Ключевые слова: Севастополь, нахимовец, классный час, воспитательная деятельность, оборона Севастополя.
Воспитательный процесс сложен, динамичен и многогранен. Он, как любое социально-психологическое, социально-культурное явление, имеет свои формы — варианты организации воспитания, своеобразные композиционные структуры воспитательной деятельности. Педагогическая практика постоянно создает их, количество форм внеклассной воспитательной работы непрерывно возрастает.
Выбор формы воспитательной деятельности зависит от многих факторов: «достигнутого уровня развития детского коллектива, возрастной и типологической характеристики детей, особенностей взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками» [3, с. 63], а также от уровня профессионализма самого воспитателя.
Классный час, направленный на формирование и развитие детско-юношеского коллектива в целом и каждого его участника в отдельности, среди внеурочных систематических форм воспитательной работы занимает особое место. Хотя традиционно классный час относится к категории форм управления и самоуправления, в ходе его проведения могут осуществляться виды деятельности, характерные и для других категорий форм, например:
– познавательная, которая обогащает представления обучающихся об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию;
– общественная, содействующая социализации подростков, включающая их в сопереживание проблемам общества, приобщающая их к активному преобразованию действительности;
– ценностно-ориентировочная, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии;
– художественная, которая развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные способности [2].
Классный час в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ считается одной из важных форм воспитательной деятельности, в процессе подготовки и проведения которой создаются условия для усвоения воспитанниками базовых национальных ценностей. Интерес к подобным внеклассным мероприятиям в системе военного образования неслучаен. Он объясняется тем, что классные часы (часы классных руководителей, часы общения) являются благодатной почвой для решения различных педагогических (образовательных, воспитательных, развивающих) задач, таких как расширение кругозора воспитанников, пробуждение у них внимания к жизни общества, а на основе общественно значимых тем развитие личностных моральных качеств и ценностных ориентиров, позволяют обеспечить условия для повышения престижа воинской службы в Вооруженных силах РФ, поднятия авторитета офицера в обществе. Решить все поставленные задачи на отдельно взятом классном часе, даже профессионально организованном, нельзя. Однако, если классные часы проводятся систематически, они разнообразны по содержанию и по форме проведения, то планируемые результаты деятельности реально достижимы.
При подготовке классного часа, в основе которого лежит общение педагога и воспитанников, необходимо помнить, что подобное внеурочное мероприятие не предполагает академической формы подачи и назидательности со стороны наставника, хотя его роль в подготовке и проведении такого рода мероприятий зачастую является приоритетной. По меткому замечанию Н. Е. Щурковой, классный час — это «непринужденный разговор», содержанием которого является сама жизнь, но к подбору тем для этого разговора следует относиться серьезно и обдуманно, обращая внимание только на те «явления», что «несут воспитательный заряд» и чье «осмысление может помочь становлению нравственности», «выработке активной жизненной позиции» [4]. Роль педагога при подготовке и проведении классных часов может быть различной. Он может проводить мероприятие сам, используя различные формы, отводя обучающимся либо роль пассивных наблюдателей и слушателей, либо сделать их активными участниками процесса, в ходе мероприятия организовав беседу или дискуссию. Несмотря на то, что классный час считается типом фронтальной воспитательной работы, не исключается использование на нем различных активных и интерактивных методов, и опытный педагог не упустит возможности подтолкнуть воспитанников к совместному творчеству, созданию индивидуальных или групповых проектов. Тогда уже классному наставнику достанется роль наблюдателя-консультанта. Самое главное — «уловить, почувствовать, определить степень подготовленности учеников к восприятию тех отношений, в которые планирует включить их педагог» [4], а для этого необходимо учесть уровень сплоченности, воспитанности вверенного коллектива, интересы и увлечения его членов, их возможности.
В педагогике известны разнообразные виды классных часов: они могут быть организованы в форме классного собрания или воспитательного часа, экскурсии по историческим местам или встречи с интересными людьми, в форме лекции или читательской конференции, игры-путешествия или КВН, могут быть информационными, ситуационными, тематическими.
Остановимся на тематическом классном часе, как на наиболее интересной и полезной форме проведения. Мероприятие, посвящённое определенной теме, например, ознакомлению с историческими местами родного города, судьбе героя русско-турецкой войны Александра Ивановича Казарского или особенностям ведения морского боя в годы Великой Отечественной войны и т. п., делает общение педагога со своим классом более целостным, помогает нахимовцам сосредоточиться на важных событиях, конкретных деталях происходящего. Тематический классный час эффективен еще и потому, что всегда можно подобрать тему, с одной стороны, актуальную для воспитанников, с другой — отвечающую требованиям Программы воспитания и социализации нахимовцев 5–9-х классов Филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). (далее Программа) Данная Программа направлена на «воспитание достойного выпускника военно-морского училища на основе формирования патриотизма, обеспечения духовно-нравственного развития, социализации, профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни» [2, с. 4]. Любая тема, связанная с развитием базовых национальных ценностей, как и тематический классный час (особенно на военно-патриотическую тему), будет служить общему делу воспитания гражданина РФ — «одной из краеугольных задач любого образовательного учреждения» [3, с. 368].
Тематические классные часы могут быть объединены определенной тематикой в продолжение не одного учебного года, а нескольких учебных лет. Так, воспитателями нашего училища, работающими с классами в одной параллели, была подготовлена серия тематических (посвященных I-ой обороне г. Севастополя 1854–1855 гг.) классных часов, которые проводились на протяжении трех учебных лет. Выбор общей темы был продиктован заявленными в Программе в качестве приоритетных направлениями, такими как воспитание гражданственности и патриотизма, социальной ответственности и компетентности, правовое, экологическое и физическое воспитание, воспитание культуры мужского социального поведения [2, с. 7]. Эти тематические классные часы были связаны не только общей тематикой, но и единой целью — формированию патриотического самосознания, и решали задачи: погружение в события I-ой обороны г. Севастополя, знакомство с судьбой ее участников, изучение их подвигов создали благоприятные условия для развития гражданско-патриотического, морально-нравственного воспитания нахимовцев, воспитания у них любви к России, своему народу, родному городу Севастополю, верности Отечеству, уважения к историческому и культурному наследию страны, способствовали осознанию необходимости быть постоянно готовыми к защите своей Родины.
Классные часы, объединенные данной тематикой, были разнообразны как по форме проведения (виртуальная экскурсия, тематическая лекция с показом презентации и просмотром видеофрагментов, лекционный форум (лекция с элементами дискуссии), живая газета, сюжетно-ролевая игра), так и по содержанию. Вот некоторые из отдельных тем:
- «Павел Степанович Нахимов и его роль в I обороне Севастополя».
- «Владимир Алексеевич Корнилов — вице-адмирал российского флота, герой Крымской войны».
- «Матрос Петр Кошка — герой I обороны Севастополя».
- «Павел Степанович Нахимов и Севастополь».
- «Герои I обороны Севастополя в сражении на Малаховом кургане».
- «Место 4 бастиона в I обороне Севастополя».
- «Особенности подземно-минной войны в I оборону Севастополя».
- «Лев Николаевич Толстой в I обороне Севастополя» и т. п.
Работа по подготовке серии тематических классных часов достаточно трудоемкая, требует творческого подхода. Чтобы добиться высоких воспитательных результатов, педагог, по мнению Н. Е. Щурковой, прежде всего должен быть хорошим стратегом, который «ставит цель и определяет направленность всех усилий на поставленную цель» [5, с. 53]. Воспитание всегда целенаправленно. Поэтому при организации любого воспитательного мероприятии определение четкой цели всегда первично, потом уже классный руководитель сам или совместно с обучающимися обязан: выбрать форму проведения; в соответствии с требованиями к содержанию классного часа собрать материал, составить план, подобрать различные методы и средства, стимулирующие интерес к заявленной теме, подготовить наглядные пособия, раздаточный материал, аудио и видеосопровождение, уточнить свою роль и роль воспитанников в процессе организации и проведения классного часа; распределить задания между участниками и т. п. Лучший способ подготовки, конечно, коллективная творческая деятельность, однако привлечь всех обучающихся к организации и участию получается не сразу. Однако если проводить классные часы систематически и к каждому из них готовиться продуманно и основательно, то результат не заставит себя долго ждать.
Как показывает опыт, искренняя заинтересованность педагога в деле, его энергия и увлеченность быстро передаются воспитанникам. Так, если в первый учебный год вдохновителем и организатором мероприятий был в основном классный наставник, а нахимовцы лишь выполняли предлагаемые задания, то постепенно — от классного часа к классному часу — обстановка изменялась: из непосредственного организатора работы классный руководитель превращался в консультанта и советчика. Организаторами же мероприятия и активными его участниками становились сами обучающиеся. Сначала педагог стремился привлечь их к выбору темы предстоящего классного часа, а потом обеспечивал условия для деятельного участия воспитанников в ходе самого мероприятия. Способы применялись самые разные. Например, когда совместно выбирали «героев» для тематических классных часов, то заранее подготовленные члены актива класса, выписав на доске имена участников I-ой обороны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. А. Истомин, Петр Кошка и т. п.), представляли каждого из них, после чего одноклассникам предлагалось выбрать тех, кто привлек особое внимание. Чем чаще фамилия участника обороны встречалась в записках нахимовцев, тем более у него было шансов стать «героем» очередного классного часа. Для проведения классного часа по теме «Герои первой обороны Севастополя в сражении на Малаховом кургане» (2017–2018 уч. г.), организованного в форме живой газеты, нахимовцы уже не только выбирали героев, у которых интересно было бы взять интервью, но и самостоятельно составляли вопросы для этого «интервью» и даже подбирали предполагаемые ответы, опираясь на личные письма участников обороны, воспоминания современников. На основе составленных обучающимися вопросно-ответных реплик готовились репортажи с Малахова кургана 1854–1855 гг., в инсценировке которых тоже участвовали воспитанники. В классном часе — виртуальной/ интерактивной экскурсии изъявившие желание нахимовцы были экскурсоводами, разделив с наставником роль ведущего. Тексты для своих экскурсий воспитанники писали самостоятельно. Привлечение обучающихся к разработке тем классных часов, составлению плана работы, оформлению раздаточного и наглядного материала, подбору видеофрагментов, созданию презентаций, инсценированию, написанию текстов выступлений стимулировали воспитанников не только к сбору военно-исторической, историко-краеведческой информации по определенной теме, углубленному ее изучению, но и к развитию у них специальных умений и навыков, побудили к творчеству.
Серия тематических классных часов положила начало большому коллективному исследованию, итогом которого стал реализованный в рамках летней практики творческий проект на тему «Роль адмиралов и личного состава Черноморского флота в I-ой обороне г. Севастополя 1854–1855 гг».. В процессе проектной деятельности обучающиеся, разделившись на группы, самостоятельно из различных источников собирали необходимый теоретический материал, развивали коммуникативные навыки и исследовательские компетенции: под наблюдением педагогов анализировали, выявляли проблему, формулировали гипотезы, делали обобщения, готовили доклады и презентации. Главная задача наставника в данной ситуации — не навредить чрезмерной опекой и назидательностью. Необходимо постоянно помнить, что демократичное, уважительное отношение к подопечному, с одной стороны, поможет ему проявить себя, а с другой — обеспечит условия для получения положительного результата, значимого для всех членов классного коллектива, для развития гуманных взаимоотношений между одноклассниками.
Таким образом, правильно скоординированные действия педагога и воспитанников в процессе подготовки и проведения тематических классных часов обусловливают реализацию основных воспитательных функций классного часа. [4] Это, в свою очередь, обеспечивает условия для решения многих учебно-воспитательных задач: расширение круга знаний обучающихся (просветительская); формирование у них определённых отношений к объектам окружающей действительности, выработка определённой иерархии материальных и духовных ценностей (ориентирующая); закрепление на практике полученных знаний о жизни (направляющая); формирование у воспитанников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, выработка умений вести диалог, аргументированно отстаивать своё мнение (формирующая) [4, 5].
Все вышеперечисленное ярко демонстрирует то, что неформально подготовленный и профессионально организованный классный час является эффективной формой внеурочной воспитательной работы, в процессе подготовки и проведения которого обучающиеся, не только обогащаются знаниями, проявляют индивидуальность и свои творческие способности, но и формируют систему эмоционально — чувственной сферы и ценностных отношений личности.
Литература:
- Программа воспитания и социализации нахимовцев 5–9-х классов 2017 год. — Севастополь: ФГКОУ «Филиал НВМУ (СевПКУ)», 2017. — 73 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.
- Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. — М.: Педагогика, 1986. — 112 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя) — Режим доступа: https://vk.com/doc61880952_128241690
- Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с. (Серия «Учебное пособие»).