемы коммуникации возникают на всех уровнях и, кажется, что не существует единой стройной модели эффективного общения, в противном случае все ею бы пользовались.

Общение является неотъемлемой частью социализации, за счет которой возможно человеческое развитие на высшем уровне, ведь одним из основных отличий человека от животного является наличие вербальной знаковой системы взаимодействий [1]. Благодаря общению человечество прогрессирует. Но вот, что интересно: до сих пор в мире имеет место такое явление, как недопонимание между людьми, оно проявляется повсеместно; и связано не столько с речевыми барьерами, сколько с неумением опознавать и эффективно использовать чувства и потребности личные и окружающих. С чем это связано? В самом определении слова «Общение», которое дано в Большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, кроется первая и одна из основных проблем вербальных коммуникаций. «Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характера» [2]. По мнению многих авторов, изучающих общение, в том числе и М. Розенберга (американского психолога и создателя метода ненасильственного общения) оценочные суждения и обобщения, которые из них вытекают, препятствуют качественному взаимодействию между людьми. Оценивая человека, его действия или предметы манипуляций, индивид может попасть в ловушку, где отсутствует осознанность, деятельность происходит на автоматическом уровне. Для эффективного и качественного общения важна наблюдательность без оценки. Оценивая что-либо, мы устанавливаем рамки на собственное понимание мира и подвергаем «насильственному» навязыванию этой оценкой сознания окружающих. Таким образом, негативные и позитивные оценки препятствуют восприятию целостности другой личности [4, с.53], так как язык становиться чем-то статичным, отраженным в константах и общих чертах; тем самым вероятность того, что другие по-настоящему услышат смысл нашего высказывания, значительно снижается.

Второй проблемой общения является вербальное выражение чувств и осознания потребностей. Правильное определение своих эмоций и их взаимосвязи с потребностями является залогом успешного взаимодействия. Но зачастую в общении они заменяются выражением логических мыслей, интерпретаций и оценок. Данная проблема почему-то не является популярной; при рассмотрении стратегий эффективного общения совершенно не наблюдается стремления решить данный вопрос. Например, в теории черт, представителями которой являются Р. Кэттел, Г. Олпорт, А. Г. Шмелев и др, акцент делается на личностных особенностях, способствующих и препятствующих межличностному общению. Концепция отношений, разработанная А. Ф. Лазурским и В. Н. Мясищевым, предусматривает степень толерантности к себе, к другим людям и миру в целом. Также и в других концепциях, таких, как теория альтруистического эгоизма (Р. Докинз, Г. Селье), ситуационной теории (Дж. Доллард, Н. Миллер, М. Шериф); решение проблемы вербального выражения чувств и определения потребностей не является популярной. В предложенных А. А. Реан [3] правилах позитивного общения также не наблюдается эффективного выражения эмоций, данные пункты являются обобщенными вариантами взаимодействия, но без вербализации искренних потребностей данные правила кажутся не эффективными. Правила представлены в следующих вариантах: говорить на «языке» партнера, проявлять уважение, демонстрировать общность, проявлять интерес к проблемам партнера, предоставлять партнеру возможность выговориться. Данные варианты достаточно понятны и очевидны, но степень эффективности их применения, без понимания чувств и потребностей своих и оппонента, находится на низком уровне. Вербализация эмоционального состояния представлена как одна из техник снижающих напряжение между коммуникантами [5, с. 94]. Куда так же входят такие варианты, как обращение к фактам, спокойный и уверенный темп речи и т. п. Все эти варианты должны быть применимы не только в ситуациях регуляции напряжения; подобный способ общения должен войти в привычку повседневных коммуникаций.

Третьим шагом на пути к решению проблем вербальной коммуникации является выявление связи между чувствами и потребностями. Научившись правильно определять и вербализировать чувства, человек может столкнуться с очередной проблемой — интерпретацией совершенного посыла, при формировании обратной связи [4, с. 91]. М. Розенберг выделяет 4 варианта реакции на негативные высказывания: обвинение себя, обвинение других, ощущение собственных чувств и потребностей, ощущение чувства и потребности, которые скрываются за негативными высказываниями других.

Решение возникновения конфликтов лаконично отражено в следующей цитате М. Розенберга: «Когда другие слышат критику, они склонны направлять энергию на самозащиту или нападение» [4]. Осознав эту простую, но очень глубокую мысль, в силах человека преподнести недовольство в ненасильственной форме: без оценки и опираясь на факты. Таким образом, задачей индивида является переход к той стадии, когда человек способен взять на себя ответственность за свои чувства; но не за чужие, потому что невозможно удовлетворить потребности за чужой счет.

Таким образом, принципы ненасильственного общения, сформулированные М. Розенбергом больше половины века назад, актуальны по сей день и доступно представлены в одной из его книг «Ненасильственное общение: язык жизни». Они заключаются в последовательном соблюдении таких правил, как наблюдение без оценивания, определение и выражение чувств, соединение чувств с потребностями, обращение выполнимых запросов к другим людям с использованием ясного и конкретного языка утверждений [4].

В эффективном и здоровом общении нет места таким стратегиям взаимодействия, как соперничество, приспособление, избегания и даже компромисс. Тип общения, который рассматривается в данной статье подразумевает только сотрудничество. Но в данном контексте, не имеется в виду, что-то формальное (скорее даже наоборот) направленное на удовлетворение интересов обеих сторон взаимодействия. В академическом пространстве стратегия сотрудничества, рассматривается как «редко встречающееся явление», и даже могут приводиться объяснения, почему это так: необходима благоприятная социальная ситуация, психологическая совместимость участников, желание идти на встречу [5, с. 69]. Но ведь человеку свойственно вступать во взаимодействие при достаточно благоприятных социальных ситуациях, у человека нет ресурсов подбирать себе собеседника по психологической совместимости ежечасно и если взаимодействие уже началось, не указывает ли это на то, что ты уже готов идти на встречу собеседнику. Таким образом, возникает ощущение распространенности представления о вербальной стратегии сотрудничества, как о «достаточно редком» явлении, что и является обобщенной оценкой препятствующей её использованию; на стратегии сотрудничества как бы висит ярлык несбыточности, а значит, нарушен один из основных элементов эффективного общения.

Таким образом, здоровое и эффективное общение помимо основных принципов взаимодействия, таких как внимательное и активное слушание, уважение, спокойный тон, подразумевает наблюдательность без оценки, оперирование фактами, распознавание чувств и эмоции с ними связанных, определение неудовлетворенных потребностей, ясное и конкретное их выражение, донесение до оппонента. Что является тяжелой задачей особенно в таких социальных условиях, где культура оценивания прививается с детства. Осознанный подход к общению позволит устранить или минимизировать проблему недопонимания в общении на многих, если не на всех этапах и уровнях коммуникации.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005–1136 с,
  2. Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: АСТ, 2009, — 816 c.
  3. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2004
  4. Розенберг М. Ненасильственное обще6ние: Язык жизни / Перев. С англ. — М.: ООО Книжное издательство «София», 2019. — 288 с.
  5. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 240 с.
  6. Ярошевский М. Г. Психологический словарь. Под. общ.ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — 2-е изд., — М.: «Политиздат», 2007, — 494 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эффективное общение, здоровое общение, Ненасильственное общение, потребность, общение, вербальное выражение чувств, взаимодействие, образ, оценка, стратегия сотрудничества.


Ключевые слова

общение, потребности, эффективное и здоровое общение, ненасильственное общение

Похожие статьи

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается проблема связи физического и духовного развития личности в контексте изучения его психологических составляющих. Представлен анализ основных теоретических подходов к духовному и физическому здоровью, корреляционной связи духов...

Аэробика как средство формирования положительной мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой

В современном мире, насыщенном сидячим образом жизни и многочисленными искушениями цифровой эпохи, поддержание физической активности и забота о здоровье становятся более актуальными, чем когда-либо. Помимо физических выгод, регулярные занятия физичес...

Похожие статьи

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается проблема связи физического и духовного развития личности в контексте изучения его психологических составляющих. Представлен анализ основных теоретических подходов к духовному и физическому здоровью, корреляционной связи духов...

Аэробика как средство формирования положительной мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой

В современном мире, насыщенном сидячим образом жизни и многочисленными искушениями цифровой эпохи, поддержание физической активности и забота о здоровье становятся более актуальными, чем когда-либо. Помимо физических выгод, регулярные занятия физичес...

Задать вопрос