Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Ян, Шанюэ. Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников / Шанюэ Ян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67325/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучения в российских и китайских высших учебных заведениях художественного профиля, а также описываются основные материалы и техники, в которых исполняется краткосрочный рисунок кистью.

Ключевые слова: Сеи-и, традиционная китайская живопись, каллиграфия, краткосрочный рисунок, академический рисунок, средства выразительности графики, обучение изобразительному искусству

Keywords: Sei-i, traditional Chinese painting, calligraphy, short-term drawing, academic drawing, graphic expressive means, fine arts training

Рассматривая взаимоотношения России и Китая в последние десятилетия, можно отметить высокую степень взаимодействия в различных сферах культуры, науки и образования. Особенно большое значение имеет политическое и культурное значение в области обмена студентами и обучения китайских студентов в вузах России.

За несколько лет количество китайских студентов, обучающихся в вузах России, выросло в разы, что так же относится к Южному Федеральному университету, где входящая в его состав Академия архитектуры и искусств ведет подготовку полнокомплектных групп китайских студентов по таким специальностям как архитектура, дизайн. Также есть студенты и даже аспиранты, выпускающиеся по специальностям художественного профиля, в частности, получающие специализацию художника-живописца.

В связи с этим возрастает актуальность педагогических исследований, позволяющих оптимизировать процесс обучения по специальным дисциплинам китайских студентов в российских художественных вузах. Одной из таких дисциплин является академический рисунок, который составляет основу подготовки специалиста художественного профиля. Как учебная дисциплина, академический рисунок входит в состав обязательного цикла обучения специалистов в области дизайна, архитектуры, художников-живописцев, графиков, скульптором, художников монументально-изобразительного искусства, прикладного искусства, а также необходим художникам, работающим в сфере мультипликации и иллюстрации. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что академический рисунок является основой профессионального обучения.

Это объясняется двумя причинами: во-первых, навык изобразительной фиксации замысла крайне важен для всех специалистов художественного профиля, во-вторых, в процессе обучения изобразительному искусству посредством академического рисунка формируются уникальные профессиональные навыки, такие как чувство пропорций, понимания конструкции предметов, умение работать с учетом перспективных аспектов восприятия. Поэтому, занятия академическим рисунком позволяют получить навыки, необходимые при осуществлении любой художественной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что академический рисунок как учебная дисциплина является базовой для множества художественных специальностях и, следовательно, именно с ним в первую очередь сталкиваются иностранные студенты.

С этим обстоятельством связан еще один аспект актуальности темы представленной статьи. Именно потому, что академический рисунок как часть европейской традиции обучения специалистов художественного профиля он несет в себе черты и имеет тесную связь с европейской художественной культурой. Поэтому, очень часто в процессе обучения цели, задачи, многие приемы работы остаются непонятыми студентами-иностранцами, в особенности китайцами, потому что визуальный опыт, который они получают до поступления в университет, кардинально отличается от соответствующей подготовки российских студентов. Это во многом определяет и разницу в характере визуальной культуры, основных ее ценностях и наиболее распространенных национальных техниках.

Академический рисунок как учебная дисциплина тесно связан с различными отраслями научного знания и предполагает изучение закономерностей восприятия перспективы и воздания реалистичного изображения на плоскости. Для успешного выполнения такого задания студенту необходимо синтезировать знания, которые он получает на занятиях по перспективе, анатомии, анатомическому рисунку, и другим дисциплинам. Такой целостный подход позволяет осознать художнику в процессе работы закономерности строения формы, что облегчает в дальнейшем создание иллюзии реалистичного изображения на плоскости листа.

В европейской художественной практике традиционно сложились две формы академического рисунка — длительная и краткосрочная. Длительная форма предполагает исполнение много сеансового сложного рисунка с проработкой деталей конструкции и проработки фактуры. Такая работа предполагает множество этапов исполнения, начиная с тщательно выбранного ракурса, сочинения выразительного композиционного решения, разметки основных пропорций, внутренних пропорций, исполнение конструктивного построения, отталкиваясь от общих форм к более мелким формам, тональным решением, проработкой и обобщением деталей.

Данная работа может выполняться не один сеанс и занимать более 20 астрономических часов.

Естественно, скорость исполнения данного задания зависит не только от размера изображения и уровня подготовки художника, но и от материала, в котором исполняется рисунок. Это может быть и простой карандаш, и уголь, сочетание различных «мягких» материалов, таких, например, как сангина, пастель или соусы, мел и другие графичные материалы в различных своих сочетаниях. Так же, смежными заданиями можно считать работы, выполненные изначально с акварельным подмалевком и последующим добавлением пастели, карандаша и т. д.

До наших дней сохранились рисунки выдающихся выпускников ведущих вузов России, таких как А. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. А. Дейнека и многих других выдающихся рисовальщиков. Работы данных мастеров, зачастую выполненные как учебные штудии, имеют значение самостоятельных графических произведений, так как в них находит отражение не только учебные задачи, но и решение художественного образа гранитными средствами доведено до высочайшего уровня. Эти работы задают высокий уровень стандарта академического рисунка, в особенности его длительных формах.

Наряду с этими формами в российской системе подготовки специалистов художественного профиля распространены краткосрочные формы рисунка. Сразу следует отметить, что не все формы краткосрочного рисунка попадают под понятие академического. К ним относятся, так называемые скетчи, эскизы различных проектов, как архитектурных, так и в моде, дизайне и т. д.

Тут возможны различные техники, выбор которых зависит от целей и задач конкретной работы. Особенно следует отметить, что именно в данных работах материал является одним из основных средств выразительности, формирующих художественный образ.

В рамках подготовки специалистов художественного профиля рисунок краткосрочных форм является одним из важнейших средств, позволяющим формировать художественную культуру, опыт выражения основной идеи визуальными средствами, а также развивать глазомер, моторику, повышать уровень владения различными изобразительными техниками.

Так, в рамках академического обучения основам живописи наброски необходимо выполнять как граничными средствами, так и красками и кистью в монохромной или полихромной манере. Это позволяет совершенствовать навыки работы кистью, развивает моторику и глазомер, что является необходимым для художника любой специализации.

Основным средством выразительности таких набросков является «пятно» — часть изобразительной плоскости, отличающаяся от основного цвета фона. Важным свойством «пятна» является силуэт — форма, образующая по контуру пятна, перепады крайних точек в которой делают данное пятно максимально выразительным и отвечающим задачам изображения. Так, благодаря характеру пятна и силуэту можно создавать узнаваемые образы, и давать им характеристику эмоциональной выразительной плоскости, выраженную в таких понятиях как динамика, статика, пластика.

«Процесс изображения никогда не начинается с нуля, любому сознательному рисованию предшествуют накопленные в предварительном опыте знания, определенные умения и навыки. Из практики известно, что первое восприятие натурной постановки дает неясную, обобщенную картину, в которой одни элементы выступают ярче, другие выпадают из «видимого поля» [1 с. 81]. Наброски кистью также позволяют обобщать увиденный образ и интерпретировать его средствами выразительности, свойственными той или иной графической технике.

По характеру пятна, его абрису определяется пластика формы, являющаяся следствием конструктивного понимания основных объемов изображаемого предмета. Поэтому, такие наброски также являются частью академического обучения основам изобразительной грамоты.

Кроме этого, данные задания формируют навыки работы кистью, что позволяет решать одну из важнейших проблем начинающихся художников, а именно, отсутствие умения рисовать кистью.

Если рассматривать традиционные формы изобразительной деятельности, то можно обнаружить, то что именно формы краткосрочного рисунка являются одними из самых распространенных форм. Как отмечает профессор С. А. Гавриляченко: «…академический рисунок среди других профессиональных дисциплин наиболее поддается объективному анализу, позволяет размышлять о возможностях единства критериев и оценок» [2 с. 5] Это замечание в полной мере относится и рисунку кистью, и прекрасно демонстрирует навыки рисовальщика на примере учебной работы. Это справедливо как относительно европейских, так и восточных изобразительных традиций.

В российской академической традиции «работа над натурой продолжалась и во время создания программы (дипломной работы на заданную тему). Хотя воспитанники Академии прекрасно умели рисовать по памяти, они обязательно проверяли все компоненты композиции в многочисленных натурных рисунках» [3 с. 23]. При решении подобных задач часто обращались к рисунку кистью, так как он позволял по пятнам более цело распределить доминирующие контрасты и разработать композиционную пластику изображения. Таковы работы Г. Семирадского, П. Брюллова и многих других выдающихся художников.

Большой опыт подобной изобразительной деятельности представляет китайское национальное искусство, а именно традиционная китайская живописи — гохуа, которая подразделяется на се-и (быстрая кисть) и гун-би (тщательная кисть). Столетиями китайская художественная культура накапливала и обогащала набор выразительных средствами приемов в данных техниках. По сути, если сравнивать данные техники с европейским искусством, наиболее близки она именно к краткосрочному рисунку кистью.

Если в российской академической традиции наброски кистью выполняются обычно такими водорастворимыми красками как акварель, гуашь или темпера, то работы в китайском искусстве преобладает специальная тушь. Тем не менее, приемы, многие из которых описаны в средневековых китайских трактатах, такие, например, как различные виды поворотов кисти во время выполнения одного мазка, рекомендации по нажиму на кисть, крайне актуальны и в современной практике изобразительного искусства. Более того, для расширения возможностей краткосрочных техник исполнения рисунка, в особенности кистью опыт китайского искусства является крайне важным, а работы китайских художников студентам рекомендуется копировать в целях развития моторики и повышения общего уровня владения изобразительными техниками, а так же с целью знакомства и произведениями зарубежных художников.

Интерес представляет то обстоятельство, что в процессе подготовки специалистов художественного профиля в Китае делается упор в большей степени на формы длительного академического рисунка, а среди материалов преобладает графитный карандаш в то время как в российских вузах краткосрочный рисунок чаще всего выполняют различными материалами, среди которых большую часть занимают мягкие материалы, (в частности соусы), и акварель. При этом диапазон работы кистью над наброском довольно широк. Он не ограничивается только лишь залитием пятна. Данное пятно может быть выполнено с тональным градиентом или без, может быть штриховым (если набросок выполняется сухой кистью), может быть выполнено в набрызг. Как рекомендует Ю. Тютюнова: «непосредственно перед выполнением набросков с натуры целесообразно потренироваться в технике исполнения пятен разными материалами» [4 с. 53]

Делая выводы, следует отметить, что все формы краткосрочного рисунка должны составлять обязательную часть подготовки специалистов художественного профиля, в особенности рисунки, выполненные кистью, так как они являются промежуточной стадией между работой графитными материалами и красками и формирует навыки необходимые для успешной работы кистью.

Литература:

  1. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худоеж. — граф. фак. пед. инс-тов. — М.: Просвещение, 1986. — 59 с., ил.
  2. Учебный рисунок: Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова: Учеб. пособие / Авт. — сост. С. А. Гавриляченко. — М.: Изд. Дом «Искусство», 2003. — 91 с ил.
  3. Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Под ред. Б. С. Угарова: Авт. — сост. Д. А. Сафаралиева. — М.: Изобраз. Искусство. 1990 (IV). — 160 с., ил.
  4. Тютюнова Ю. М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2015. — 175 с.: цв. Ил. — (Gaudeamus)
Основные термины (генерируются автоматически): академический рисунок, художественный профиль, краткосрочный рисунок, кисть, работа, изобразительное искусство, материал, студент, учебная дисциплина, академическое обучение.


Похожие статьи

Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка

В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая в системе художественного образования

Статья посвящена постановке художественно-творческих задач учебной практики, определению главной цели пленэра и его роли в освоении художественных навыков, освещается краткая история становления пленэрной живописи, а также даются рекомендации по напи...

К вопросам развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству

Статья рассматривает современное состояние и проблемы развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству в высших образовательных учреждениях.

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Интегративные методики с литературой на уроках изобразительного искусства

Данная статья затрагивает вопросы интеграции изобразительного искусства с литературой на уроках изобразительного искусства. Она освещает методики, которые способствуют гармоничному сочетанию текста и изображения, обогащая понимание литературных произ...

Профессиональное становление инженеров-технологов в процессе выполнения творческих проектов

В статье раскрываются основные моменты профессионального становления инженеров-технологов швейного производства при выполнении творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма».

Методы практического обучения японскому языку на начальном этапе языковой подготовки в вузе

Статья посвящена методам практического обучения, используемым на разных этапах языковой подготовки в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется начальному этапу изучения японского языка, в ходе которого, для повышения уч...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Похожие статьи

Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка

В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая в системе художественного образования

Статья посвящена постановке художественно-творческих задач учебной практики, определению главной цели пленэра и его роли в освоении художественных навыков, освещается краткая история становления пленэрной живописи, а также даются рекомендации по напи...

К вопросам развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству

Статья рассматривает современное состояние и проблемы развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству в высших образовательных учреждениях.

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Интегративные методики с литературой на уроках изобразительного искусства

Данная статья затрагивает вопросы интеграции изобразительного искусства с литературой на уроках изобразительного искусства. Она освещает методики, которые способствуют гармоничному сочетанию текста и изображения, обогащая понимание литературных произ...

Профессиональное становление инженеров-технологов в процессе выполнения творческих проектов

В статье раскрываются основные моменты профессионального становления инженеров-технологов швейного производства при выполнении творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма».

Методы практического обучения японскому языку на начальном этапе языковой подготовки в вузе

Статья посвящена методам практического обучения, используемым на разных этапах языковой подготовки в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется начальному этапу изучения японского языка, в ходе которого, для повышения уч...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Задать вопрос