В статье анализируются вопросы антикоррупционной политики Банка России и пути ее реализации. Анализ проведен путем обзора нормативных правовых актов, которыми регулируется антикоррупционная политика Банка России.
Ключевые слова: Банк России, антикоррупционная политика, Национальный план противодействия коррупции.
Коррупция как негативное социальное явление, в той или иной степени, присуще всем странам мира. Появилась коррупция с появлением государства и аппарата чиновников, которые могут принимать решение и распоряжаться средствами и ресурсами от имени государства.
В государствах с развивающейся экономикой коррупция может оказывать значительное влияние даже на политическое развитие государства.
Борьбу с коррупцией ведут все страны. В некоторых странах эта борьба проходит более успешно, и эти страны занимают лидирующие позиции в рейтинге исследований по индексу восприятия коррупции, проведенных Автономной некоммерческой организацией «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», а например, Российская Федерация наоборот теряет баллы и опускается все ниже и ниже:
Таблица 1
Индекс восприятия коррупции
Место |
Балы |
Страна |
1 |
88 |
Дания |
2 |
87 |
Новая Зеландия |
3 … |
85 |
Финляндия |
138 |
28 |
Папуа — Новая Гвинея |
138 |
28 |
Россия |
144 |
27 |
Кения |
144 … |
27 |
Нигерия |
«Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в 2018 году потеряла один балл и опустилась на три места. Тем самым в 2018 году Россия оказалась в одном ряду с Папуа-Новая Гвинея, Кенией и Нигерией» [1].
Видимо, принятый в Российской Федерации Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], подзаконные акты, Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» [3] не в полной мере удовлетворяют требованиям современного общества и не позволяют в должной мере и на должном уровне организовать борьбу с коррупцией в Российской Федерации.
По мнению Липинского Д. А.: «Образно говоря, государственный аппарат продолжает сопротивляться ограничительным мерам. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» должны были принять в числе «пакета» законов, которые остаются на уровне законопроектов и в настоящее время. Так, до настоящего времени не принят закон «Об антикоррупционной политике», находятся на рассмотрении законопроекты о внесении изменений в уже существующие законы, которые направлены на предупреждение коррупции» [4].
Примеров, где российское законодательство оказывается бессильно с коррупционными действиями можно привести множество, так заместитель министра транспорта Российской Федерации господин Т., разбирая традиционные подарки на день рождения с конфетами, бутылками, календарями обнаружил конверт, содержащий взятку в размере 10 тысяч долларов. Господин Т. Вызвал службу собственной безопасности, а те в свою очередь следственно-оперативную группу Следственного комитета России. Правоохранительные органы установили, что подарок был преподнесён генеральным директором ООО «Экспертный центр» господином К.
«Несмотря на то, что господин К. признал, что именно он преподнес подарок господину Т., его причастность к инкриминируемому ему преступлению следствию нужно будет доказать, ведь подарив данный подарок, господин К. не просил заместителя министра транспорта совершить какие-либо преступные действия или бездействия в свою пользу, из которых он бы мог получить выгоду» [5].
Если со взяткой все более-менее понятно, настораживает тот факт, что заместителю министра транспорта Российской Федерации господину Т. на день рождения поступило множество подарков различного содержания, видимо действие законодательно установленного запрета получать подарки в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей (пункт 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт 3 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации) распространяется только на избранных граждан Российской Федерации, а не на руководство федеральных министерств и ведомств.
На наш взгляд, серьёзный удар по коррупции может нанести определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.10.2019 № 2653-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захарченко Дмитрия Викторовича и Семыниной Марины Александровны на нарушение их конституционных прав и конституционных прав их несовершеннолетней дочери положениями федеральных законов «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6], данным документом суд указал, что «изымать незаконно нажитое имущество можно не только у супругов и детей чиновников, но и у знакомых и дальних родственников». По заключению Конституционного суда Российской Федерации, данное решение направлено на эффективную борьбу с коррупцией.
Жизнь не стоит на месте, все развивается, так и коррупционные пути совершенствуются, Чиновники ищут новые лазейки обхода российского законодательства. Один из коррупционных путей оказать влияние на чиновника, это предоставление кредитов, открытие вкладов в зарубежных кредитных организациях. Рассмотрим, как Центральный банк Российской Федерации организовал антикоррупционную борьбу по этому направлению.
В 2017 году Министерство финансов Российской Федерации инициировало внесение изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [7] с целью исключения конфликта интересов при осуществлении работниками банка своих функциональных обязанностей.
По мнению Министерство финансов Российской Федерации, «банк России как мегарегулятор осуществляет надзор за профессиональными участниками финансового рынка, которые также могут предоставлять определенные преференции служащим Банка России, осуществляющим в отношении них надзорные или иные административные действия» [8].
С практикой регулирования конфликта интересов сталкиваются мегарегуляторы и в других странах. Но регулирование конфликта интересов в развитых странах осуществляется на основе рекомендаций или принципов. «Так в Банке Англии существует Code of Conduct (кодекс поведения), данный документ регулирует, какие действия попадают под ограничения, а также кто и как контролирует операции сотрудников с целью недопущения возникновения конфликта интересов, а в Центральном банке Кипра кодексе поведения руководства дополнительно распространяется на родственников руководителей» [9].
В Российской Федерации, с целью исключения возникновения дополнительных рисков связанных с конфликтом интересов и повышения прозрачности процедур принятия решений Центральным банком Российской Федерации было принято решение отойти от регулирования данных вопросов внутренними актами Банка России и перейти на их регулирование нормативными актами, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации.
25 января 2018 года Центральный банк Российской Федерации, своим указанием № 4706-У утвердил новую редакцию «Перечня должностей служащих Центрального банка Российской Федерации, которые могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России» [10]. Необходимость поддержания в актуальном состоянии данного Перечня обусловлена ограничениями, которые вводятся статьёй 91 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части «свободного выбора кредитных организаций для получения кредита на личные нужды служащими Банка России».
Кроме руководства банка России и руководителей департаментов, запрет на получение кредитов в коммерческих организациях распространяется и на сотрудников надзорных структур, специалистов, являющихся кураторами банка или участвующих в его проверке.
Анализируя перечень запретов и ограничений, вводимых Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» можно убедиться, что вводимый для определённого круга лиц Центрального банка Российской Федерации запрет на получение кредитов на личные нужды в кредитных организациях не регламентирован настоящим законом. Отсутствуют данные ограничительные меры и в Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы».
Статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» служащим Банка России, занимающим должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, «запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Своим указанием от 27 апреля 2016 года № 4006-У «О Перечне должностей служащих Банка России, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [11] Банк России расширил перечень лиц, на которых распространяется данный запрет, дополнив его понятием — «должности служащих Банка России, исполнение обязанностей по которым предусматривает допуск к сведениям особой важности». В отличие от перечня лиц, утвержденного указанием Банка России от 25 января 2018 года № 4706-У, данный перечень содержит формулировку «допущенных к сведениям особой важности», что не вносит конкретики в перечень должностей сотрудников, на которых будет распространятся ограничение на открытие счетов (вкладов), а перечень приобретает собой обтекаемый вид списка должностей, под который могут в той или иной степени попадать многие сотрудники Банка России. По нашему мнению, в целях исключения возникновения рисков возникновения конфликта интересов, Банку России необходимо провести работу по конкретизации перечня должностей, утвержденных указанием от 27 апреля 2016 года № 4006-У.
С целью исключения ситуации, возникшей с заместителем министра транспорта Российской Федерации господином Т. И описанной выше, 27 апреля 2016 года, Банк России своим Положением № 540-П «О порядке сообщения служащими Банка России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими должностных обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» ввел запрет на получение служащими подарков от физических или юридических лиц «в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, за исключением подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими должностных обязанностей» [12].
Предпринимаемые Банком России действия по исключению конфликта интересов, направлены на то, чтобы обеспечить правовую защиту служащих от судебного преследования за их действия и (или) бездействие, допущенные при добросовестном исполнении служебных обязанностей.
Литература:
- Отчет о работе «Трансперенси Интернешнл-Россия» в 2018 году // transparency.org.ru. URL: https://transparency.org.ru/dokumenty/godovye-otchety/otchet-o-rabote-tsentra-transperensi-interneshnl-r.html (дата обращения: 09.02.2020).
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. — № 52 (часть I). — Ст. 6228.
- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» // Собрание законодательства РФ от 2 июля 2018 г. N 27 ст. 4038.
- Липинский Д. А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — № 3 (41). — С. 100–108.
- Замминистра поздравили взяткой // www.kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4218726 (дата обращения: 09.02.2020).
- Определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.10.2019 № 2653-О // www.doc.ksrf.ru. URL: http://www.doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision432187.pdf (дата обращения: 09.02.2020).
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // www. home.garant.ru. URL: https://home.garant.ru/#/document/12127405/ (дата обращения: 09.02.2020).
- Сотрудникам ЦБ РФ запретят брать кредиты в банках // www. finance.rambler.ru. URL: https://finance.rambler.ru/economics/34706615-sotrudnikam-tsb-rf-zapretyat-brat-kredity-v-bankah/ (дата обращения: 09.02.2020).
- Информационно-аналитический интернет-проект Законодательство & Инвестиции // www.lin.ru. URL: http://www.lin.ru/news_item.htm?id=6267567572480822009 (дата обращения: 09.02.2020).
- Указание Банка России от 25 января 2018 года № 4706-У // www. cbr.ru. URL: http://cbr.ru/anticor/cor_act/actbr/ (дата обращения: 09.02.2020).
- Указание Банка России от 27 апреля 2016 года № 4006-У // www. cbr.ru. URL: http://cbr.ru/anticor/cor_act/actbr/ (дата обращения: 09.02.2020).
- Положение Банка России от 27 апреля 2016 года № 540-П // www. cbr.ru. URL: http://cbr.ru/anticor/cor_act/actbr/ (дата обращения: 09.02.2020).