Статья посвящена вопросам развития проектного управления применимо к органам региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Уделено внимание проблеме создания элементов системы управлением портфелем проектов. Описаны основные преимущества от внедрения информационной системы «Проектное управление» как одной из технологий проектного управления.
Ключевые слова: проектное управление, проектная деятельность, Югра, проект, Ханты-Мансийский автономный округ, региональная власть.
В 2014 г. прошло заседание Совета по внедрению проектного управления в органах государственной власти субъектов РФ, на котором было принято решение о выделении пилотных площадок для внедрения проектного управления [2]. К пилотным площадкам предъявлялись требования по поддержке проектного управления со стороны руководителя органа исполнительной власти региона. Площадки должны были иметь успешный опыт по внедрению проектного управления, также обладать должным количеством квалифицированного в сфере технологий и методов профессионального проектного управления кадров.
Особое внимание Совета вызывали регионы, имеющие успешный опыт развития отдельных элементов системы проектного управления, а также регионы, опыт которых относился к числу лучших на федеральном уровне. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Ханты-Мансийский автономный округ — Югра успешно оправдал свое участие в проекте, с 2015 по 2019 год регион неоднократно упоминался в числе призеров конкурса управления проектной деятельностью в госсекторе «Проектный Олимп».
Сегодня иерархическая структура проектных офисов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры включает пять ведомственных проектных и 22 муниципальных офиса [3]. При этом большинство нормативных документов, регламентирующих управление проектами округа, было принято в период с 2014 по 2017 год. Исследование нормативной базы управления проектами показало, что более 80 % документов принято с начала 2015 года, сразу после создания соответствующего регионального офиса.
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре создаются элементы системы управления портфелем проектов, создан соответствующий нормативный, что представляется более сложной управленческой задачей, чем управление отдельными проектами. В регионе разработаны регламенты по формированию команд проекта, организации функционального взаимодействия, управлению бюджетами, сроками и управленческими рисками. В качестве перспективных направлений развития региона рассматриваются создание иерархической структуры проектных офисов, как ведомственных, так и муниципальных, а также внедрение информационных систем управления проектами. Приняты нормативные акты, диверсифицирующие и уточняющие базовые положения методических рекомендаций по управлению проектами на различных стадиях его жизненного цикла, формированию паспортов проектов, постановления об организации постоянных и временных органов управления проектной деятельностью [4]. Основополагающим документом, является Положение о проектной деятельности, утвержденное Правительством региона. Данный документ имеет нормативный характер, он прошел полную процедуру согласования, в нем последовательно расписаны основные роли, процессы и подходы управления проектами и портфелями. В целях развития норм Положения утверждены Регламенты управления проектом и портфелем проектов, в которых пошагово описаны процедуры планирования, анализа и мониторинга, установлены сроки и ответственные лица этапов управления проектами. Кроме того, на постоянной основе проводится работа по созданию реестров и архивов проекта, изучение которых позволяет в любой момент получить информацию по той или иной активности. В регионе действует и Положение о мотивации — нормативный документ, принятый на уровне губернатора, в котором описаны основные подходы в части стимулирования участников проектной деятельности. В целях фактической реализации Положения были приняты Правила рейтинга. Правовая база по проектному управлению включает также модель оценки компетенций, которая определяет перечень требований к уровню компетентности участников проектов, позволяет на регулярной основе оценивать их соответствие требованиям и формировать для них рекомендации относительно развития компетенций. Вся правовая и методическая база проекта регулярно обновляется (не реже одного раза в год).
Отметим, что в регионе проводится активное обучение государственных служащих основам проектного управления и стратегического менеджмента. Ведь полностью преимущества проектного управления будут заметны лишь тогда, когда будет полностью сформирована культура проектного управления и найдены руководители, обладающие необходимыми навыками и личностными компетенциями. В регионе разработаны документы, регламентирующие проверку знаний и компетенций персонала в вопросах проектного управления, при этом утвержден «Порядок тестирования проектных специалистов», а также «Порядок определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов».
В качестве пилотной площади рассматриваемый регион отчитывается об эффективности внедрения проектного управления и направлениях его развития. Среди основных показателей эффективности фигурируют:
Объем дополнительно освоенных инвестиции
Доля влияния проектного управления на рост валового регионального продукта
Сокращение срока планируемой реализации проектов
Место региона в рейтинге федеральных субъектов.
Высокий уровень развития проектного управления в регионе подтверждается высокой численностью специалистов, сертифицированных как по международным, так и по национальным стандартам. Подтверждением также может служить то, среди организаций, сертифицированных по системе оценки организационной зрелости системы управления проектами IPMА-Delta, есть две региональных компании [4].
Обобщая сказанное выше, можем сделать вывод о том, что проектное управление в органах региональной власти ХМАО-Югра выходит на новый этап уверенного развития, есть уверенность, что внедрение проектного управления стало реальным управленческим инструментом.
В регионе создана информационная система «Проектное управление», функционал которой упрощает администрирование проекта, позволяет вести документооборот, заполнять реестры проектов, осуществлять календарное и финансовое планирование, распределять зоны ответственности, обозначать полномочия в командах, осуществлять мониторинг и анализ проектной деятельности [1].
Таким образом, ХМАО-Югра, как лидер среди регионов, внедряющих технологии проектного управления, уделяет повышенное внимание управлению персоналом, занятым в проектной деятельности, информационным системам и дальнейшему совершенствованию системы управлению проектами, как доказавшей свою эффективность.
Литература:
- Петрова В. С. Проблемы социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры // Концепт. — 2017. — № S1.
- Раменская Л. А. Особенности проектного управления органах государственной власти// Фундаментальные исследования. — 2018. — № 1.
- Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/.
- https://leanregion.admhmao.ru/ Официальный сайт администрации ХМАО-Югры [Электронный ресурс].