Произведения Ф. М. Достоевского с точки зрения отражения в них русской ментальности анализировали многие ученые, которые пришли к выводу, что «в языке его произведений присутствуют все характеристики русского языка, отражающие основные составляющие отечественного национального самосознания» [4, с. 48].
Концептами, наиболее полно отражающими указанную ментальность, являются «любовь», «судьба», «свобода», «воля», «совесть», «тоска» [2, с. 10]. Именно в них заключена значимая информация об основных особенностях характера, представлениях о жизни, о месте и роли человека, о человеческих взаимоотношениях. Анализ языка произведений Достоевского представляет особый интерес с точки зрения отражения в нем национальной ментальности.
Достоевский в своем творчестве, безусловно, опирался на русскую языковую картину мира. Даже можно говорить о том, что основными концептами его творчества являются ключевые концепты именно этой концептосферы.
Концепт «любовь» играет значимое место в художественном творчестве Достоевского. В его произведениях встречаются разные типы любви: любовь с положительным значением, со значением отрицательным и любовь, которая заключает в себе и положительное, и отрицательное значение. Среди эпитетов к слову «любовь», встречающихся у Достоевского, можно выделить следующие слова, которые характеризуют любовь с положительной стороны: благородная, великая, духовная, истинная, радостная, чистая. Но встречаются еще и слова, которые характеризуют любовь с отрицательной стороны: безнадежная, безнравственная, болезненная, дикая, насильственная.
Чаще всего любовь приводит героев Достоевского не к счастью, радости и свету, а к мукам, страданиям и тьме. Можно утверждать то, что такая любовь возникает только в нездоровом обществе, и ей может противостоять любовь христианская, всечеловеческая, достичь которой можно только постоянной работой над собой. Для некоторых героев Достоевского любовь оказывается не счастьем и высшим благом, а болезнью и мукой [2, с. 19]. Обратимся к роману «Идиот».
Свою любовь к Настасье Филипповне князь Мышкин определяет как «любовь-жалость». Он признается Рогожину: «Я ведь тебе уже и прежде растолковал, что я ее не любовью люблю, а жалостью. Я думаю, что я это точно определяю» [3, c. 173]. Любовь же Рогожина к Барашковой — это «любовь-злость». Эта «любовь-злость» приносит человеку много страдания и, по мнению главного героя, может привести к ненависти. Рогожин любит Настасью слепо и страстно, прощает ей всё, но ревность в итоге берет верх, и он все-таки убивает предмет своей любви. В этом чувстве жертвой являются оба героя. Барашковой в лице князя дается огромный шанс на «воскресение» её души и изменение положения «падшей женщины», но она из-за чрезмерной гордости и себялюбия обрекает себя на гибель от рук много выстрадавшего Рогожина. Можно говорить о том, что Настасья из-за роковой любви к самой себе совмещает роль, как охотника, так и жертвы, так как губит сразу двух мужчин: одного доводит до полного безумия (князь Мышкин), а другого до безумия и преступления (Рогожин).
Рогожин в романе отмечает, что любовь Мышкина к Настасье Филипповне сильнее его чувств. Герои будто предначертаны друг другу, они неоднократно испытывают явление «дежавю», о чем часто упоминает Барашкова: «А как вы узнали, что это я? Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела?» [3, c. 89]. «Право, где-то я видела его лицо! ― проговорила она вдруг уже серьезно, внезапно вспомнив опять давешний свой вопрос» [3, c. 99]. Любви Мышкина к Настасье Филипповне абсолютно чужда страсть. Его любовь не страстная, а чистая и жертвенная, полная самоотвержения. Князь Мышкин не может не жалеть Настасью Филипповну, хотя знает, что это причиняет ей боль. Он чувствует себя виноватым в грехе жалости к окружающим. Такую любовь можно, безусловно, называть христианской. «Именно таким чувством обусловлено желание Мышкина умереть за предмет любви подобно тому, как Христос готов был отдать жизнь за людей» [5].
Любовь же Льва к Аглае пронизана теплотой. Девушка для него — луч солнца. Аглая была нужна ему для победы в его душе света и гармонии, которые он начал обретать в Швейцарии и которые около Настасьи Филипповны стали вытесняться тьмой и разладом. Они с Аглаей Епанчиной родственные души, детскость девушки и озорство роднит ее с юродивостью князя [1, с. 9]. Но следует отметить, что чувствам девушки присущ эгоизм и ревность. Князь Мышкин, обладая благородным и добрым сердцем, никак не может понять, почему люди так жестоки друг к другу. Он всегда старался всех понять, принять и простить.
Что же касается самой Барашковой, то любовь у нее особенная, она любит «по-своему». Эта любовь совмещает в себе много качеств: сладострастие, эгоизм, которого Настасья Филипповна стыдится. Именно поэтому она бежит из-под венца от князя Мышкина, чтобы не погубить его. Ее любовь не лишена и сострадания, ведь Барашкова понимает, что Лев беззащитен в этом жестоком обществе, полном корысти и фальши. Есть в ее любви и «материнские, платонические чувства» [5]. Для нее князь, прежде всего, человек, чистый чувствами и помыслами.
Таким образом, можно говорить о том, что в романе Достоевского «Идиот» любовь является роковым и болезненным чувством, которое приводит князя Мышкина к сумасшествию, а Настасью Филипповну к смерти. В художественной системе Достоевского любовь существует как динамический принцип, который одновременно враждует и смешивается у человека с себялюбием. Но, несмотря на это, любовь к другим — неотъемлемая часть человека, которая является первичной по отношению к разуму и, следовательно, бескорыстной. Любовь играет важную роль в романе «Идиот». Именно это чувство является завязкой романа, однако любовь в произведении Достоевского не может дать человеку счастья, а приносит лишь горе, страдание и муку. Можно заключить, что в романе Достоевского любовь равна страданию. Очевидно, что появление в обществе такой любви оценивается автором как негативное явление [1, с. 11], страдающие современники Достоевского, живущие в нездоровом обществе, неспособны получить от своих чувств умиротворение. В этом их несчастье.
Литература:
- Бокова О. А. Концепты «совесть» и «любовь» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // ФИЛОLOGOS. — 2013. -- № 16(1). — с.5–12..
- Бокова О. А. Отражение русской ментальности в идиостиле Ф. М. Достоевского (на материале языка романов «великого Пятикнижия»): Автореф… дис. канд. филолог. наук. — Орлов.гос.ун-т.: 2015. — 25 с.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 тт. Т. 8. — Л.: Наука, 1972–1990. — 422 с.; Т. 9. -Л.: Наука, 1972–1990. — 527 с.
- Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. — СПб.: 2006. — 255с.
- Петрова А. А. Разноликая любовь в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(1). [URL: https://sibac.info/studconf/science/iv/59215] (дата обращения: 10.01.2020)