Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне филиалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 1601 раз

Библиографическое описание:

Лазарева, О. Б. Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне филиалов / О. Б. Лазарева, А. С. Золотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67267/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы предлагают использовать коэффициент, который позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.

Ключевые слова: бюджет, затраты, железнодорожный транспорт, пассажирооборот, объемные показатели.

В ходе реформы взаимоотношения железнодорожного транспорта с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации строятся на основе следующих принципов:

– осуществление перевозок для государственных нужд (в том числе перевозки, по которым предоставляются льготы в соответствии с решением органов государственной власти) на основе контрактов между соответствующими органами государственной власти и организациями железнодорожного транспорта;

– предоставление бюджетных дотаций на поддержание мобилизационного потенциала отрасли, субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении, компенсация убытков от эксплуатации малодеятельных и неперспективных линий (участков), имеющих социальное или оборонное значение;

– поддержка финансирования строительства объектов общегосударственного значения федеральным бюджетом;

– поддержка финансирования строительства объектов регионального значения и приобретения подвижного состава для пригородных перевозок бюджетами субъектов Российской Федерации.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» — это организация, принадлежащая государству; она является юридическим лицом, которое осуществляет свою деятельность согласно нормам законодательства и устава общества, управляется коллективными органами, избранными собственником компании и имеющая права на заключение сделок в пределах полномочий. ОАО «РЖД» является системообразующей компанией на рынке перевозок. Управление строится на сочетании территориального и отраслевого (производственно-технического) принципов. По территориальному принципу железнодорожная сеть делится на дороги. По отраслевому — на департаменты, центральные дирекции, службы дорог, региональные дирекции и отраслевые структурные подразделения. По функциональному принципу — на департаменты ОАО «РЖД» и службы на дорогах, занимающиеся прогнозированием, планированием, финансированием, учетом.

Бюджетирование в ОАО «РЖД» — процесс финансовых и материальных потоков в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» на всех уровнях управления, направленный на достижение целевых значений ключевых показателей эффективности ОАО «РЖД».

Основной целью системы бюджетного управления финансовыми и хозяйственными ресурсами является повышение эффективности их использования.

Основными «идеологически» отличными типами бюджета, являются бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т. п. для оценки эффективности работы центров ответственности. Бюджетирование «сверху вниз» является предпочтительным, но как правило, применяются смешанные варианты, содержащие черты обоих подходов.

Процесс бюджетирования на железнодорожном транспорте является сложным. Это связано с отраслевой спецификой транспортного производства; масштабами деятельности отрасли; многообразием внутриотраслевых технологических и экономических взаимосвязей. Кроме того, процесс бюджетирования реализуется в условиях моноцентрической системы управления железнодорожным транспортом.

Типовая технологическая схема бюджетирования, которая принята на транспорте, предусматривает формирование двух групп бюджетов — операционных и финансовых. Основным назначением операционных бюджетов железнодорожного транспорта является увязка технико-экономических (натуральных) и стоимостных показателей. Финансовые бюджеты отражают источники формирования финансовых ресурсов отрасли и направления их использования. Показатели этих групп бюджетов на каждом уровне управления транспортом объединяются в сводный бюджет.

В состав операционных бюджетов входят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат, бюджет запасов и закупок, бюджет доходов и расходов (на уровне управленческого учета). К финансовым бюджетам транспорта относятся: бюджет движения денежных средств; бюджет дебиторской и кредиторской задолженности; инвестиционный бюджет; прогнозный бюджет. Каждый бюджет имеет свою систему параметров, характеризующих его сущность, и форму разработки.

Плановые задания для ОАО «РЖД» формируются в соответствии со значениями параметров Программы стратегического развития ОАО «РЖД» в планируемом периоде. Плановые задания состоят из множества показателей и заданных для них в текущем периоде целевых задач. Показатели делятся на следующие группы:

– прямые показатели, непосредственно содержащиеся в бюджетных формах в виде бюджетных статей. При составлении бюджетов структурные единицы (департаменты, филиалы) стремятся сформировать бюджеты таким образом, чтобы целевые значения прямых показателей для соответствующей формы были соблюдены;

– расчетные показатели, выводимые расчетным путем из прямых бюджетных статей.

Также в систему бюджетного управления ОАО «РЖД» на уровне аппарата управления филиалов, на уровне ОАО «РЖД» входят пакет сводных бюджетов продаж, производства, капитальных вложений, затрат, а также прогнозный баланс и мастер-бюджет.

Мастер-бюджет служит для обобщения ключевых показателей деятельности как филиалов, так и ОАО «РЖД» в целом, для представления их в компактном виде на рассмотрение и утверждение высшим руководством компании. Все показатели мастер — бюджета переносятся из заполненных ранее операционных и финансовых бюджетов. Мастер-бюджет по основным показателям идентичен форме и структуре Финансового плана ОАО «РЖД».

Основополагающим нормативным документом при бюджетировании с 01 января 2008 г. стал Приказ Минтранса РФ об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества “Российские железные дороги». Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета. При ведении раздельного учета расходы, исходя из их функционального признака, разделяются по укрупненным видам работ.. Результаты ведения раздельного учета подлежат отражению в формах управленческой отчетности о доходах, расходах и финансовых результатах по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» (приложение № 6 к Порядку).

В 2006 году в рамках реализации мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, был создан филиал ОАО «РЖД» — Федеральная пассажирская дирекция. В декабре 2009 года учреждено открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания». С 1 апреля 2010 года ОАО «ФПК» начало самостоятельную деятельность, в качестве перевозчика. Одной из основных целей структурных преобразований является запуск механизма государственного заказа компаниям — пассажирским перевозчикам.

На сегодняшний день одним из ключевых инструментов управления, обеспечивающим взаимосвязь стратегии компании с краткосрочными задачами отдельных подразделений, является технология бюджетирования. Бюджет охватывает все стороны хозяйственно–экономической деятельности, позволяет сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах. Это определяет бюджет как основу внутрифирменного управления. Анализ системы бюджетирования в Пассажирском вагонном участке Хабаровск Дальневосточного филиала АО «Федеральной пассажирской компании» позволил выделить определенные особенности и проблемы.

Пассажирский вагонный участок Хабаровск (ЛВЧ-1) является структурным подразделением Дальневосточного филиала АО «Федеральной пассажирской компании». Основной деятельностью ЛВЧ-1 является производство планового технического обслуживания пассажирских вагонов в объёме ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущего отцепочного ремонта пассажирских вагонов, а также обслуживание пассажиров в поездах в парке формирования.

На уровне Пассажирского вагонного участка производится формирование бюджета производства, бюджета затрат и бюджета прочих доходов и расходов. Бюджетирование предприятия осуществляется по принципу «снизу вверх» и предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям отделов и далее к руководителю ЛВЧ-1. При формировании бюджетов работники руководствуются следующими принципами: принцип участия, принцип периодичности, принцип существенности, принцип сопоставимости.

В практике хозяйственной деятельности используются следующие методы: нормативный метод, балансовый метод, расчетно-аналитический метод, экономико-математический метод моделирования. Планирование и формирование бюджета производится один раз в текущем периоде на следующий финансовый год, с разбивкой по месяцам и кварталам. Фактическое исполнение плановых показателей оценивается в середине месяца, следующего за отчетным, на основании данных, отраженных в системе ЕК АСУФР-2 (ФПК) после закрытия периода.

Для предварительной оценки деятельности предприятия, выполнения установленных плановых показателей и задач предусмотрено формирование в третьей декаде отчетного месяца «ожидаемого» бюджета затрат. Данные формируются специалистами экономического отдела на основе частично отраженных расходов в системе ЕК АСУФР-2 (ФПК), выполнении планового задания по ремонту вагонов, расчетов и информации, предоставленной ответственными руководителями и специалистами.

Таким образом, в Пассажирском вагонном участке Хабаровск АО «ФПК» существует четкая и отлаженная система планирования, контроля и формирования бюджетов. Современные условия требуют повышения эффективности существующей системы. Совершенствование системы бюджетирования в Пассажирском вагонном участке Хабаровск АО «ФПК» предполагает определенные мероприятия.

Система бюджетирования предприятия учитывает особенности основной деятельности, в которой важную роль играет планирование объемных показателей таких как: объем ремонта, пассажирооборот и пробег пассажирских вагонов. Из перечисленных показателей только один напрямую влияет на показатели бюджета в денежном выражении. К такому показателю относится объем ремонта, используемый для планирования необходимых материалов, трудозатрат, электроэнергии, топлива и других прочих материальных и прочих затрат (например, на ремонт вагонов в условиях вагоноремонтных заводов).

Пассажирооборот и пробег пассажирских вагонов участвуют в планировании косвенно, через расчеты среднесписочной численности предприятия и «права» предприятия расходовать денежные средства. При этом одним из главных показателей работы пассажирского участка является пассажирооборот, измеряемый в млн. пасс-км. В бюджете производства осуществляется планирование пассажирооборота в поездах формирования ЛВЧ-1, с выделением пассажирооборота в дерегулируемом и в регулируемом секторах. Фактическое значение определяется на основе форм статистической отчетности (ЦО-33, ЦО-22), а планируемое — произведением пассажирооборота прошлого периода, аналогичного планируемому, и коэффициентов, учитывающих изменение средней дальности поездки и изменение социально-экономических показателей. Фактический пассажирооборот в рассматриваемом периоде определяется на уровне, установленном системой ЦО-33, ЦО-22 в миллионах пассажирокилометров. Фактическое количество перевезенных пассажиров в рассматриваемом периоде принимается на основании данных системы ЦО-33, ЦО-22 в миллионах пассажиров. Протяженность перевозки пассажиров в рассматриваемом периоде учитывается по данным ЦО-33, ЦО-22 в километрах.

Данные в системе ЦО-33 и ЦО- 22 являются достоверными и формируются на базе программного обеспечения АСУ «Экспресс — 3» (автоматизированная система управления пассажирскими перевозками), в том числе и АС УПВ (автоматизированной подсистемой управления парком пассажирских вагонов). Когда пассажир приобретает билет для проезда пассажирским поездом, в системе АСУ «Экспресс — 3» автоматически формируется вся информация о вагоне, его принадлежность (приписка) к конкретному предприятию, технические характеристики о проведенных ремонтах, маршрут следования и график движения вагона в составе. Также информацию в системах статистической отчетности можно сформировать по периодам, в том числе по датам прибытия и отправления, за прошлые периоды с разбивкой по неделям, месяцам, направлениям движения поезда, его приписки к конкретному депо, по регулируемому и дерегулируемому сегментам.

Обладая фактическими, достоверными данными по основному показателю работы пассажирского депо можно установить прямую зависимость между эксплуатационными расходами на единицу пассажирооборота в денежном выражении. Для этого необходимо ввести при планировании коэффициент, отражающий отношение расходов в рассматриваемом периоде, по конкретному пассажирскому поезду либо группе поездов к выполненному объему пассажирской работы, измеряемой в пассажиро-километрах на основании данных ЦО-33, ЦО-22. По данным отчетного периода представляется возможным определение нормативной величины затрат, приходящихся на выполненный пассажиро-километр в отчетном периоде, которая в дальнейшем может использоваться в качестве базовой величины при планировании. При этом необходимо учитывать результаты анализа, характеризующие изменение основных ценовых и других факторов деятельности предприятия.

Для достоверного расчета коэффициента и применение его на практике необходимо произвести расчет суммарных прямых расходов (по элементам затрат), по каждому поезду формирования ЛВЧ-1 за каждый месяц исследуемого периода. Определение вышеуказанного коэффициента позволит планировать и контролировать бюджет затрат Пассажирского вагонного участка Хабаровск с учетом объема перевозок.

Литература:

  1. Терёшина Н. П., Л. В. Шкурина. Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учебное пособие — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014г. — 292с.
  2. Терёшина Н. П., Б. М. Лапидус. Экономика железнодорожного транспорта: учебник— М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008г. — 996 с.
  3. Гусарова, Е.В. Экономика и управление на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Е. В. Гусарова, В. В. Комарова. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — 109 с.
  4. «Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный Приказом Минтранса России от 31 декабря 2010 г. № 311.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, Пассажирский вагонный участок, показатель, рассматриваемый период, бюджет, бюджет затрат, Хабаровск, основание данных, открытое акционерное общество, раздельный учет.


Ключевые слова

железнодорожный транспорт, бюджет, затраты, пассажирооборот, объемные показатели

Похожие статьи

Разработка проекта автотранспортного обслуживания ООО «Белла-Дон»

В статье представлено предложение по разработке проекта автотранспортного обслуживания, на основании сравнения используемого наемного и создания личного парка грузовых автомобилей по графику грузооборота «безразличия» на примере ООО «Белла-Дон».

Статистическая модель системы факторов размещения грузовых объектов на сети железных дорог Узбекистана

В данной статье произведен кластерный анализ регионов потенциального размещения логистических центров, субъекты Узбекистана разделены на четыре кластера в зависимости от уровня их социально-экономического, инфраструктурного развития, особенностей гео...

Проблема профицита вагонного парка в России

В статье автор пишет о динамике изменения профицита парка грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД», приводит примеры решения проблемы.

Статистический анализ денежных потоков предприятий транспорта в Хабаровском крае

В статье анализируются денежные потоки предприятий транспорта Хабаровского края. Рассмотрена эффективность денежных потоков предприятий транспорта. Осуществлён прогноз уровня денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края с применением кор...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Прогнозирование оптимальной возрастной структуры парка автотранспортых средств с использованием методов оптимизации

Определение оптимальной возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей позволяет обеспечить равномерную нагрузку на ремонтную зону предприятия и, как следствие, более качественное...

Программный продукт «Автоматизированный анализ структуры вагонного парка»

В работе рассмотрена проблема оценки структуры вагонного парка и ее влияния на особенности расчета и технологии работы элементов железнодорожной инфраструктуры. Описана архитектура программы, позволяющая автоматизировать анализ больших объемов данных...

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от продаж коммерческого предприятия

В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на величину прибыли с целью выявления резервов роста выручки от реализации продукции.

Организация автомобильных перевозок мелких партий груза на предприятии молокозавода

В работе рассмотрены вопросы по существующим проблемам при перевозке мелких партий груза, составление и расчет наиболее рациональных маршрутов, которые приводят к снижению холостого пробега, транспорта и позволяет сократить транспортные издержки на п...

Оценка денежных потоков инвестиционного проекта (на примере ООО «Оренбурггазтранс»)

Рассмотрена методика анализа денежных потоков инвестиционного проекта коммерческой организации. Произведен расчет эффективности денежных потоков инвестиционного проекта. Рассчитаны показатели NPV, PV, IRR, IC с использованием программы Microsoft Exce...

Похожие статьи

Разработка проекта автотранспортного обслуживания ООО «Белла-Дон»

В статье представлено предложение по разработке проекта автотранспортного обслуживания, на основании сравнения используемого наемного и создания личного парка грузовых автомобилей по графику грузооборота «безразличия» на примере ООО «Белла-Дон».

Статистическая модель системы факторов размещения грузовых объектов на сети железных дорог Узбекистана

В данной статье произведен кластерный анализ регионов потенциального размещения логистических центров, субъекты Узбекистана разделены на четыре кластера в зависимости от уровня их социально-экономического, инфраструктурного развития, особенностей гео...

Проблема профицита вагонного парка в России

В статье автор пишет о динамике изменения профицита парка грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД», приводит примеры решения проблемы.

Статистический анализ денежных потоков предприятий транспорта в Хабаровском крае

В статье анализируются денежные потоки предприятий транспорта Хабаровского края. Рассмотрена эффективность денежных потоков предприятий транспорта. Осуществлён прогноз уровня денежных потоков предприятий транспорта Хабаровского края с применением кор...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Прогнозирование оптимальной возрастной структуры парка автотранспортых средств с использованием методов оптимизации

Определение оптимальной возрастной структуры подвижного состава и ее прогнозирование с учетом поступления новых и списания старых автомобилей позволяет обеспечить равномерную нагрузку на ремонтную зону предприятия и, как следствие, более качественное...

Программный продукт «Автоматизированный анализ структуры вагонного парка»

В работе рассмотрена проблема оценки структуры вагонного парка и ее влияния на особенности расчета и технологии работы элементов железнодорожной инфраструктуры. Описана архитектура программы, позволяющая автоматизировать анализ больших объемов данных...

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от продаж коммерческого предприятия

В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на величину прибыли с целью выявления резервов роста выручки от реализации продукции.

Организация автомобильных перевозок мелких партий груза на предприятии молокозавода

В работе рассмотрены вопросы по существующим проблемам при перевозке мелких партий груза, составление и расчет наиболее рациональных маршрутов, которые приводят к снижению холостого пробега, транспорта и позволяет сократить транспортные издержки на п...

Оценка денежных потоков инвестиционного проекта (на примере ООО «Оренбурггазтранс»)

Рассмотрена методика анализа денежных потоков инвестиционного проекта коммерческой организации. Произведен расчет эффективности денежных потоков инвестиционного проекта. Рассчитаны показатели NPV, PV, IRR, IC с использованием программы Microsoft Exce...

Задать вопрос