Правовой режим охраны окружающей среды: понятие и признаки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 1421 раз

Библиографическое описание:

Татарников, А. В. Правовой режим охраны окружающей среды: понятие и признаки / А. В. Татарников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67269/ (дата обращения: 16.11.2024).



Благополучная окружающая среда является неотъемлемым благом для всех людей планеты Земля. Человек — это единственное существо на Земле, которое настолько сильно изменяет природу, что вся живая природа оказалась в прямой зависимости от него. От человека зависит и то, как комфортно чувствуют себя на земле и другие живые организмы. Да и сам человек стал весьма уязвим от результатов собственной деятельности. С каждым годом все больше актуализируется проблема сохранения природы для будущих поколений людей. Именно эта проблема вынуждает как отдельные государства, так и международные организации находиться в постоянных поисках новых, менее опасных, а лучше и безопасных для окружающей среды, технологий и их внедрения в повседневную жизнь.

В Российской Федерации правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Основным законом, призванным обеспечить охрану окружающей среды, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1]. Данный закон прямо устанавливает запрет на хозяйственную и иную деятельность человека, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. К негативной деятельности относится деятельность, ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ч.2 ст.59).

Данной нормой закона установлен такой правовой режим воздействия на окружающую среду, что запрещается любая деятельность, негативно влияющая на нее без указания на иные меры воздействия. Правовой режим большинством специалистов в области теории права рассматривается как совокупность правовых средств, направленных на достижение определенной общественной цели. В зависимости от предмета регулируемых общественных отношений понятие правового режима может употребляться в узком и широком смыслах, например правовой режим государства или правовой режим электронного документа [4; 6].

Сам Закон об охране окружающей среды не содержит универсального понятия правового режима охраны природных объектов, а лишь содержит отсылочную норму, определяющую отрасли законодательства, которыми регулируется правовой режим охраны природных объектов.

Правовой режим охраны природных объектов устанавливается:

− земельным законодательством в отношении земель различных категорий и видов разрешенного использования;

− лесным законодательством — в отношении лесов и лесных насаждений, расположенных на землях различных категорий;

− водным законодательством — в отношении водных объектов;

− законодательством о недрах — в отношении участков недр;

− законодательством о животном мире — в отношении объектов животного мира;

− законодательством об особо охраняемых природных территориях;

− законодательством об охране атмосферного воздуха и др.

Основным негативным фактором для состояния окружающей среды в соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Если анализировать положения данной нормы с позиции такой негативной, наносящей существенный вред окружающей среде, деятельности человека как транспортная, то отметим, что, например, ежегодно число автопарка в мире автопарка в мире удваивается. Колоссальный вред окружающей среде наносят поднимающиеся самолеты в атмосферу, выбрасываются тысячи тонн вредных выхлопных газов. За полвека объем воздушных перевозок увеличился в 160 раз, что повлекло повышение расхода углеводородного топлива, как следствие этого объем выбросов продуктов сгорания в атмосферу возрастает на 3,5–4,5 % ежегодно. Весь транспорт в мире расходует 20–25 % всего сжигаемого топлива в год, процент потребления авиации насчитывает около 13 %.

За каждые 300 взлетов и посадок воздушного транспорта в окружающую среду поступает 3,7 т окиси углерода, 2 т углеводородных соединений и 1,7 т окислы азота. Несмотря на все выбросы, положительным является, что продукты сгорания топлива, рассеиваются в верхних слоях атмосферы, что снижается их скапливание в воздухе и степень нанесение ущерба окружающей среде.

Негативное воздействие оказывают сами аэропорты с соответствующей инфраструктурой, промышленной деятельностью наносящие вред здоровью населения, находящихся и работающих вблизи аэропортов.

Проблема негативного воздействия на окружающую среду особенно актуальна для крупных аэропортов, где перелеты проходят с большой интенсивностью.

Такое негативное воздействие на окружающую среду создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, последствия которых нельзя даже прогнозировать. Здесь имеется ввиду ситуации, сложившиеся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [2].

Таким образом, жизнедеятельность человека предполагает производство отходов, воздействие которых на окружающую среду сложно оценить иначе как однозначно негативную. Накопление отходов создает угрозу будущим поколениям, что обуславливает необходимость создания и постоянного совершенствования законодательства и надлежащего его исполнения уполномоченными субъектами для обеспечения надежного правового режима охраны окружающей среды.

Под правовым режимом охраны окружающей среды следует пониматьсовокупность правовых средств, направленных на предупреждение и нейтрализацию угроз хозяйственной и иной деятельности, последствия которой могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды. Основными признаками правового режима охраны окружающей среды являются: их правовая определенность (закрепленность в нормах права), направленность этих норм на предупреждение угроз окружающей среде и нейтрализация этих угроз, а также то, что угрозы окружающей среде обусловлены хозяйственной и иной деятельностью человека.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 января.
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. 1994. 24 декабря.
  3. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 № 22313) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 12.12.2011.
  4. Моргунова Е. Р. О юридической природе понятия «правовой режим земель» и о соотношении правового значения деления земель на категории и зонирования территорий для целей установления правового режима земель на современном этапе развития земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности // Юридический мир. 2013. N 12. С. 45–50.
  5. Мандрюков А. В. Некоторые особенности обращения со строительными отходами / А. В. Мандрюков // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. — № 5. С. 62.
  6. Мохов А. А. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (г. Москва, 22 апреля 2015 г.). М.: Юстицинформ, 2015.
  7. Пономарев М. В. Рассмотрение судами дел о нарушении правил обращения с отходами / М. В. Пономарев // Твердые бытовые отходы. 2013. № 7. С. 11.
  8. Тихомирова Л. А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.04.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, правовой режим охраны, негативное воздействие, деятельность человека, правовой режим, животный мир, законодательство, негативное изменение качества, охрана, Российская Федерация.


Задать вопрос