О некоторых вопросах формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 16.02.2020

Статья просмотрена: 680 раз

Библиографическое описание:

Сенников, Д. Э. О некоторых вопросах формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Д. Э. Сенников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67326/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современное государственное устройство в Российской Федерации — результат многолетнего осмысления роли государства в организации жизни общества, отечественного и международного опыта истории государственности, начиная со времен первых государств и до современного устройства мира. При этом в разное время приоритеты, расставляемые при организации государства и жизни общества, а также формы выражения воли народа и государства, были абсолютно различны. Несомненно, во многом на это влиял уровень прогресса, науки, экономики и населения. Соответственно, в разные исторические эпохи существовали разные взгляды на принципы управления государством. Так, в середине предыдущего тысячелетия монархия была универсальной формой правления, а унитаризм — основной формой государственного устройства. Однако с течением времени учеными и политиками стали формироваться различные формы и виды управления государством, которые имели свои плюсы и минусы, применение которых приводило как к технологическому и социальному прорыву, так и к разрушению существующих условий и деградации некогда великих государств.

Несомненно, история Российской Федерации является неотъемлемой частью мировой истории, переживавшей различные потрясения. Эти потрясения могли быть как в форме распространенных для других государств явлений (например, феодальная раздробленность, существовавшая во многих европейских государствах, в том числе в Древней Руси), так и является совершенно прецедентными явлениями (например, установление социализма в рамках целого государства, беспрецедентные потери в Великой Отечественной войне). Кроме того, говоря об отечественной истории, нельзя не брать во внимание территориальное положение российского государства, которое во многом влияло на социальное, экономическое и политическое развитие. Таким образом, рассуждая об институтах государства, призванных выступать источником создания того или иного регулирования общественных отношений, необходимо иметь ввиду как общие с иностранными государствами факторы, так и исторические, социальные и иные особенности российского государства.

12 декабря 1993 года российское государство, впервые используя инструмент «прямой демократии», воплотило в жизнь так называемую теорию «общественного договора», установив основные принципы и правила жизни российского общества. Конституция Российской Федерации, принятая в этот день, стала результатом многолетней истории России, соединив в себе как отечественный, так и зарубежный опыт. При разработке Конституции Российской Федерации в качестве своеобразных «образцов» использовались в частности Конституции советского периода, которых за историю Совета ССР было 4 только на уровне самого СССР (необходимо отметить, что помимо Конституций СССР были и конституции союзных республик, конституции некоторых автономных республик, поэтому определенный реальный конституционный опыт в российской истории имел место быть), а также некоторые конституции западных стран (например, Конституция Соединенных Штатов Америки) [6].

Учитывая статус Конституции Российской Федерации в системе отечественного нормативного правового регулирования, споры о ее содержании не утихают на самых разных уровнях и спустя 25 лет со дня ее принятия. Пиком таких споров и обсуждений стало Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в указанном Послании сформулировал ряд тезисов, которые впоследствии стали называть «конституционной реформой». В тезисах, прозвучавших в указанном Послании, был сделан определенный акцент на роли Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе управления государством. Так, среди прочего было озвучено, что Совет Федерации будет напрямую участвовать в формировании кабинета министров в Российской Федерации (назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств Президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации [4]), будет иметь право отрешать от должности судей Конституционного Суда и Верховного Суда, а также принимать участие в назначении прокуроров субъектов Российской Федерации. Расширенные полномочия Совета Федерации Российской Федерации, которые потенциально могут быть закреплены в Конституции Российской Федерации, являются дополнением к той значительной роли Совета Федераций в структуре органов управления современным российским государством.

Говоря о роли Совета Федерации, необходимо иметь ввиду ряд факторов, которые напрямую влияют на его деятельность.

Во-первых, в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация — это федеративное государство. Соответственно, Россия есть государство, состоящее из субъектов Федерации, обладающих определенной компетенцией, то есть имеющих права и обязанности [5]. Наряду с этим такая форма государственного устройства как федерация, в том числе и отечественная федерация как форма государственного устройства, обречена на нахождение в состоянии федерализма, то есть в состоянии выстраивания отношений федерации и ее субъектов как в правовом, так и в политическом поле.

Во-вторых, необходимо учитывать порядок формирования Совета Федерации в контексте существования федерации и федерализма. Согласно части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Состав Совета Федерации, равно как и порядок наделения полномочиями членов Совета Федерации неоднократно изменялся, однако, как указывают некоторые авторы, существующая сегодня система представляет собой «демократизированный» вариант формирования указанного органа власти [7].

Таким образом, роль и место Совета Федерации в российском законодательном процессе во многом определяется состоянием федеративных отношений в Российской Федерации, а также порядком и характером образования законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и степенью вмешательства в этот процесс федеральной власти.

Проводя анализ порядка формирования органов власти субъектов, первоначально необходимо отметить, что пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что установление общих принципов организации органов государственной власти отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Наряду с этим, в соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким образом, при учете того, что общие принципы организации органов государственной власти отнесены к предметам совместного ведения субъектов и Российской Федерации, общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации фактически отнесены к компетенции Российской Федерации, обладающей правом на издание федеральных законов. Следовательно, с учетом того, что определения «общие принципы» в отечественном законодательстве не закреплено, федеральный центр фактически нормативно неограничен в своем праве нормативного правового регулирования порядка формирования органов власти субъектов.

Отражения этому в относительно небольшой истории действия Конституции Российской Федерации неоднократно имели место быть. Так, широкий общественный и политический резонанс вызвало решение отказаться от прямых выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в 2004 году, введение как называемой процедуры «муниципального фильтра», которая привлекала к формированию органов власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления. Во многом резонанс был вызван, по мнению некоторых выступающих против указанных изменений, установлением со стороны Российской Федерации необоснованных и чрезмерных норм, регулирующих порядок формирования органов власти субъектов. При учете того, что в контексте данной статьи неуместно давать оценки указанным реформам, необходимо остановиться

на одном важном аспекте: Российская Федерация, внося изменения в Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», может устанавливать дополнительные ограничения к формированию органов власти субъектов Российской Федерации в зависимости от собственных интересов, в том числе в целях создания единой системы публичной власти в Российской Федерации.

Указанный аспект напрямую влияет и на формирование Совета Федерации. Во — первых, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03 декабря 2012 г.№ 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в зависимости от порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации зависит и порядок наделения полномочиями представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, в случае если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации, то и представитель от исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации избирается депутатами. В то же время при избрании высшего должностного лица субъекта путем прямого голосования населения высшее должностное лицо вправе самостоятельно определить представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта.

Во-вторых, порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как вид формирования органов государственной власти субъекта Российской Федерации напрямую влияет и на результат определения представителя в Совет Федерации. Следовательно, возникает риск невозможности полноценной реализации полномочий представителя субъекта Российской Федерации в Совете Федерации, поскольку роль представителя Совета Федерации (за исключением представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации) заключается в представлении интересов субъектов Российской Федерации при осуществлении нормативного правового регулирования в рамках компетенции федерации, то есть при принятии федеральных законов как по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и по предметам исключительного ведения Российской Федерации.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует риск необоснованного вмешательства в порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это может привести к невозможности реализации субъектом Российской Федерации своих прав самостоятельно и полноценно, невозможности учета мнения субъекта Российской Федерации в верхней палате отечественного парламента, что напрямую склонит федеративные отношения в Российской Федерации в сторону унитаризма, и идет вразрез с основными конституционными принципами.

В этой связи, одним из решений, направленных на снижение указанного риска, является установление единого для законодателей и иных субъектов правотворчества понимания «общие принципы», которое могло бы установить определенные пределы компетенции субъектов общественных отношений.

Для достижения указанной цели существует несколько возможных путей развития. Прежде чем переходить к ним, необходимо отметить, что выведение четкой дефиниции «общие принципы» представляется крайне затруднительным. В то же время, в данной ситуации можно воспользоваться методами толкования права, обратив внимание на научные толкования или же на толкования, содержащиеся в решениях Конституционного Суда.

Например, возможно применить определенные признаки, свойственные определению «основа», к понятию «общие принципы». Так, С. А. Авакьян дает определение «основа», определяя ее как базу, базис, фундамент чего-либо. Однако данное определение не дает понимания, чем ограничен этот базис, и ограничен ли вообще. Исходя из этого, можно предположить, что наиболее эффективным методом установления понимания, что такое «общие принципы», является толкование Конституционным Судом Российской Федерации.

Эффективность участия Конституционного Суда Российской Федерации в федеративных отношениях представляется достаточно высокой. Так, С. М. Шахрай указывает, что разъяснения по вопросам разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности по вопросам организации органов государственной власти, содержатся в большинстве актов Конституционного Суда [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что стабильное состояние современного отечественного федерализма, а именно свободное легитимное избрание депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, реализация принципа представительной демократии путем наделения полномочиями представителя субъекта Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, может быть подвержено риску необоснованного вмешательства в эти процессы со стороны федерации в силу неограниченности в нормативном правовом регулировании по некоторым вопросам своей компетенции в рамках предметов совместного ведения субъектов и Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020;
  5. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / М.: Юстицинформ, 2015;
  6. Алексеев С. С. «У истоков Конституции России. Субъективные заметки» Екатеринбург, 2009 г.;
  7. Безруков А. В. «Парламентское право и парламентские процедуры в России: Учебное пособие (2-е издание, переработанное и дополненное)» Юстициинформ, 2015 г.;
  8. Шахрай С. М. «О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований: Отд-ние общественных науки РАН. -М.: Наука, 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее должностное лицо, государственная власть, Конституционный Суд, Совет Федерации, государственная власть субъектов, государственное устройство, исполнительный орган, российское государство, Федеральное Собрание.


Похожие статьи

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: перспективы совершенствования

Особенности функционирования Государственной Думы Российской Федерации

К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки

Эволюция структуры и порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации

О некоторых вопросах принципов деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан

Проблемы обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ

Некоторые вопросы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации в регулировании статуса выборных лиц местного самоуправления

Похожие статьи

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: перспективы совершенствования

Особенности функционирования Государственной Думы Российской Федерации

К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки

Эволюция структуры и порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации

О некоторых вопросах принципов деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан

Проблемы обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ

Некоторые вопросы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации в регулировании статуса выборных лиц местного самоуправления

Задать вопрос