Школа — социокультурный центр микрорайона. Из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 16.02.2020

Статья просмотрена: 1556 раз

Библиографическое описание:

Бударин, С. И. Школа — социокультурный центр микрорайона. Из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67286/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды. Общее образование составляет основу системы, включает обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций, социума в целом. Таким образом, образование становится предметом пристального внимания и заботы общества и государства.

Основным направлением деятельности современной школы, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, является социализация ребенка в современном обществе. Решение этой задачи зависит от появления новых механизмов и форм социализации учащихся.

Одним из наиболее эффективных инструментов социализации выступает развитие школы как социокультурного центра, объединяющего усилия всего сообщества вокруг проблемы воспитания подрастающего поколения.

Анализ литературы по проблеме социализации ребенка показывает, что основным понятием в этой сфере выступает «социальная идентификация» ребенка. Социальная идентификация — признание за человеком принадлежности к конкретной группе со стороны внешнего окружения. Данное определение означает, что успех социализации определяется активным включением ребенка в деятельность различных социальных групп, окружающих образовательное учреждение.

Проблемой современного образования является то, что значительная часть школьников не имеет прочных практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют необходимыми способами деятельности в различных жизненных ситуациях. Для более эффективного решения данных задач школа не может не опираться на другие социальные институты. В то же время, оставаясь авторитетом в специфической области педагогики, школа не может не распространять своё влияние на окружающий социум, его социальные структуры и организации. В настоящее время необходим высокий уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования, участия общественности в управлении школой. Важную роль в данном процессе играет социальный заказ, в котором объединяются потребности личности и семьи. Так как современная школа имеет огромное влияние на развитие общества, она становится центром согласования потребностей и интересов социума, формирования его культуры.

Традиции нашей школы позволяют организовать работу ОО как социокультурного центра. К такому выводу можно прийти, анализируя социальное окружение школы, территориальное расположение, социальный статус семей обучающихся, систему взаимодействия школы с различными организациями, решающими сходные задачи.

Итогом всего вышеизложенного является цель работы школы в рамках социокультурного центра: на основе партнерского взаимодействия и использования педагогических ресурсов ОО обеспечить наиболее благоприятные условия развития, высокий уровень самоопределения, адаптации школьников в современном социуме посредством установления нового типа взаимоотношений между личностью, обществом и государством. По ходу реализации программы происходит выявление и формирование актуальных качеств личности современного школьника в конкретных условиях модели образовательного пространства.

Организация школы как социокультурного центра микрорайона позволяет создать целостное образовательное пространство, субъектами которого являются не только ученики, но и члены их семей, а также другие жители микрорайона. Эффектами работы школы становится привлечение жителей микрорайона к проведению школьных мероприятий, расширение реализуемых учащимися проектов до районного уровня — решение проблем и задач, актуальных для жителей микрорайона. Также школа, как социокультурный центр, становится площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий для жителей всего микрорайона. Для школы данное положение имеет большое значение, так как обеспечивает единство реальной жизни и процесса образования, создаст целостность, включенность школьника в современные ему общественные процессы.

Основными направлениями деятельности по установлению связей с внешней средой являются:

− связь с культурными центрами микрорайона;

− связь с организациями и ведомствами, обеспечивающими безопасность населения;

− организация активного взаимодействия с социумом: акции по благоустройству микрорайона, реализация социально значимых проектов педагогов и учащихся, Всероссийские массовые соревнования, летний городской оздоровительный лагерь на базе школы.

Социализация обучающихся включает в себя развитие школьников в разных направлениях с целью дальнейшего определения их жизненного пути, поэтому направления работы программы социокультурного центра охватывают все образовательные и воспитательные задачи работы школы. Центрообразующим является духовно-нравственное направление, так как формирование гражданской идентичности школьников является первоочередной задачей работы педагогического коллектива ОО. Духовно-нравственное направление имеет свое наполнение. Это работа по воспитанию патриотизма, формированию этических норм, духовности обучающихся. Свое наполнение имеют и другие направления: социальное включает в себя следующие понятия: толерантность, профориентация, профилактика антисоциального поведения, работа с родителями, самоуправление, гражданственность, трудолюбие. Огромное значение для правильного развития школьника имеет здоровый образ жизни и занятия спортом, которые формируются в отдельное направление. Развитие интеллекта и творческих способностей — это сторона личности ребенка, которая складывается из организации досуга, изучения культуры своей страны, а также приобретения дополнительных знаний о мире, экологического воспитания, повышения интеллектуального уровня школьника.

Определение круга социальных партнеров обусловлено набором направлений, определенных программой работы ОО как социокультурного центра. Это организации, связанные с военно-патриотическим воспитанием (ВООВ «Боевое Братство», Совет ветеранов); социальные службы (реабилитационный центр для трудных подростков), общественно значимые организации (ГБДД, учебный пожарный центр), культурно-просветительские организации (СКДЦ, библиотека, школа искусств), спортивные организации (спортивные школы), организации, формирующие православные традиции (Епархия). Наиболее активными участниками программы взаимодействия являются организации, находящиеся в шаговой доступности: например, детский сад, досугово-развлекательный центр. Это взаимодействие является центрообразующим. С каждой партнерской организацией заключается Договор о сотрудничестве, в рамках которого планируется совместная работа.

Формирование личности школьника происходит в ходе апробации современных традиционных и инновационных форм взаимодействия субъектов взаимодействия; особенный интерес представляет внедрение инновационных социальных проектов, программ воспитательной деятельности. Например, интересным нововведением является организация круглых столов для подростков с участие представителей партнерских организаций, где обсуждаются социально значимые вопросы, поднимаются проблемы, важные на данный момент для школьников, совместно находятся пути их решения.

В ходе реализации совместной программы планируется повышение качества и разнообразия предоставляемых услуг образования в соответствии с потребностями участников учебно-воспитательного процесса; создание условий в образовательном процессе для формирования конкурентоспособной личности; представление возможностей для максимального раскрытия природной одаренности через систему выявления, поддержки и развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей, способной и талантливой молодежи; обеспечение доступности, многообразия и улучшения качества предоставляемых ОО дополнительных образовательных услуг в соответствии с индивидуальными интересами и запросами учащихся, а также потребностями социально-экономического и культурного развития микрорайона; содействие развитию учебной, исследовательской, проектной деятельности участников образовательного процесса, активному использованию информационных технологий.

Литература:

  1. Виноградова Н. Л. Социальное пространство и социальное взаимодействие Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2005. № 2
  2. Тен Л. Б., Бугаев Н. И. Трансформация сети образовательных учреждений в современных условиях. URL: http://www.sakha.gov.ru/special/node/27562. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурный центр, духовно-нравственное направление, житель микрорайона, основное направление деятельности, современная школа, школа.


Похожие статьи

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Государственно-общественное управление образовательной организацией на примере МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда»

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Области применения информационных и телекоммуникационных технологий в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Похожие статьи

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Государственно-общественное управление образовательной организацией на примере МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда»

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Области применения информационных и телекоммуникационных технологий в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Задать вопрос