Упражнения с отягощением являются одними из самых эффективных способов развития силовых способностей. Причём, вопреки сложившемуся мнению, используя атлетизм, можно развивать не только силу и силовую выносливость, но и скорость, и гибкость. Силовые виды спорта всегда были популярны среди спортсменов и людей, стремящихся вести здоровый образ жизни. В последние десятилетия это направление в спорте развивается особенно бурно, широкое распространение получили такие относительно новые виды, как бодибилдинг, пауэрлифтинг, бенч пресс, армрестлинг.
Ключевые слова: женская гимнастика, грация, спорт, гибкости, сила, скорость, анаэробная выносливость, координация.
Weight training is one of the most effective ways to develop strength abilities. Moreover, contrary to popular belief, using athleticism, you can develop not only strength and strength endurance, but also speed and flexibility. Strength sports have always been popular among athletes and people seeking a healthy lifestyle. In recent decades, this direction in sports has been developing especially rapidly, such relatively new types as bodybuilding, powerlifting, bench press, arm wrestling have become widespread.
Key words: women's gymnastics, grace, sport, flexibility, strength, speed, anaerobic endurance, coordination.
Основная проблема, с которой столкнулись спортсмены и тренеры,— это практически полное отсутствие мало-мальски грамотных систем тренировочного процесса в этих видах спорта.
Причина ясна и достаточно объективна — их относительная новизна и недостаток теоретической базы. И почти единственный способ создания методики тренировки — это механическое заимствование из других видов, большей частью — из тяжелой атлетики. Как уже отмечалось выше, атлетические виды спорта многообразны, и каждый из них обладает своими особенностями, поэтому для каждого вида были разработаны специальные системы, учитывающие его специфические закономерности [1].
Целью атлетической подготовки девочек 5–6 лет является обеспечение необходимого уровня общей силовой подготовленности будущих специалистов, необходимого для полноценного выполнения ими профессиональных приемов и действий, а также ликвидация негативных последствий профессиональной деятельности (недостаточной двигательной активности, повышенной нервной напряжённости, однообразной физической нагрузки для одних мышечных групп и недостаточной нагрузки для других).
Целью исследования было разработать и научно обосновать методику применения упражнений с отягощением для девочек 5–6 лет.
Методика исследования. В экспериментальных исследованиях участвовали гимнастки (5–6 лет n=197). Для определения уровня физической подготовленности применяли следующие тестовые упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук от пола, приседание со штангой 0,5 собственного веса, подъём туловища на наклонной скамье, угол наклона 40–45°, наклон туловища из положения стоя на скамье, челночный бег.
Сопоставление индивидуальных показателей тренировочной деятельности с модельными характеристиками позволяет оценить подготовленность девочек-атлет, определить направления и резервы роста его мастерства, что является основой для объективизации планирования тренировочного процесса с учетом выявленных лимитирующих факторов в структуре подготовленности гимнасток.
Результаты исследований. Так, в упражнении «сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях» темп прироста составил 34,3 %; в тесте «сгибание и разгибание рук от пола» на 20,5 %; в упражнении на брюшной пресс — на 20,1 %. В контрольных упражнениях на гибкость, скоростно-силовую наблюдалась тенденция на улучшение данных показателей [2].
Результаты наших исследований позволили предложить следующие рекомендации для девочек и начинающих спортсменов для развития силовых способностей:
- Применять преимущественно базовые упражнения (тотальные и локальные).
- Прорабатывать все группы мышц на одной тренировке.
Для развития статической силы и силовой выносливости мы рекомендуем следующие положения:
- Выполнять упражнения с техникой позволяющей чередовать сокращение и расслабление мышц.
- Правильно подбирать темп и ритм выполнения упражнения.
- Увеличение нагрузки путём увеличения количества повторений в каждом подходе, увеличения числа подходов и сокращения времени отдыха между подходами.
Скоростные способности в атлетической гимнастике развиваются при одновременном участии максимальной силы и скоростно-силовых способностей.
Выводы. Таким образом, с помощью упражнений с отягощениями можно развивать любые физические качества, какое из качеств будет развиваться, зависит от выбора упражнений, техники их выполнения, методики тренировки.
Также можно заключить, что занятия атлетической гимнастикой довольно популярны — как система силовых упражнений, направленных на формирование гармоничного телосложения и пропорционального развития различных мышечных групп.
Литература:
- С. Ф. Сокунова, В. П. Косихин, С. В. Лобанов, О. Л. Малолетов Методика применения упражнений с отягощением для студентов, занимающихся атлетической гимнастикой (Московский государственный лингвистический университет Москва, Россия) «Актуальные проблемы физической культуры и спорта Материалы VIII международной научно-практической конференции». — Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019. — Том 1.-С.456–459.
- Скиба, И. А. Особенности организации учебного процесса по физической культуре студентов Казанского ГМУ (Казанский государственный медицинский университет) обучающихся по специальности «лечебное дело» / И. А. Скиба, И. Е. Коновалов // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Актуальные проблемы теории и практики физическойкультуры, спорта и туризма». — Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. — Том 2. — С. 446–450.