Ключевые слова: Российская Федерация, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера ЖКХ, ЖКХ, Калининградская область, дефиниция ЖКХ
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в законодательстве до сих пор нет единообразного закрепления того, что следует понимать под жилищно-коммунальным хозяйством. Для того чтобы разрешить данную проблему, требуется исследовать актуальное отечественное законодательство и вычленить главные элементы содержания, указанного выше понятиям. Кроме того, нами будут исследованы недостатки действующего российского законодательства, выявлены проблемы, имеющихся к настоящему времени подходов по определению того, что следует понимать под жилищно-коммунальным хозяйством.
В настоящее время сфера жилищного-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) является одной из самых обширных отраслей отечественной экономики. Она одновременно действует и касается большого количества ежедневных интересов граждан России, а также органов государственной и муниципальной власти. На качество жизни населения современного российского общества влияет совокупность показателей, которые характеризуют финансовый, социальный, культурный, физический и морально-нравственный уровень жизни населения государства. Общество имеет настоятельную потребность в хорошо налаженной и безопасной работе каждого элемента ЖКХ, при том, что работа каждого элемента не является идеальной. Государственная власть должна решить основную задачу, а именно — обеспечить наиболее эффективные условия для жизни населения государства. Мы полагаем, что общественные интересы в сфере ЖКХ до сих пор не полностью урегулированы. Такое положение обусловлена тем, что происходит большое количество изменений, а также усложняются общественные отношения, в связи с этим, юридическая регламентация не успевает за развитием общества.
Целью принятия, использования и совершенствования жилищного законодательства, является обеспечение конституционного права граждан на жилище, поддержание его безопасности, неприкосновенности, а также недопустимости незаконного лишения жилища. Кроме того, гражданин имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться жилыми помещениями, имеющимися у него на праве собственности, если это не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации 2, а также иных законодательных и подзаконных актов.
В жилищное законодательство входит большое количество нормативно-правовых актов, которые закрепляют, изменяют либо отменяют жилищно- правовые нормы. Общественные отношения в жилищной сфере постоянно изменяются, а также подвергается значительному регулированию со стороны государственных органов, однако, это не умаляет количество проблем в данной сфере. Позитивной черты российского жилищного законодательства является то, что оно соответствует положениям международного права.
Положительным изменением в современного жилищного законодательства, является принятие Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» 4. Данный закон регламентирует отношения, которые появляются в ходе формирования, развития и использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Согласно положениям названного закона, под жилищно-коммунальным хозяйством принимается определённая область деятельности, а именно жилищный фонд, управление общим имуществом в многоквартирном доме, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг и поставка ресурсов. В свою очередь, в Федеральном законе от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 5 были закреплены основы финансирование субъектов РФ, а также муниципальных образований в ходе осуществления ремонта в многоквартирных домах.
Необходимо отметить, что дефиниция ЖКХ часто применяется в различных подзаконных нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Так, в Распоряжении Правительства РФ от 21.01.2016г. № 80-р 6, утвердившем стратегию развития ЖКХ в РФ на период до 2020 года, имеется важная особенность, состоящая в том, что это единственный подзаконный акт, который содержит в себе определение ЖКХ на федеральном уровне. В соответствии с данным Распоряжением под ЖКХ понимается базовая отрасль отечественной экономики, которая обеспечивает население жизненно необходимыми услугами, а промышленность необходимой инженерной инфраструктурой, но при этом, вышеуказанное определение не полностью раскрывается сферы ЖКХ.
Надо сказать, что ЖК РФ не включает в себе легального определения ЖКХ. Лишь статье 4 кодекса закреплено, что предметом жилищного законодательства является система жилищных отношений. В этой же статье закрепляется список субъектов жилищно-коммунальных отношений. Особенностью жилищно-коммунальных отношений является то, что они тесно связаны с иными отраслями отечественного законодательства, в том числе, градостроительной, земельной и гражданской.
Кроме того, ЖК РФ дает множество ссылок на Бюджетный кодекс Российской Федерации, где закрепляется список отношений, входящих в ЖКХ, при этом ЖКХ является одной из статей расходов бюджета. В соответствии с БК РФ ЖКХ включает в себя следующие виды отношений: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные научные исследования в сфере ЖКХ и иные вопросы в сфере ЖКХ. Эта формулировка даёт нам основание признать, что в настоящее время нет однозначного определения ЖКХ, а также списка отношений, которые в него должны быть включены. В связи с отсутствием чёткости в описании отношений, входящих в ЖКХ, в него могут быть включены различные виды отношений.
Помимо названных актов, ЖКХ регламентируется актами, которые издаются Министерством финансов Российской Федерации. Согласно данным актом жилищно-коммунальное хозяйство это один из видов экономической деятельности. Также имеется, следующее определение: ЖКХ — это вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27.04.2016 года № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» 7 и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ.
Выработка и закрепления единого определения ЖКХ важно не только с точки зрения научной, но и прикладной. Отсутствие легального определения ЖКХ, ведет к тому, что в субъектах сущность ЖКХ формулируется различным образом. Также в законодательстве большинства субъектов Российской Федерации отсутствует закрепление дефиниция ЖКХ. В Постановление Правительства Калининградской области от 01.02.2017г. № 26 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 24 июня 2016 года № 325 и признании утратившими силу отдельных постановлений (пунктов постановлений) Правительства Калининградской области» также отсутствует определение ЖКХ. В отдельных статьях имеются упоминания о развитие жилищно-коммунального хозяйства, содействии организациям жилищно-коммунального хозяйства и так далее.
Всё это ведёт к усложнению регламентирования общественных отношений в указанной сфере, в том числе, и применении мер административного наказания.
При формулировании дефиниция ЖКХ требуется принимать во внимание, что это область включает в себя различные сферы и имеет значительную экономическую составляющую, которая регламентирует функционирование множества организаций, осуществляющих предоставление гражданам жилищно-коммунальных услуг. Поэтому полагаем, что в нормативно-правовые акты необходимо включить комплексное определение ЖКХ, которое будет включать в себя как правовые, так и социальные, и экономические отношения.
Считаем, что можно сформулировать дефиницию ЖКХ следующим образом — это комплексная отрасль экономики, имеющая своей целью обеспечения населения Российской Федерации условиями, которые позволят полноценно проживать в жилище, включающая в себя функционирование уполномоченных субъектов по предоставлению газ-, электро-, тепло- и водоснабжения жилищного фонда, а также осуществление его ремонта и благоустройства.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 251-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 3301.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2004 г. // Рос. газ. — 2005. — № 1. — 12 янв.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. // Рос. Газ. — 1998. — № 153–154. — 12 авг.
- О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: федер. зак. от 21.07.2014 № 209-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 04 июля 2014 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 09 июля 2014 г.: в ред. федер. зак. от 27.12.2019 № 523-ФЗ // Рос. газ. — 2014. — № 163. 23 июля.
- О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федер. зак. от 21.07.2007 № 185-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 06 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г.: в ред. федер. зак. от 27.12.2019 № 469-ФЗ // Рос. газ. — 2007. — № 162. — 27 июля.
- Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распор. Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р: в ред. распоряж. Правительства РФ от 18.10.2018 № 2253-р // Собр. зак. РФ. — 01.02.2016. — № 5, ст. 758.
- Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017–2019 годы: утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 в ред. от 03.08.2018 // Солидарность. — 2017. — № 4. — 25 янв.