Совершенствование элементов проектного управления в органах региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 апреля, печатный экземпляр отправим 23 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Бойчук, Я. В. Совершенствование элементов проектного управления в органах региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / Я. В. Бойчук, П. А. Шухат, А. А. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67274/ (дата обращения: 10.04.2025).



Статья посвящена вопросам развития проектного управления применимо к органам региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Уделено внимание проблеме создания элементов системы управлением портфелем проектов. Описаны основные преимущества от внедрения информационной системы «Проектное управление» как одной из технологий проектного управления.

Ключевые слова: проектное управление, проектная деятельность, Югра, проект, Ханты-Мансийский автономный округ, региональная власть.

В 2014 г. прошло заседание Совета по внедрению проектного управления в органах государственной власти субъектов РФ, на котором было принято решение о выделении пилотных площадок для внедрения проектного управления [2]. К пилотным площадкам предъявлялись требования по поддержке проектного управления со стороны руководителя органа исполнительной власти региона. Площадки должны были иметь успешный опыт по внедрению проектного управления, также обладать должным количеством квалифицированного в сфере технологий и методов профессионального проектного управления кадров.

Особое внимание Совета вызывали регионы, имеющие успешный опыт развития отдельных элементов системы проектного управления, а также регионы, опыт которых относился к числу лучших на федеральном уровне. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Ханты-Мансийский автономный округ — Югра успешно оправдал свое участие в проекте, с 2015 по 2019 год регион неоднократно упоминался в числе призеров конкурса управления проектной деятельностью в госсекторе «Проектный Олимп».

Сегодня иерархическая структура проектных офисов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры включает пять ведомственных проектных и 22 муниципальных офиса [3]. При этом большинство нормативных документов, регламентирующих управление проектами округа, было принято в период с 2014 по 2017 год. Исследование нормативной базы управления проектами показало, что более 80 % документов принято с начала 2015 года, сразу после создания соответствующего регионального офиса.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре создаются элементы системы управления портфелем проектов, создан соответствующий нормативный, что представляется более сложной управленческой задачей, чем управление отдельными проектами. В регионе разработаны регламенты по формированию команд проекта, организации функционального взаимодействия, управлению бюджетами, сроками и управленческими рисками. В качестве перспективных направлений развития региона рассматриваются создание иерархической структуры проектных офисов, как ведомственных, так и муниципальных, а также внедрение информационных систем управления проектами. Приняты нормативные акты, диверсифицирующие и уточняющие базовые положения методических рекомендаций по управлению проектами на различных стадиях его жизненного цикла, формированию паспортов проектов, постановления об организации постоянных и временных органов управления проектной деятельностью [4]. Основополагающим документом, является Положение о проектной деятельности, утвержденное Правительством региона. Данный документ имеет нормативный характер, он прошел полную процедуру согласования, в нем последовательно расписаны основные роли, процессы и подходы управления проектами и портфелями. В целях развития норм Положения утверждены Регламенты управления проектом и портфелем проектов, в которых пошагово описаны процедуры планирования, анализа и мониторинга, установлены сроки и ответственные лица этапов управления проектами. Кроме того, на постоянной основе проводится работа по созданию реестров и архивов проекта, изучение которых позволяет в любой момент получить информацию по той или иной активности. В регионе действует и Положение о мотивации — нормативный документ, принятый на уровне губернатора, в котором описаны основные подходы в части стимулирования участников проектной деятельности. В целях фактической реализации Положения были приняты Правила рейтинга. Правовая база по проектному управлению включает также модель оценки компетенций, которая определяет перечень требований к уровню компетентности участников проектов, позволяет на регулярной основе оценивать их соответствие требованиям и формировать для них рекомендации относительно развития компетенций. Вся правовая и методическая база проекта регулярно обновляется (не реже одного раза в год).

Отметим, что в регионе проводится активное обучение государственных служащих основам проектного управления и стратегического менеджмента. Ведь полностью преимущества проектного управления будут заметны лишь тогда, когда будет полностью сформирована культура проектного управления и найдены руководители, обладающие необходимыми навыками и личностными компетенциями. В регионе разработаны документы, регламентирующие проверку знаний и компетенций персонала в вопросах проектного управления, при этом утвержден «Порядок тестирования проектных специалистов», а также «Порядок определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов».

В качестве пилотной площади рассматриваемый регион отчитывается об эффективности внедрения проектного управления и направлениях его развития. Среди основных показателей эффективности фигурируют:

 Объем дополнительно освоенных инвестиции

 Доля влияния проектного управления на рост валового регионального продукта

 Сокращение срока планируемой реализации проектов

 Место региона в рейтинге федеральных субъектов.

Высокий уровень развития проектного управления в регионе подтверждается высокой численностью специалистов, сертифицированных как по международным, так и по национальным стандартам. Подтверждением также может служить то, среди организаций, сертифицированных по системе оценки организационной зрелости системы управления проектами IPMА-Delta, есть две региональных компании [4].

Обобщая сказанное выше, можем сделать вывод о том, что проектное управление в органах региональной власти ХМАО-Югра выходит на новый этап уверенного развития, есть уверенность, что внедрение проектного управления стало реальным управленческим инструментом.

В регионе создана информационная система «Проектное управление», функционал которой упрощает администрирование проекта, позволяет вести документооборот, заполнять реестры проектов, осуществлять календарное и финансовое планирование, распределять зоны ответственности, обозначать полномочия в командах, осуществлять мониторинг и анализ проектной деятельности [1].

Таким образом, ХМАО-Югра, как лидер среди регионов, внедряющих технологии проектного управления, уделяет повышенное внимание управлению персоналом, занятым в проектной деятельности, информационным системам и дальнейшему совершенствованию системы управлению проектами, как доказавшей свою эффективность.

Литература:

  1. Петрова В. С. Проблемы социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры // Концепт. — 2017. — № S1.
  2. Раменская Л. А. Особенности проектного управления органах государственной власти// Фундаментальные исследования. — 2018. — № 1.
  3. Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/.
  4. https://leanregion.admhmao.ru/ Официальный сайт администрации ХМАО-Югры [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): проектное управление, проектная деятельность, Югра, проект, регион, региональная власть, управление проектами, Ханты-Мансийский автономный округ, иерархическая структура, информационная система.


Похожие статьи

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Применение системы управления проектами для организации работы специалиста по безопасности в образовательной организации

В данной статье анализируются существующие системы управления проектами. Исследование автоматизации управления в образовательных учреждениях выявило необходимость оптимизации рабочего процесса специалистов по безопасности. В статье представлены опред...

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности

Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...

Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity)

В статье анализируется тема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации, а также влияние на систему «Умный город» SmartCity.

Корпоративная система управления проектами как конкурентное преимущество торговой организации

В статье рассматриваются теоретические основы корпоративной системы управления проектами (КСУП). Проанализированы научные взгляды на необходимость внедрения КСУП для торговых организаций. Разработано дерево выгод и затрат, связанных с организацией КС...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Умное землепользование

В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...

Похожие статьи

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Применение системы управления проектами для организации работы специалиста по безопасности в образовательной организации

В данной статье анализируются существующие системы управления проектами. Исследование автоматизации управления в образовательных учреждениях выявило необходимость оптимизации рабочего процесса специалистов по безопасности. В статье представлены опред...

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности

Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...

Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity)

В статье анализируется тема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации, а также влияние на систему «Умный город» SmartCity.

Корпоративная система управления проектами как конкурентное преимущество торговой организации

В статье рассматриваются теоретические основы корпоративной системы управления проектами (КСУП). Проанализированы научные взгляды на необходимость внедрения КСУП для торговых организаций. Разработано дерево выгод и затрат, связанных с организацией КС...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Умное землепользование

В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...

Задать вопрос