Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 13.02.2020

Статья просмотрена: 1424 раза

Библиографическое описание:

Робак, С. П. Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / С. П. Робак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67345/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены мнения таких известных критиков, как Д. И. Писарев, Н. И. Надеждин и Н. Г. Чернышевский. Автор подводит к выводу о том, что общепринятое восприятие данной героини требует переосмысления. Статья может быть полезна и интересна учащимся школ, преподавателям русского языка и литературы, а также всем тем, кто интересуется творчеством А. С. Пушкина.

Ключевые слова: Ольга, образ Ольги, Пушкин, легкомыслие, Писарев, Надеждин, Чернышевский, женский образ, нравственность, психология, русская литература.

Целью данной статьи является переоценка образа Ольги Лариной в романе А. С. Пушкина.

Ольга Ларина выступает объектом исследования.

Предметом работы является опровержение легкомысленности и пустоты Ольги Лариной.

Актуальность темы обусловлена необоснованным и предвзятым отношением общепринятого мнения об Ольге. Новизна работы заключается в выявлении искажённой трактовки одного из женских образов известного романа А. С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели необходимо использовать метод анализа.

Подобная работа помогает лучше понять героиню романа.

Ольга Ларина считается одним из образов воплощения женственности и красоты. Однако при рассмотрении данной героини принято считать, что её духовный мир очень скуп, да и вообще в отличие от своей сестры Татьяны, — она легкомысленная и не способная на глубокие истинные чувства девушка.

«Евгений Онегин» — это один из первых социально- психологических романов в русской литературе, а значит, есть основания рассмотреть данное произведение с точки зрения психиатрии и социологии.

Для реализации поставленной цели необходимо разобрать понятие «здоровье», определить психотип объекта анализа, сформулировать основные причины переосмысления данного литературного образа и ознакомиться с мнениями критиков — современников А. С. Пушкина и в конце сделать выводы.

Основная часть:

Устав ВОЗ определил понятие «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [1, с. 1].

Существует неразрывная взаимосвязь между психическим, социальным и физическим здоровьем.

Исходя из теории И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Ольга Ларина относится к типу, определяемому как «сильный уравновешенный подвижный» [2, с. 322]. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип. В романе она представлена оптимистичной, весёлой и жизнерадостной. Данному типу свойственна так называемая «пластичность», то есть быстрая адаптация к изменениям в окружающей среде. В меняющихся условиях сангвиники не чувствуют дискомфорта, умеют быстро переключать внимание. Пример: «Он думал Оленьку смутить, своим приездом поразить; Не тут-то было» [12, с.132]. Смерть своего жениха Ольга пережила легко «… не долго плакала она. Своей печали неверна» [12, с.153]. Стало быть, ошибочно обвинять Ольгу в неверности.

Не представляется разумным возводить культ меланхолика (Татьяны, которая большую часть времени предаётся унынию, страданиям, пессимизму) как одного из лучших женских образов в романе.

Однако нельзя утверждать, что один из типов высшей нервной деятельности предпочтительнее другого. Подобное не является выборочным, это врождённый признак нервной системы.

Теоретический анализ работы А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» позволяет сделать вывод о том, что Ольга относится к типу гипертима. На это указывают следующие характеристики: «Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. <…> Хорошее настроение гармонично сочетается с прекрасным самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон». [3]

Ольга в отличие от Татьяны не является шизоидно-истерической личностью. Ольге «хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным» [4, с. 40]. Девушка «резва, беспечна, весела» [12, с.133], а подобный психотип умеет налаживать контакты с окружающими.

Ольга не нуждается в уподоблении кому-либо, как её сестра, чьё «истерическое начало заключается, в первую очередь, в ее плавающей идентичности и примеривании литературных масок» [5, с. 71].

Исходя из тезиса о том, что Татьяна относится к шизоидно-истерической личностью, мне хотелось бы развеять миф о верности Татьяны. Она отказала Евгению, потому что для её «истерической души важно поддерживать режим неосуществления желания» [5, с. 73].

Ольгу можно считать абсолютно социально здоровой. Под понятием «социальное здоровье» принято понимать такое состояние индивида, при котором происходит взаимодействие этого индивида с социумом. Социальное здоровье обусловлено двумя основными способностями: социальной адаптацией и принятием определённых социальных норм.

Ольга коммуникабельна не только в детстве «...Когда же няня собирала для Ольги на широкий луг всех маленьких ее подруг»... [12, с. 49], но и в юности не утратила подобной черты. Когда идут описания праздных вечеров сложно предположить, что Ольга оставалась в стороне, как её старшая сестра. Татьяна с детства «играть и прыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна» [12, с. 48].

Внешний вид также подтверждает, что Ольга здорова «…Кругла, красна лицом она…» [12, с. 59].

В связи с вышесказанным вполне логично задаться вопросом, почему же всё-таки образ Ольги стоит объяснять учащимся как пример здоровой молодой девушки. Во-первых, тоска из-за любви (как в случае с Татьяной) приводит к физическим недугам: ухудшение сна, отсутствие аппетита, утрата интереса к жизни. Пример: «Здоровье, жизни цвет и сладость, улыбка, девственный покой, пропало всё, что звук пустой…; Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!» [12, с. 90–91]. В состоянии тоски катастрофически уменьшаются защитные механизмы организма. «Печаль, тоска, уныние и подавленность уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность» [6, с. 192]. Следовательно, лучше «недолго плакать» и сохранять своё здоровье. Во-вторых, не стоит быть одержимым каким-либо человеком. Это приводит к ряду невротических расстройств. Определённо стоит рассматривать образ Ольги как идеал той девушки, которой свойственен оптимизм, жизнерадостность, здоровье, энергичность. В-третьих, для здорового формирования мировоззрения необходимо учитывать тот факт, что духовность — это, прежде всего, основа психического, физического и социального здоровья. Что следует понимать под «духовным здоровьем»? Духовное здоровье — здоровье разума. Оно выявляется умением определять своё положение в социуме, формировать отношения с людьми, разрабатывать различные модели поведения, зависящие от той или иной ситуации.

Необходимо добавить, что здоровыми людьми, обладающими здравым смыслом и адекватной степенью эгоизма, сложнее управлять и оказывать на них воздействие. Прогрессивному обществу всегда нужны здравые и рациональные умы, так как от этого зависит будущее государства. «Роль здорового образа жизни велика не только с точки зрения значимости его для индивида. Со здоровым образом жизни целых социальных групп может быть связано воспроизводство системных качеств социума» [11, с. 269].

Художественная литература основывается на художественном вымысле, а, значит, прямых соответствий с реальностью не имеет.

А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» первый из российских поэтов использовал метод психологического реализма. В таком случае уместно поставить ещё один вопрос о возможности серьёзного рассмотрения романа в контексте действительности. Некоторые современники А. С. Пушкина писали, что не стоит подходить к роману глубокомысленно, так как проблемы просвещения, экономики и политики оставляют желать лучшего.

Одним из первых критиков, кто дал развёрнутое обоснование в литературно-критической статье того, что данное произведение не стоит рассматривать столь серьёзно, был Д. И. Писарев. Русский публицист высказался: «Но изучать тут всё-таки нечего; надо только прочитать, как мы читаем журнальную статью, как пробегаем отдельные иностранные известия в газетах. <…> вдаваться в эстетику, подмечать индивидуальные особенности того или другого таланта, вглядываться в язык и в манеру повествования — это значит терять требования живой действительности и уходить от этих требований в тёмные трущобы семинарской и гимназической жизни» [7, с. 202–203].

Писарев пытался подвергнуть роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина переоценке. Дмитрий Иванович стремился наставить молодёжь на путь истинного «реализма». Образ Татьяны Писарев называл испорченным из-за чрезмерного романтизма, который героиня подчерпнула из романов. Критик призывал молодёжь: «… в лице своих даровитых представителей не изучать русской литературы, а только читать те книги, русские или иностранные, которые дают человеку основательные знания действительной жизни» [7, с.204].

Писарев, поднимавший реформаторские, образовательные, экономические и социальные проблемы, прав как просветитель. Серьёзно рассматривать образы литературных героев нужно в том случае, когда уровень жизни людей является высоким и удовлетворительным для всех, а не только для отдельных классов и сословий.

Н. И. Надеждин писал об «Евгении Онегине» в 1830 году: «Ветреная и легкомысленная пародия на жизнь. Мыльные пузырьки, пускаемые затейливым воображением» [8, с. 504]. По мнению Николая Ивановича, роман «Евгений Онегин» не подлежит серьёзному рассмотрению, так как он не более, чем художественный вымысел. Образ Ольги настолько реален и здоров, что не представляет собой интереса для читателя. Татьяна же, наоборот, привлекает своим трагизмом, страданиями, необычным поведением «дика, печальна, молчалива…» [12, с. 48]. Пушкин понимает это и пишет: «Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой» [12, с. 47].

Н. Г. Чернышевский отводил литературе исключительную воспитательную роль. Учёный считал, что именно литература способствует рождению нравственных, эстетических, гражданских чувств. Будучи сторонником революционно-демократической педагогики, он утверждал: «Если образование и воспитание не способствуют формированию передовых взглядов и убеждений, <…> не вырабатывают прогрессивных взглядов на общественную и личную жизнь, то такое образование и воспитание не могут быть удовлетворительными». [9, с. 17]

Заключение:

На протяжении последних десятилетий не происходит изменений в интерпретации данного романа. Практически отсутствуют исследования по героине романа «Евгений Онегин» Ольге Лариной.

Не представляется верным тот факт, что учащиеся в школах перенимают готовые объяснения всех героев «Евгения Онегина», в частности и Ольгу Ларину. Ученикам необходимо развивать умение здраво мыслить и совершенствовать его.

Итоги проведённого анализа позволяют сделать вывод о том, что мы, живя в век прогресса и инноваций, не должны игнорировать достижения человека в области психологии, социологии, медицины, психиатрии. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволяет заключить, что образ Ольги Лариной имеет право быть переосмысленным.

Отсутствие универсальных прочтений образа Ольги (а также Татьяны и др. героев романа) позволяло бы взглянуть на текст произведения с новых ракурсов. Баратынский Е. А. в одном из своих писем оставил комментарий про роман «Евгений Онегин»: «Каждый <…> толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят и все читают» [10, с.103].

Литература:

  1. УСТАВ ВОЗ. Основные документы. 48 издание. — 2014. — Италия. 2014. — 273 с.
  2. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 660 с.
  3. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Онлайн Библиотека. URL: https://www.phantastike.com/character/psyhopatii_i_akcentuacii_lichnosti/zip/ (дата обращения: 04.02.2020).
  4. Основные формы страха / Пер. с нем. Э. Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1998. — 336 с.: ил. ISBN 5–89321–021–2
  5. Руднев В. П. О шизоистерическом характере // Консультативная психология и психотерапия. — 2011. — № 1. — С. 65–94. ISSN: 2075–3470 / 2311–9446
  6. Стрижак Л. Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2000. — 335 с. ISBN -276–00843–4
  7. Писарев Д. И. Сочинения Д. И. Писарева. Полное собрание в шести томах. Том четвёртый. — 4-е изд. Ф. Павленкова. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1903. — 606 с.
  8. Зощенко М. М. Избранное. — Л., Лениздат, 1981. — 720 с.
  9. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова; сост. А. В. Плеханов. — М.: Педагогика, 1983. — 336с. — (Пед. б-ка).
  10. Верещагин Е. М. Творческие замыслы А. С. Пушкина, оставшиеся в черновиках. Доступные текстологические очерки. — М.: Издательский дом «Познание», 2018. — 576 с.
  11. Салахутдинова Р. Х. Социальное здоровье как объект социологического исследования: вопросы методологии // Вестник СПбГУ. — 2011. — № 3. — С. 263–271.
  12. Пушкин А. С. Евгений Онегин: роман в стихах. — М.: «Э», 2018. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ольга, пушкин, образ Ольги, русская литература, высшая нервная деятельность, героиня романа, социальное здоровье, старшая сестра, художественный вымысел, шизоидно-истерическая личность.


Ключевые слова

русская литература, нравственность, психология, Пушкин, легкомыслие, женский образ, Ольга, образ Ольги, Писарев, Надеждин, Чернышевский

Похожие статьи

Рецепция пушкинских образов и образа самого писателя в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

В статье рассматриваются пушкинские образы и традиции в произведениях писателей 20 века. Было выяснено, что каким оригинальным и крупным ни было бы то или иное явление в послепушкинской поэзии или прозе, в нем всегда присутствует пушкинское начало, о...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)

Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г...

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результат...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Поэтические тексты в преподавании русского языка детям из стран Средней Азии

В статье рассматриваются подходы, применяемые в процессе обучения русскому языку детям из стран Средней Азии. Анализ научно-методической литературы показал, что преподавателю следует помнить: поэтический текст предназначен для осмысления и сопережива...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Репрезентация авторской позиции посредством метафоры и сравнения в описании общественно-политического строя в романе Джорджа Оруэлла «1984»

В статье рассматриваются метафоры и сравнения, отображающие восприятие и отношение Джорджа Оруэлла к общественному и политическому строю в художественном произведении «1984». Целью исследования является анализ используемых автором изобразительно-выр...

Похожие статьи

Рецепция пушкинских образов и образа самого писателя в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

В статье рассматриваются пушкинские образы и традиции в произведениях писателей 20 века. Было выяснено, что каким оригинальным и крупным ни было бы то или иное явление в послепушкинской поэзии или прозе, в нем всегда присутствует пушкинское начало, о...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)

Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г...

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результат...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Поэтические тексты в преподавании русского языка детям из стран Средней Азии

В статье рассматриваются подходы, применяемые в процессе обучения русскому языку детям из стран Средней Азии. Анализ научно-методической литературы показал, что преподавателю следует помнить: поэтический текст предназначен для осмысления и сопережива...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Репрезентация авторской позиции посредством метафоры и сравнения в описании общественно-политического строя в романе Джорджа Оруэлла «1984»

В статье рассматриваются метафоры и сравнения, отображающие восприятие и отношение Джорджа Оруэлла к общественному и политическому строю в художественном произведении «1984». Целью исследования является анализ используемых автором изобразительно-выр...

Задать вопрос