В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением которой занимаются специализированные организации в рамках отношений на рынке услуг в сфере защиты информации. Автор рассматривает вопросы, связанные с управлением конкуренцией на данном рынке услуг, которые окажут положительное влияние на его устойчивое развитие.
Ключевые слова: управление развитием информационного общества, безопасность данных, управление конкуренцией, рынок услуг в сфере защиты информации.
Как известно, в настоящее время происходит становление и развитие информационного общества [9, 19, 21, 24, 25, 32]. Отличительным признаком информационного общества, в общепринятом понимании, является наличие такого фактора, как перенос взаимоотношений объектов и субъектов всех традиционных сфер жизнедеятельности индивидов общества в информационную, «цифровую» сферу [3, 9, 19, 21]. Информационная сфера жизнедеятельности общества подразумевает под собой наличие особой, цифровой, инфраструктуры, построенной на базе современных информационно-телекоммуникационных технологий, а также, что важно, использующей в своей основе принцип обработки информации больших объемов [7, 23, 37]. Данная информация необходима для нормального функционирования информационного общества и его структурных элементов, взаимоувязанных между собой посредством цифровой инфраструктуры [15, 32].
На базе данных технологий и принципов обработки информации реализовано достаточно большое и разнообразное количество концепций их применения. К ним можно отнести: сервисы на базе использования глобальной сети передачи данных (сервисы межличностного обмена, онлайн-сообщества, интернет-торговля и т. п.); сети передачи корпоративной и обособленной информации, чаще всего использующей в своей основе выделенные информационные пространства глобальной сети (платежные системы, системы банковского обслуживания, государственные сервисы и т. п.); информационные ресурсы и личные интернет-пространства индивидов общества и т. д. [2, 3, 15, 22, 23, 29]
Фактором, объединяющим все сферы жизнедеятельности в пределах информационной сферы взаимодействия, является информация, в настоящее время рассматриваемая нами как ресурс для систем инфраструктуры информационного общества [2, 11, 15, 26, 29]. Данная информация, относясь к разной категории принадлежности (корпоративная, личная, служебная, государственная, банковская и т. п.), определенно нуждается в защите, а среда ее обработке в создании на ее базе систем защиты информации, отвечающей современным (актуальным) требованиям информационной безопасности в данной сфере [5, 6, 12, 18, 25].
Деятельность в области защиты информации в мире, в том числе в России, строится на законодательной и иной нормативно-правовой основе, все действия в данной области регламентированы и регулируются. В большей своей части, регулятором отношений в вопросах защищенности сведений, обрабатываемых в системах информатизации современного информационного общества, выступает государство и принадлежащие ему структуры [6, 14, 17, 18, 20]. Непосредственное осуществление деятельности по созданию систем защиты информации в информационных системах осуществляют, так называемые, специализированные организации. Специализированная организация — это организация (предприятие, комбинат, фирма и т. п.), имеющая все необходимые лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации той или иной категории конфиденциальности, ведущая хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством и, в случае оказания платных услуг в интересах других хозяйствующих субъектов, считающаяся участником рынка услуг в сфере защиты информации [17].
Как известно, рынок защиты информации очень разнороден и специализированные организации, присутствующие и ведущие на нем свою непосредственную деятельность, могут быть классифицированы в зависимости от степени конфиденциальности информации в создаваемых ими системах защиты информации. Так, рассматривая рынок защиты конфиденциальной информации, а именно персональных данных, мы отмечаем его подразделение на локальные, региональные и национальную составляющие [24, 31]. Межнациональный рынок услуг в сфере защиты информации, на наш взгляд, сложен в анализе, имеет «закрытую» структуру и нами рассматриваться не будет.
Так, конкуренция на рынке услуг может быть описана следующей его характеристикой: на локальных рынках оказания услуг по защите информации и некоторой части региональных рынков, реализованы и поддерживаются принципы нормальной здоровой конкуренции между специализированными организациями в данной сфере деятельности; в то же время, при увеличении зоны охвата территории, то есть, переходя от региональных рынков к национальному (в том числе и глобальному), мы наблюдаем смену типа конкуренции на такой тип, как олигополия [24, 31].
Но, учитывая тот факт, что развитие информационного общества, в целом, напрямую зависит от развития рынка услуг в сфере защиты информации, можно утверждать следующее: управляя конкуренцией между специализированными организациями на рынке услуг в сфере защиты информации можно оказать значительное влияние, благоприятное воздействие на развитие информационного общества и его структурных составляющих, концепции развития которых приняты на государственном уровне [5, 6, 10, 19].
Для определения в процессе управления «точки приложения усилий» возможного воздействия на процесс конкуренции на рынке услуг в сфере защиты информации, да и конкуренции, в целом, стоит понимать, что конкуренция есть процесс, в котором любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Следовательно, слово «конкурент» означает «соперник», а в качестве субъектов конкуренции выступают различные предпринимательские структуры, присутствующие на выбранном для анализа рынке сбыта [1, 3, 8, 13, 24, 34, 35, 36]. Учитывая специфику деятельности, в том числе и ее предпринимательскую составляющую, в сфере оказания услуг по защите конфиденциальной информации, не исключая персональных данных граждан, автор склоняется к мнению, что для дальнейшего анализа необходимо придерживаться «структурного» подхода (из общепринятых подходов) в понимании термина «конкуренция» между специализированными организациями на рынке услуг по защите информации [24]. В то же время, абстрагировано от действительности, рассматривать конкуренцию как существующий процесс между специализированных организаций на рынке оказания услуг по защите конфиденциальной информации смысла нет, так как в современном мире ключевым понятием у конкурирующих структур является их конкурентоспособность [1, 3, 34]. В общем случае под ней принято понимать способность конкурировать на рынке товаров и услуг, а, по мнению М. Портера, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться. Именно совершенствование и обновление — непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества.
Таким образом, автор рассматривает конкурентное преимущество специализированной организации как вышеуказанную «точку приложения усилий» в процессе управления с целью оказания положительного влияния на сложившуюся конкуренцию на рынке услуг в сфере защиты информации и ее изменения в благоприятную сторону.
Для определения возможных способов и методов прилагаемых усилий необходимо понимать, что общая деятельность той или иной специализированной организации определяется как некоторая «интерференция» ее возможностей, направлений ее деятельности. Учитывая данный факт, а также беря за основу все возможные виды деятельности, которые определяются действующим законодательством как необходимые и достаточные в сфере защиты информации и которые осуществляются на основании лицензий в данной сфере деятельности [17, 20], можно сопоставить возможности существующих на рынке услуг в сфере защиты информации специализированных организаций.
Рассматривая деятельность специализированных организаций на рынке услуг в сфере защиты информации, мы отмечаем, что распределения объемов выполняемых работ по защите сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера примерно равны (54/46 %), мы можем судить о конкуренции, основываясь на анализе деятельности специализированных организаций в сфере защиты именно конфиденциальной информации. Тем более, что очевидно, данные сведения более доступны для получения. Таким образом, для последующего анализа введем следующую классификацию [17, 20]:
-
Услуги по защите конфиденциальной информации:
- специальные проверки объектов информатизации;
- специальные исследования средств информатизации;
- создание систем защиты информации, циркулирующей в объектах информатизации, от несанкционированного к ней доступа;
- периодический технический (инструментальный) контроль объектов информатизации и систем защиты циркулирующей в них информации;
- продажа, монтаж и обслуживание криптографических и некриптографических средств активной и пассивной защиты информации от ее утечки по техническим каналам;
- продажа средств (систем) инструментального контроля;
- сертификация программного обеспечения;
-
Услуги по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну:
- специальные проверки объектов информатизации;
- создание систем защиты информации, циркулирующей в объектах информатизации, от несанкционированного к ней доступа;
- периодический технический (инструментальный) контроль объектов информатизации и систем защиты циркулирующей в них информации;
- продажа, монтаж и обслуживание криптографических и некриптографических средств активной и пассивной защиты информации от ее утечки по техническим каналам;
- продажа средств (систем) инструментального контроля;
- сертификация программного обеспечения;
- аттестация объектов информатизации;
- специальные проверки и аккредитация организаций-соискателей на получение лицензии на осуществление деятельности по обращению со сведениями, составляющими государственную тайну;
- Прочие виды деятельности:
3.1 предоставление услуг по производству, выдаче и поддержке использования средств идентификации и аутоинтефикации (электронной цифровой подписи).
Результаты сравнительного анализа хозяйствующих субъектов в сфере защиты информации в соответствии с их непосредственной деятельностью в зависимости от географии рынка сбыта представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ конкурентной борьбы на рынке услуг всфере защиты информации
Наименование специализированной организации |
Местные ирегиональные рынки (до субъекта РФ включительно) |
Региональные рынки (до федерального округа РФ включительно) |
Национальный рынок (Россия) |
Новосибирский НТЦ ФГУП «НПП «Гамма» — филиал (г. Новосибирск) |
1.1–1.7, 2.1–2.8, 3.1 (только выдача) |
1.1–1.7, 2.1–2.8, 3.1 (только выдача) |
- |
ФГУП «НПП «Гамма» (г. Москва) |
1.6–1.7, 2.5–2.6 |
1.6–1.7, 2.5–2.6, 2.8 |
1.1–1.7, 2.1–2.8, 3.1 |
ФГУП «Новосибирский технический центр «Атлас» (филиал ФГУП «Атлас» в г. Новосибирске) |
1.1–1.5, 2.1–2.5, 2.7, 3.1 |
- |
- |
ОАО «Аттестационный центр» (г. Новосибирск) |
1.1–1.5, 2.1–2.5, 2.7 |
1.1–1.5, 2.1–2.5, 2.7. |
- |
ООО «ЦентрИнформ» (г. Новосибирск) |
1.3, 3.1 |
3.1 |
- |
ООО «Софтлайн» (представительство в г. Новосибирске) |
1.3, 3.1 |
3.1 |
- |
ЗАО «Регион-РК» (г. Новосибирск) |
1.1–1.5, 2.1–2.5 |
1.1–1.5, 2.1–2.5 |
- |
ООО «Секрет-сервис» (г. Иркутск) |
- |
1.1–1.5, 2.1–2.5, 2.7, 3.1 |
- |
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР, г. Томск) |
- |
1.4–1.5, 1.7, 2.1–2.4, 2.6, 2.7 |
- |
ООО «Нелк» (г. Москва) |
- |
1.1–1.5, 2.1–2.5, 2.7, 3.1 |
1.1–1.6, 2.1–2.5, 2.7, 2.8, 3.1 |
ЗАО «Центр безопасности информации» (г. Москва) |
- |
1.1–1.7, 2.1–2.8, 3.1 |
1.1–1.7, 2.1–2.8, 3.1 |
ЗАО «Информзащита» (г. Москва) |
- |
- |
1.1–1.5, 2.1–2.5 |
Стоит отметить, что данный анализ конкурентной борьбы, проведенный относительно других субъектов Российской федерации имеет свои отличия и нюансы, но, в целом, представленные данные отражают общие тенденции конкурентной борьбы, существующей на рынке услуг в сфере защиты информации. Основываясь на результатах проведенного анализа возможностей специализированных организаций (см. таблицу 1), присутствующих на территории Новосибирской области и, при этом учитывая их реальные возможности по ведению непосредственной деятельности на всех типах рынка, классифицируемых по территории охвата, мы можем привести графический вид конкурентных преимуществ специализированных организаций. Данное представление изображено на рис. 1.
Рис. 1. Графическое представление конкурентных преимуществ участников рынка услуг в сфере защиты информации: 1. Новосибирский НТЦ ФГУП «НПП «Гамма» — филиал (г. Новосибирск); 2. ФГУП «НПП «Гамма» (г. Москва); 3. ФГУП «Новосибирский технический центр «Атлас» (филиал ФГУП «Атлас» в г. Новосибирске); 4. ОАО «Аттестационный центр» (г. Новосибирск); 5. ООО «ЦентрИнформ» (г. Новосибирск); 6. ООО «Софтлайн» (представительство в г. Новосибирске); 7. ЗАО «Регион-РК» (г. Новосибирск); 8. ООО «Секрет-сервис» (г. Иркутск); 9. ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР, г. Томск); 10. ООО «Нелк» (г. Москва); 11. ЗАО «Центр безопасности информации» (г. Москва); 12. ЗАО «Информзащита» (г. Москва).
Нам понятно, что крупные представители бизнеса сферы защиты информации имеют самые крупные показатели по выбранной классификации. В тоже время, консолидируя возможности малых и средних специализированных предприятий, охватывающих не весь спектр возможных работ, а также не присутствующих на всех рынках сбыта в соответствии с предложенной классификацией разделения по территориальному признаку, можно приобрести такое конкурентное преимущество, существование которого позволит существенно повлиять на сложившееся состояние конкуренции на рынке услуг в сфере защиты информации. Это обусловлено приобретаемыми возможностями консолидированной структуры [8, 13, 24], способной на равных конкурировать на всех типах рынка во всем спектре возможных видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
Возможное (потенциальное) состояние конкуренции на рынке услуг в сфере защиты информации, основанное на понимании важности такого фактора, как конкурентные возможности и конкурентные преимущества, с учетом консолидированных возможностей существующих микро-, малых и средних специализированных организаций отображены на рис. 2.
Рисунок 2. Графическое представление потенциальных конкурентных преимуществ участников рынка услуг в сфере защиты информации: 1–12. Те же; 13. Потенциальный участник рынка услуг в сфере защиты информации
В качестве консолидированной структуры нами видится стратегический альянс, который, несмотря на существующие недостатки, в данной области деятельности, а именно создании систем защиты информации в интересах потребителей данного рынка, позволит реализовать в полном объеме все его преимущества. Данные преимущества, в первую очередь, заключаются в консолидации производственных мощностей, снижении издержек на транспортировку ресурсов к месту оказания услуг, а также в возможности на равных конкурировать с крупными представителями данной области деятельности, в том числе в рамках закупок в интересах государственных и муниципальных нужд, а также операторов персональных данных, имеющих распределенную сеть свои представительств и филиалов.
Обобщая, мы утверждаем, что управление конкуренцией между специализированными организациями на рынке услуг в сфере защиты информации должно быть основано на управлении процессом приобретения данными организациями новых конкурентных преимуществ на всех типах рынков (от локального до национального). Данный процесс имеет в своей основе концепцию создания консолидированной структуры, которая объединит возможности существующих малых и средних специализированных организаций, что положительно скажется на конкурентоспособности создаваемой структуры. В качестве же предлагаемой структуры, нами рассматривается стратегический альянс, в рамках существования которого и будут создаваться условия для успешной конкуренции на всех типах рынка услуг в сфере защиты информации, при этом стоит понимать, что конкуренция за вклад в общее дело и долю прибыли от деятельности альянса внутри самого стратегического союза будет только нарастать, что благоприятно скажется на конкурентных преимуществах альянса на рынке услуг. Одновременно стоит отметить и существование проблем в формировании органа управления стратегическим альянсов специализированных организаций в сфере услуг по защите информации, который требует пристального отдельного внимания и рассмотрения.
Литература:
- Александров А. К. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учеб. пособие / А. К. Александров; под общ. ред. В. М. Круглика. — Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.
- Бабаев А. Б., Егорушкина Т. Н. Информация как универсальный товар в период развития цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 1. — С. 11–17.
- Васюнин Е. А. Электронное государство — приоритеты для России. / В сборнике: «Цифровое правительство»: необходимые преобразования и риски. // Сборник статей участников Международного форума Финансового университета. Под редакцией И. В. Липатовой, И. В. Биткиной. — 2020. — С. 19–24.
- Груничев А. С., Теория конкуренции и конкурентное позиционирование современных компаний: монография / А. С. Груничев; Федер. агентство по образованию, Казан. гос. технол. ун-т — Казань: КГТУ, 2008.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 05 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2016 г., № 50, ст. 7074: [Электронный ресурс]: Доступ из ИПС «Законодательство России».
- Дупан (Гутникова), А.С., Жулин, А.Б., Жарова, А.К. и др. Новая парадигма защиты и управления персональными данными в Российской Федерации и зарубежных странах в условиях развития систем обработки данных в сети Интернет // А. С. Дупан (Гутникова), А. Б. Жулин, А. К. Жарова и др.: под ред. А. С. Дупан (Гутниковой): Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
- Информационный взрыв // Материал из Википедии — свободной библиотеки: [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационный_взрыв (Дата обращения: 25.10.2019 г.).
- Кирцнер И., Конкуренция и предпринимательство. / пер. с англ. А. В. Куряева и Д. А. Бабушкина под ред. А. В. Куряева. — Челябинск: Социум, 2010 (Серия: «Австрийcкая школа» Вып. 23).
- Клочкова Е. Н. Развитие информационного общества в России в контексте мировых тенденций. / В сборнике: Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. // Материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах. — 2016. — С. 154–156.
- Латухина К. Путин поручил заняться цифровой экономикой// Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017–15 июня 2017 г. // [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2017/06/15/putin-poruchil-zaniatsia-cifrovoj-ekonomikoj. html (дата обращения 25.10.2019).
- Липатов В. А. Анализ и обеспечение доверия граждан к цифровой среде // Интернаука. — 2020. — № 1–1 (130). — С. 16–17.
- Локтионов В. С. Киберпреступность и особенности ее предупреждения / В сборнике: Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Пенза — 2020. — С. 89–92.
- Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров / Ш. Ш. Магомедов. — М.: Дашков и Ко, 2005.
- Мамаева Н. О., Нурмухаметов И. А. Государственное управление в сфере цифровой экономики / В сборнике: Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем. // Материалы Второй Всероссийской научной конференции памяти академика А. И. Татаркина. Под общей редакцией В. И. Бархатова. — 2019. — С. 155–158.
- Неткачев К. И. Ответ национальной экономики на вызовы «цифры» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9. — № 1 (37). — С. 77–81.
- О концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28.06.1993 № 966 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 1993 г., № 27, ст. 2521: [Электронный ресурс]: Доступ из ИПС «Законодательство России».
- О лицензировании отдельных видов деятельности: ФЗ Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2011 г., № 19, ст. 2716: [Электронный ресурс]: Доступ из ИПС «Законодательство России».
- О персональных данных: ФЗ Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г., № 31, ст. 3451 (Часть I): [Электронный ресурс]: Доступ из информационно-правовой системы «Законодательство России».
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: постановление Правительства. Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г., № 18, ст. 2159 (Часть I): [Электронный ресурс]: Доступ из ИПС «Законодательство России».
- Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации: [Электронный ресурс]: URL: www.fstec.ru (Дата обращения: 21.01.2008 г. — 25.10.2019 г.).
- Подуфалов Н. Д. О развитии сферы информационных и коммуникационных технологий // Профессиональное образование. Столица. — 2019. — № 1. — С. 20–25.
- Развитие интернета в регионах России // Официальный сайт
- ООО «Яндекс»: [Электронный ресурс]: URL: https://yandex.ru/company/ researches/2016/ya_internet_regions_2016 (Дата обращения 25.10.2019).
- Рост объемов информации в современном мире. ИНФОграфика // Сетевое издание «РИА Новости»: [Электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/infografika/20071126/89617602.html (Дата обращения: 25.10.2019 г.).
- Самостроенко Г. М., Сулима Е. П. Конкуренция в сфере оказания услуг по защите персональных данных и методы повышения конкурентоспособности специализированных организаций / Г. М. Самостроенко, Е. П. Сулима // The Genesis of Genius. — 2017. — № 8. — С. 89–98.
- Самостроенко Г. М., Сулима Е. П. Совершенствование государственной поддержки предпринимательства в сфере защиты персональных данных в условиях цифровой экономики // Среднерусский вестник общественных наук. — 2017. — Т. 12. — № 4. — С. 155–167.
- Сатторов Ф. А., Сатторов М. Э., Сатторова Ф. А. Роль интеллектуального капитала в информационном обществе / В сборнике: Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества. // Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 183–187.
- Сахно В. В., Небыкова И. Б., Ганжур М. А. Угрозы информационной безопасности при глобализации // Инновационное развитие. — 2019. — № 1 (28). — С. 47–48.
- Сеидов Ш. Г., Сеидов В. Г., Юрасов И. А. Инновационное развитие региона в условиях информатизации общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 4(36). — С. 155–162.
- Сулима Е. П. Государственное регулирование сферы защиты персональных данных граждан при использовании ими сервисов сети «Интернет» // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–2 (76). — С. 1151–1156.
- Сулима Е. П. Методы и механизмы управления региональным развитием // Материалы всероссийской научно-практической Интернет-конференции (20 июля — 30 сентября 2015 года, г. Орел, Россия). — Орел: ФГБОУ ВО «ПГУ», 2015. — С. 218–223
- Сулима Е. П., Самостроенко Г. М. Концептуальные основы создания предприятия на рынке услуг по защите персональных данных в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9–4 (86). — С. 409–416.
- Уэмура Н. Общество 5.0: Взгляд Mitsubishi Electric // Экономические стратегии. Москва: Институт экономических стратегий. — 2017. — № 4. — С. 122–131.
- Шадрина Т. Попались в Сети // Российская газета (вып. № 7121) — 2016 г. — 08 ноября: [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2016/11/08/lichnye-internet-dannye-rossiian-nachali-massovo-prodavat-za-granicu.html (Дата обращения: 25.10.2019).
- Шмелев А. Г., Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. — М.: ИЧП Изд-во Магистр, 2007.
- Шпалтаков В. П. Фирма и ее конкурентоспособность / В. П. Шпалтаков, А. И. Барановский, Е. В. Севостьянова; Омский экон. ин-т. — Омск: Изд-во Омского экон. ин-та, 2006.
- Шумпетер Й, Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982.
- Яцкевич В. В. Сетевые интернет-коммуникации как инструмент взаимодействия государства и гражданского общества. // Успехи современной науки и образования. — 2016. Т. 1. — № 5. — С. 103–105.