В статье рассматривается участие психолога в уголовном процессе при работе с несовершеннолетним. Производится идентификация понятия «психолог». Рассматриваются виды профессиональной деятельности психолога. А также делается вывод о необходимости наличия опыта работы у психолога для его участия в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова: психолог, уголовное судопроизводство, несовершеннолетний.
Согласно социологическим исследованиям, проблема преступности среди несовершеннолетних лиц не имеет тенденции к снижению за последние годы, а наоборот, приобретает более выраженный характер. Подобное явление, т. е. рост совершения преступлений лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, обуславливается различными факторами. Поэтому в сегодняшних реалиях так важно участие профессиональных психологических знаний в уголовном судопроизводстве.
Целесообразно отметить, что психолог для участия в уголовном судопроизводстве должен иметь опыт работы, поскольку несовершеннолетние могут находиться в нестабильном психологическом состоянии, и оказать наиболее качественную помощь в работе с детьми может только опытный психолог.
Важно отметить, что профессия психолог носит разносторонний и многообразный характер. Стоит отметить и наиболее часто встречающиеся специализации практикующих психологов:
– Коррекционный психолог, основным направлением деятельности которого является психологическая помощь и поддержка человека, особенно несовершеннолетних, страдающих задержкой или другими ярко выраженными особенностями психологического и социального развития, которые затрудняют интеграцию человека в общество.
– Социальный психолог, основным направлением которого является оказание психологической помощи людям, страдающим, алкогольной, наркотической или иной зависимостью, а также оказывает психологическую помощь людям, получившим разного рода психологические травмы.
– Юридический психолог, основным направлением которого является применение психологических знаний в следственной, судебной, пенитенциарной системах. Сферой деятельности для судебного психолога является исследование психологических особенностей поведения участников уголовного судопроизводства.
– Детский психолог, основным направлением деятельности которого является преодоление психологических трудностей несовершеннолетних и малолетних, связанных с их социализацией.
– Клинический психолог, основным направлением деятельности которого является психодиагностика, направленная на решение как диагностических, так и лечебных задач, так же данный специалист осуществляет психологическое консультирование в рамках профилактики, лечении и реабилитации человека.
Первая попытка привлечения лиц, занимающихся воспитанием и обучением, в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних была предпринята уже в ходе судебной реформы 1864 г.
Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство закрепляет специфику производства следственных действий, где в качестве обязательного или факультативного участника выступает психолог. Привлечение в уголовное судопроизводство того или иного психолога должно быть аргументированно и научно обоснованно.
При осуществлении допроса, опознания, очной ставки и проверки показаний, где участвует несовершеннолетний потерпевший или свидетель, который не достиг шестнадцатилетнего возраста (ч. 3 ст. 425 УПК РФ), либо достигшего шестнадцатилетнего возраста, но страдающего психического расстройства, участие психолога обязательно (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).
Таким образом, участие психолога в следственных действиях обусловлено законодательством Российской Федерации. Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве обусловлено статьями 168 и 270 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Однако Уголовно-процессуальный кодекс не указывает, какими правами и обязанностями обладает психолог при проведении допроса и не предъявляют конкретных требований к этому специалисту. В УПК РФ, на наш взгляд, необходимо отразить приоритет участия психолога в следственных и судебных действиях с участием несовершеннолетних, закрепив положение о том, что в качестве психолога может быть допущено только лицо, имеющее высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии. [4, с. 126]
Цель участия психолога в уголовном судопроизводстве, в первую очередь это разъяснение мотивации поведения несовершеннолетнего, а также квалифицированная помощь несовершеннолетнему, имеющему негативные индивидуально–психологические особенности в ярко выраженной форме или психические расстройства, создающие трудности при проведении следственных действий. [2, с.569]
Психолог осуществляет меры, которые снижают психологическое давление детей на дачу свидетельских показаний или предоставлениях иных доказательств, при помощи налаживания процесса общения и разъяснения несовершеннолетнему процедуру и процессу расследования.
В процессе уголовного судопроизводства специалист психолог должен обратить внимание следователя на психологические особенности допрашиваемого, которые могут препятствовать в получение показаний.
Стоит подробнее рассмотреть работу психолога с несовершеннолетними потерпевшим и свидетелем поэтапно:
- Установление контакта является самой важной частью работы психолога, поскольку является основной для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнего.
- Заинтересованная беседа на отвлеченные темы.
- Подготовительный этап — знание о том, что будет проходить на допросе, может помочь ребенку снизить тревогу несовершеннолетнего.
В процессе всего следственного действия психолог должен поддерживать несовершеннолетнего, а также проявлять к ребенку терпимость и понимание. В ходе следственных действий психолог должен отражать чувства ребенка, отслеживать его эмоциональное состояние, и поддерживать.
Некоторые авторы полагают, что участие психолога является излишним в уголовном судопроизводстве, поскольку присутствие при допросе посторонних лиц может оказать негативное воздействие на допрашиваемого. [1, с. 110]
Таким образом, необходимо привлекать для участия в уголовном судопроизводстве психолога, используя дифференцированный подход, учитывая в первую очередь профессиональные навыки последних. С целью обеспечения эффективного участия психолога в досудебном производстве по делам несовершеннолетних, а также для решения многих дискуссионных вопросов, связанных с их участием, законодателю прежде всего следовало бы закрепить в действующем УПК РФ процессуальный статус психолога. [3, с. 254]
Литература:
- Гуковская, Н. И. Участие третьих лиц в допросе обвиняемого // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1974. Вып. 6. С. 110–112.
- Зорина, Е. А., Шувалова, М. А. Проблема идентификации понятия «психолог” в уголовном судопроизводстве / Е. А. Зорина, М. А. Шувалова // Бюллетень Науки и Практики. — 2018. № 5. — С. 568–573.
- Крутова, В. В., Левашов, И. В. Особенности участия психолога как специалиста на досудебной стадии уголовного судопроизводства / В. В. Крутова, И. В. Левашов // Проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. — 2018. № 1. — С. 253–255.
- Машинская, Н. В.Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних / Н. В. Машинская // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2015. № 2. — С. 123–130.