Узость общения и незнание профессиональных терминов – причина неуспеваемости студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 11.02.2020

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Узость общения и незнание профессиональных терминов – причина неуспеваемости студентов / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67322/ (дата обращения: 18.12.2024).



Знание профессиональной терминологии является одной из составляющих профессиональной компетенции специалистов любого профиля. Термин правонарушение приобрёло сегодня широкое распространение. В толковом словаре Ожегова даны следующие определения терминам:

Правонарушение, -я, ср.(офиц.). нарушение права, действующих законов, преступление. Профилактика правонарушений. (Ожегов С. И.- с.468)

— Профилактика, -и, ж. Совокупность предупредительных мероприятий (Ожегов С. И. — с.510)

Сколько же терминов должен усвоить студент в ходе изучения профессиональной терминологии по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности?На этот вопрос трудно ответить точно, но приблизительное представление о количестве терминов, которыми студент должен уметь оперировать, содержание которых в дальнейшем углублять, можно составить на основе учебников. Сегодня умение пользоваться профессиональной терминологией обеспечивает базовую и практическую профессиональную подготовку в сфере юриспруденции.

Сейчас знание профессиональной терминологии является одним из важных требований подготовки юридических кадров по профильной специальности. Важнейшим условием возникновения и развития профессиональной направленности, а затем и становления специалиста является интерес к учебным предметам специального цикла, применение новых форм, программ и перспективных инициатив, способствующих развитию высшего юридического образования, является эффективным внедрением результатов научных разработок в законотворческую деятельность. Особенно совершенствование навыков студентов и правоприменительная практика, по работе и взаимодействию с населением и со средством массовой информации.

Умение пробудить интерес к предмету — великая заслуга преподавателя. Подготовка и переподготовка кадров обучения с применением современных форм и методов, информационно-коммуникационных технологий, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной деятельностью, создание эффективной системы психологической подготовки, повышения правовой, политической культуры и правосознания студентов во многом зависит от преподавателя. Даже самые значимые цели теряют свою привлекательность, если процесс обучения не доставляет удовольствие студенту, вызывает скуку, не приносит счастья познания себя и окружающего мира.

Личность преподавателя должна быть примером для обучаемых. Преподаватель обязан быть педагогом и психологом, творцом, созидателем, научным исследователем, целеустремлённым инициатором, в определённом смысле актёром, скромным, доброжелательным, ответственным, активным, исполнительным, требовательным, справедливым. Занятие, проведённое на высоком уровне, влияет на формирование у студентов высокой духовности и нравственных убеждений. Поэтому научный потенциал преподавателя, его профессиональная эрудиция, любовь к делу воспитания молодёжи, педагогическое мастерство должны проявляться с первых учебных занятий. Широта эрудиции, оригинальность изложения материала позволяет студентам правильно ориентироваться в учебном предмете и преодолевать трудности, возникающие в процессе познавательной деятельности.

Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения, терминологические словари, слайды, плакаты, таблицы, схемы, которые студенты не только просматривают, но и вслух комментируют. Словарный запас студентов увеличивается при знакомстве со специальной профессиональной терминологией на практике решая задания. Например:

3адание. Прочитайте слова, объясните их значение. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Уголовный кодекс, уголовная ответственность, преступление, совокупность преступлений, вина, умышленное преступление, соучастие, наказание, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы, конфискация имущества, смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства, условно-досрочное освобождение, состояние аффекта, причинение вреда по неосторожности.

3адание. Переведите на узбекский язык данные слова.

Преступление, деяние, доказательство, действие, бездействие, акт, поступок, поведение, деятельность, посягательство, собственность, право, правопорядок, закон, норма, гипотеза, санкция, свидетель, противоправность, виновность, наказуемость, ущерб, умысел.

3адание. Подберите синонимы и антонимы (если они есть) к данным ниже словам. При необходимости используйте лингвистические и специальные юридические словари.

Обвинить, оскорбить, одурачить, возмездие, оговор, криминальный, аргументировать, свидетель, дилетант, исчерпывающий, тактичный, секретный, убедительный, эксклюзивный, адекватный, вердикт, идентичный, экспорт.

– Задание. Прочитайте слова и словосочетания. Объясните их значение. В случае затруднения обращайтесь к терминологическим словарям.

Суд, судья, судебная власть, судебная система, специализированный суд, судебный исполнитель, судебный пристав, суд первой инстанции, судебный приговор, судебное заседание, судебное разбирательство, председатель суда, районный суд, городской суд, областной суд, экономический суд, административный суд, военный суд, гражданский суд, Верховный Суд РУз, государственный судебный исполнитель, судебный процесс, правосудие, ссвидетель, свидетельские показания.

Поэтому терминология, ставшая в настоящее время объектом стандартизации, требует к себе повышенного внимания со стороны не только содержательной и логической, но и лингвистической. С помощью терминологии упрощается процесс обучения и облегчается обобщение и передача опыта. Она содействует более правильному и точному изложению программ, учебников и учебных пособий, помогает преподавателям и занимающимся лучше понимать друг друга и общаться грамотно.

Результаты проведённых исследований подтвердили, что одной из причин неуспеваемости студентов является узость общения и незнание профессиональных терминов; пассивность, как следствие недостатка положительных интересов; изоляция студента в учебной группе, его недостаточная включённость в жизнь коллектива, вызванная несовершенной техникой общения, неспособностью студента прийти к согласию с другими его возможностями в общении являются источником постоянного эмоционального напряжения. Именно поэтому высока ценность каждого слова преподавателя.

Преподавателю нельзя позволять студентам небрежности в речи: нечёткого выражения мыслей, перехода на скороговорку, нарушения грамматических построений предложений. Нужно постоянно приучать студентов продумывать формы выражения мыслей и обращений. Даже обмен приветствиями в начале наших занятий должен быть взаимно благожелательным, спокойным, вежливым — дисциплинирующим, воспитывающим. Многое значит тон. Он придаёт выразительность речи, даёт эмоциональную окраску словам и фразам. Тон может быть торжественным, праздничным, задушевным, радостным, огорчённым, гневным, грустным, сочувственным, весёлым. Приходится иногда частенько делать замечание студентам-крикунам и просить усилить голос тех, кто слишком тих, неуверен в себе, особенно тех, которые плохо знают русский язык.

Преподавателю необходимо оперативно включать всех студентов в общение, при этом выявляются знания, взгляды, отношения, суждения. Диалоги, деловой спор проводятся по разным поводам. Наибольшую ценность в контактах между преподавателем и студентом имеет слово. С его помощью преподаватель объясняет, инструктирует, поправляет и усиливает результаты обучения. Он обязан всегда следить за своей речью, быть образцом для студентов. Все его действия должны быть предметные и осмысленные. В эффективности усвоения этих понятий на занятиях в Специализированном филиале государственного юридического университета помогает педагогам изложение, живое слово, что в совокупности с другими качествами даёт неоспоримый положительный развивающий результат.

Современное занятие, наряду со всем вышеуказанными, должен постоянно включать в себя что-то новое. Ведь однообразные действия вряд ли смогут сегодня удержать интерес студентов. В педагогическом процессе личность преподавателя была и остаётся тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Вот почему преподавателю надо стремиться овладеть навыком передачи студентам кратко, несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать студентов в работу по развитию речи, со специальной профессиональной терминологией.

Литература:

  1. Быкова А. Л. Обучение работе с литературой по специальности. Научный стиль речи.// Фан-спортга.2013.№ 1 С.9–12.
  2. Лариохина Н. М. Обучение грамматике научной речи. М:1989. С.13–22
  3. Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам.// Русский язык за рубежом.;4.1982 С.57–61
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 19-е изд., М.:1987
  5. Сейтхалилов Э. А. Национальная программа по подготовке кадров: базовые цели и современные акценты. Т.Ўзбекистон Республикаси Олий ва ўрта махсус таълим вазирлигининг илмий-услубий журнали. Таълим муаммолари 2/2011 С.3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная терминология, студент, преподаватель, личность преподавателя, профилактика правонарушений, процесс обучения, слово, случай затруднения, специальная профессиональная терминология, термин.


Похожие статьи

Взаимосвязь тревожности и ответственности у выпускников школ в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена

Недопустимость подмены трудовых отношений гражданско-правовыми

Организация проектной деятельности на уроке — новый тренд образования

Взаимосвязь профессионального выгорания с показателем ролевого конфликта у педагогов начальных классов

Актуализация словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в словесной игре «думай – говори»

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза

Недопустимость поворота к худшему в деятельности судов судебно-контрольных инстанций

Легкое общение на английском языке на уровне средней школы: простые способы для учителя, не являющегося носителем языка

Похожие статьи

Взаимосвязь тревожности и ответственности у выпускников школ в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена

Недопустимость подмены трудовых отношений гражданско-правовыми

Организация проектной деятельности на уроке — новый тренд образования

Взаимосвязь профессионального выгорания с показателем ролевого конфликта у педагогов начальных классов

Актуализация словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в словесной игре «думай – говори»

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза

Недопустимость поворота к худшему в деятельности судов судебно-контрольных инстанций

Легкое общение на английском языке на уровне средней школы: простые способы для учителя, не являющегося носителем языка

Задать вопрос